Летом бизнесмен и депутат горсовета 3 и 5 созывов Олег Карпиков презентовал частную картинную галерею в Орле. Во время презентации журналистам бизнесмен заявлял, что в дальнейшем планируется обновление экспозиции. И действительно – в галерее не только обновляются выставленные напоказ картины, но и становится уютнее. Пользуясь случаем, и учитывая итоги опроса, в котором жители региона оценили работу местных чиновников, «Орловские новости» поговорили с Олегом Карпиковым о работе чиновников, управлении, непопулярных, но полезных решениях.

О чиновниках, власти и популистских решениях

Большинство принявших участие в опросе «ОН» оценили работу местных чиновников в 2020 году как «ужасно» и «не справляются». С чем это связано, и как вы сами оцениваете работу чиновников?

Прежде всего я связываю с недостатком профессионалов среди чиновников. Есть разные категории людей – кто-то ничего не хочет делать, но замечу, есть и те, кто радеет за свое дело. Но в целом тренд такой, что должной эффективности и результативности там нет. Подчеркну, надо дать шанс добросовестным людям, там есть профессионалы, но, к сожалению, их недостаточно. Потому и такие результаты.

Читайте по теме: Орловцы оценили работу чиновников в 2020 году

Прежде всего я не оцениваю людей, я оцениваю те должности которые они занимают, и что они делают, будучи находясь на этих должностях. Допустим, люди наделенные властными, распорядительными функциями, занимающиеся управлением, отчитываются о выполнении той или иной работы. «Мы это сделали», – говорят они. Но меня, как гражданина, это не устроило бы, потому что я знаю что эту работу можно сделать за месяц, а она делается за год. И формулировка «мы работали», – никуда не годится, и я никак не могу оценить эту работу. 

Почему для многих чиновников среднего звена работа – это сидеть в кабинете с 9 до 18 и в 18:00 бежать домой, бросив все дела? Если нет мотивации, то где ее взять? 

Мотивации нет для достижения результата или она очень слаба, или ее практически нет. Но мотивация у чиновников она присутствует, которую, к слову, они через депутатов сами себе и утвердили – это и гарантированная, защищенная от инфляции заработная плата, отпуска, дополнительные отпуска, различные льготы, это дополнительная пенсия и т.д. И это все за счет наших налогов.

Подчеркну, что это уже достаточная мотивация чтобы они (чиновники) работали результативно. А почему нет мотивации прописанной на бумаге, открытой для всего общества – вот это вопрос. 

Я будучи депутатом горсовета много раз поднимал этот вопрос на сессии горсовета, разговаривал с главой администрации, и с действующим на тот момент мэром, люди разводили руки «вот так есть». 

И я могу понять – зачем и кому нужно из чиновников чтобы была прозрачной их работа, чтобы люди могли оценить работу. Лучше пусть будет «мутная вода» и все, и они находятся в вечном процессе – никто не хочет просто так и не будет, наверное, терять свои возможности, терять свои льготы.

Мало кто будет делать так, чтобы их работу можно было оценить, а вдруг она будет неэффективной, и что же тогда? Эти же управленцы посчитают, что их то все это устраивает. И можно привести массу примеров ненормальной работы. В частности, это мост Дружбы – ведь никого не наказали за его затянувшийся ремонт. 

Читайте по теме: «Наша главная беда – в управлении». Олег Карпиков рассказал о главной проблеме Орла и своем политическом будущем

По сути, вся проблема в фиксированной зарплате чиновников?

Скажу больше, некоторые люди получают еще и дополнительную заработную плату – например, за работу с секретными документами, за выполнение каких-то непонятных заданий. Какая работа с документами? Это одна из основных обязанностей людей, занимающих определенные должности – просто придумали себе дополнительные надбавки. 

И что с этим делать?

Тренд о прозрачности критериев оценки работы, в инициативности, эффективности, должен задать федеральный центр, и регионы тоже. Мы в прошлый раз говорили о проблемах управления – здесь всего лишь нужно захотеть. 

Очевидно, что оценивать работу чиновников нужно по результату. Это должно быть прозрачно – люди должны увидеть, что каждая должность подразумевает выполнение определенной работы в определенные сроки и с определенными результатами.

Если работа чиновника, занимающего должность, не видна – то зачем нужен такой чиновник? Деньги из бюджета получать? Это очевидные вещи в моем представлении – такие чиновники нам не нужны. 

О критериях оценки и сравнениях

Вернемся к итогам опроса. Удовлетворительно работу чиновников оценили 15,3% опрошенных, а 6,15% и вовсе остались довольны их работой в 2020 году

Я могу сказать, что возможные 5-6% положительно оценившие работу чиновников, это, возможно, горожане, которые сами и являются чиновниками – ну как они могут оценить свою работу неудовлетворительно? А если серьезно, большинство чиновников – такие же люди как все, и зачем им что-то менять если и так их все устраивает. Тем более нет никакой ответственности. Вспомните брежневские времена, когда сначала все вроде бы шло хорошо, а потом начало загнивать, потому что люди просто прикипели к своим местам. 

Наши читатели также сравнили работу нынешних чиновников с результатами управленцев 15-20 лет назад. Современные чиновники работают лучше или все-таки уступают своим предшественникам? 

Я бы назвал некорректным подобное сравнение работы чиновников. Потому что 15-20 лет назад только начиналось становление сегодняшнего общества. Отчасти много было непоняток, учитывайте и растаскивание и разбазаривание государственных активов. И кто был у власти, многое успели, скажем так «прихватизировать», можно говорить и далее.

А вот если уйти немного дальше, допустим, в 70-е, 80-е годы, вот тут было бы корректное сравнение. Тогда, конечно, был гораздо выше уровень чиновников – компетентность, ответственность, профессионализм. Элементарно не сравнить с сегодняшними подходами. 

Работу некоторых сегодняшних чиновников можно оценить как  «полнейшая безответственность», они не хотят и не берут на себя ответственность за принятые решения.

Депутатскому корпусу, и чиновникам, сегодня позволено брать «бешеные» кредиты, но они не задумываются о том, что будет дальше за этими кредитами. Если угодно, о последствиях мало кто задумывается, повторюсь, и это, в том числе следствие, недостатка профессионалов среди чиновников.

Будучи депутатом я публично говорил о том, что нужно изменить бюджетный кодекс. Но никому это не нужно, и меня лично это, как управленца, просто раздражает.

То есть многие чиновники, да и депутаты живут по принципу «после нас хоть потоп»?

Они понимают, что находятся на своих постах временно. Причем, специально обращаю внимание, это касается не только так называемых «варягов», но и местных чиновников. Они понимают, что через пять лет покинут свои посты и должности, поэтому просто живут сегодняшним днем.

Власть, пытаясь заигрывать с населением, принимает популистские решения. Новые чиновники и депутаты, получившие доступ к управлению и власти, вынуждены не решать действительно важные и актуальные задачи, а заниматься исправлением проблем, которые появились в результате популистских решений, принятых их предшественниками. 

Для этого приходится их отменять, что, вполне естественно, вызывает недовольство населения. Отсюда исходит, что должна присутствовать сбалансированность в принятии управленческих решений. Показательный пример раздача льгот в ущерб другим сферам жизни города – потом эти льготы тяжело забирать. К сожалению, это реальная ситуация.

Депутаты тоже зависят от этого – допустим, пришел новый глава администрации или губернатор, и чтобы с ним не вступать в конфликт, они поддерживают идею кредита. Так депутаты стараются выглядеть «белыми и пушистыми».

Но мало кто задумывается о том, а как эти деньги заработать, откуда их взять, потратить проще всего.

Много комитетов, комиссий и так далее, но почему то нет ни одной реально действующей комиссии, которая вскрыла бы те проблемы, которая работала бы на результат, в нашем случае, это наполнение бюджета. 

Наполнение бюджета это не самоцель, а одно из средств эффективного и разумного управления городом. При всем этом, нельзя действовать топорно. Допустим, если поднять налог на имущество, то, с одной стороны да – деньги пойдут в бюджет, с другой – такое решение «ляжет» тяжким бременем на экономику, промышленность, бизнес.

Это разве нормальное управление? Это крайне неудовлетворительное управление.

О благополучии и поведении

Почему люди хотят видеть своих детей чиновниками?

Причина одна – ответственности практически никакой, требования гораздо ниже, чем скажем, в коммерческих структурах. Соответственно родители желают своим детям судьбу чиновника – хорошая зарплата, льготы, дополнительная пенсия, дополнительные дни к отпускам т.д. Это элементарно, забота о своих детях, и неверие что можно что-то изменить, и что кроме бюджетной сферы, может быть привлекательно что-то иное. Многие выбирают благополучие чиновника, и это понятно.

Не могу не затронуть ситуацию, в которой оказался советник губернатора по СМИ Сергей Лежнев. Как вы оцениваете эту ситуацию?

Откровенно говоря, это не красит ни одну из сторон. Но на Лежневе ответственности больше находится, он, по сути, «глаза и уши» губернатора. Поэтому его действия и слова, очень важны для общества. 

Лежнев должен быть сдержаннее в любом случае: и как чиновник, и как публичный человек. Ведь пусть даже частный разговор с публичным лицом, однажды может стать достоянием общественности, и это нужно помнить. 

Читайте по теме: Фотограф Жумик публично поругался с Лежневым. Что об этом известно?

Возвращаясь к вопросу содержания и формы, я не приемлю матерное общение между «правой рукой» губернатора, чиновником и обычным горожанином – хоть это частный, хоть это публичный разговор, но такого быть не должно. Ведь теперь Лежнева в любом случае будут ассоциировать с такой формой разговора, что не есть хорошо.

Нужны ли чиновникам четко прописанные правила поведения?

Чиновникам нужны правила поведения с определенными последствиями (в том числе и применением материальной и дисциплинарной ответственности). Но при этом недостаточно разработать, принять и утвердить эти документы – прежде всего нужен механизм, чтобы эти правила работали. 

Это одна из болезней нашего российского общества – документов много, законов много, но почему то они работают избирательно. Так же и здесь, есть популистский подход – вот есть правила для чиновников, но если не будет меры воздействия, если угодно кнута, то они работать не будут.

Как с этим справиться?

Как минимум прозрачность, публичность. И СМИ сыграют в этом плане решающую роль – они будут сообщать о нелицеприятном поведении чиновников и порицать их. А ведь после такого могут и с должности уволить, зарплату понизить, лишить определенных льгот или премий, оштрафовать в конце концов. Тогда человек, занимающий определенную должность, будет контролировать свои эмоции, внимательнее относиться к своим действиям, словам и результату работы.

О кадрах и ярмарках выходного дня

С осенним ростом количества заражений коронавирусом обнажились многие проблемы орловского здравоохранения. В частности, регион столкнулся с нехваткой квалифицированных медиков. Виноваты ли в этом чиновники или это все просто «неудачное стечение» обстоятельств?

Всеми процессами управляют люди – бывает удачное управление, бывает неудачное управление. В данном случае речь идет о не очень удачном процессе управления в пандемию. В частности, нехватка врачей – это результат неверного управленческого решения, причем принятого на федеральном уровне, с молчаливого согласия регионов.

Это несправедливая, на мой взгляд, разница в уровне зарплат медиков в Орле и Москве. Ественно, квалифицированные специалисты уезжают туда, где им платят больше, где комфортные условия.

Я много раз открыто говорил о том, что задача федерального центра заключается в обязательном выравнивании заработной платы между Москвой и регионами.

В Орле уже несколько месяцев продолжается «ярмарочная эпопея», затеянная мэрией. Ярмарки нужно оставить на привычных местах или все-таки перенести их на альтернативные площадки?

Я могу понять администрацию города в плане их представления, что это не совсем удачные места. Площадь Жукова, это даже не спортивная площадь, что целесообразно, а площадь, на которой находится ярмарка. Власти нужно было бы продумать размещение ярмарки на альтернативных площадках, но в этом же районе – были бы довольны и город, и население и предприниматели.

«В других местах нас не ждут»: торговцы обсудили с властью ситуацию с ярмарками выходного дня. Репортаж «ОН»

С Комсомольской площадью абсолютно такая же ситуация. Раньше ярмарка располагалась на Щепной площади, которая сейчас находится в относительном запустении, так почему бы туда не перенести эту ярмарку?

В моем представлении ярмарки не должны быть на центральных улицах. Пусть будет не две ярмарки, а десять-пятнадцать площадок рассредоточенных по всему городу.

Тогда был бы найден баланс между предпринимателями, населением и властью относительно обустройства и комфорта в городе.

Сейчас организацией работы ярмарок занимается торгово-промышленная палата, отдайте эту задачу предприятиям, располагающими площадями для этого. С одной стороны,они будут следить за порядком, организовывать торговлю, но с другой стороны – будут иметь с этого определенную прибыль.

Мое мнение такое, что торгово-промышленная палата должна заниматься другими задачами, а не разбираться с ярмарками выходного дня.

Я приветствую намерения власти навести порядок с ярмарками. Кому-то это нравится, кому-то это не нравится, но это мое мнение.

О благоустройстве и общественном транспорте 

Как вы оцениваете преображение Орла в 2020 году?

Я в целом оцениваю это положительно. Практически каждый управленец для того чтобы что-то преобразовать в лучшую сторону, должен потратить деньги, это самый легкий путь. Наверное другие главы администрации и губернаторы этого не хотели, но вот нашелся Клычков, который занялся этим вопросом.

Власти Орла не будут закупать испанское оборудование в Детский парк

В то же время стоит вопрос а как тратятся эти деньги? Вот в прошлом году общественники задались вопросом завышенных цен в смете. Все из-за дорогого испанского оборудования. Зачем его ставить, когда можно установить российское, ничем не уступающее по качеству?

За условно говоря миллион рублей можно сделать много, а можно сделать мало. Вот касательно благоустройства, почему муниципальные контракты несколько раз подряд получает одна и та жа компания?

Исходя из того что сказал, я предполагаю, что кто-то получает откаты. Это касается благоустройства всех общественных мест.

Скверу Ермолова нужна реконструкция?

Да, я поддерживаю идею приведения сквера Ермолова в порядок. Я будучи депутатом горсовета выражал свое мнение о том, как в ходе реконструкции должен преобразиться сквер Ермолова: фонтаты где-то добавить, подсветку, решить вопрос с освещением. Все это есть в свободном доступе.

В районе сквера Ермолова может появиться пешеходная зона

Но отмечу, что благоустройство сквера не должно разделить общество. Лучше подготовить несколько концепций реконструкции, и выбрать ту, которая сможет удовлетворить большинство. 

При этом я считаю излишним объединение сквера Ермолова и улицы Ленина в единую пешеходную зону. Дело даже не парковках – ведь дорога по ул. Карачевская, пролегающая мимо театра «Свободное пространство» в определенной степени помогает разгрузить транспортный поток по ул. Комсомольской, а с созданием единой пешеходной зоны я предвижу в городе определенные транспортные проблемы.  

В феврале уже 2021 года ожидается закрытие Красного моста. Как вы считаете, не пострадает ли из-за этого орловский электротранспорт?

С одной стороны, ремонт моста станет причиной дискомфорта горожан и гостей города – ближайшие два года реконструкции придется испытывать определенные неудобства при передвижении по городу. С другой стороны, когда ставится выбор между безопасностью и комфортом, следует выбрать первое, пусть и непопулярное решение. 

Красный мост закроют с 1 февраля

Единственное, я бы предложил создать временную переправу для пешеходов и велосипедистов, например, понтонный или другой временный мост.

Орловские чиновники набили шишки с ремонтом моста Дружбы?

Честно, я не знаю как поведут себя чиновники в случае с ремонтом Красного моста. На это указывает, в частности и выбор подрядчика: сначала они объявили, что доверили московской фирме ремонт моста, потом под разными предлогами отказались от ее услуг и находят нового подрядчика.

Власти официально заключили контракт с белгородским подрядчиком по ремонту Красного моста в Орле

Это следствие той непрозрачности, негибкости сложившейся системы. Вполне вероятно что кто-то лоббирует интересы белгородского подрядчика, может быть здесь замешана и коррупционная составляющая. Но сами понимаете, это только мои предположения, так как наверняка я сказать не могу.

В любом случае жителей города ожидают неудобства. И как показывает время, в процессе ремонта возможно всякое: низкое качество работ, срыв сроков и так далее. Я был бы рад ошибиться, но как пройдет реконструкция моста покажет только время. 

Что нужно сделать чтобы популяризировать электротранспорт среди горожан?

Если говорить откровенно, то мне, как жителю города, моим сотрудникам, да и уверен большинству горожан, не принципиально каким транспортом пользоваться: электротранспорт, коммерческий или муниципальный общественный. Важны другие составляющие: безопасность, комфорт, четкое соблюдение графика и стоимость проезда.

С другой стороны, электротранспорт более экологичен. Однако я не видел экономической составляющей ни в пользу электротранспорта, ни в пользу обычного общественного транспорта. Когда она появится, тогда у нас с вами и будет возможность обсуждать конкретику. Пока такой возможности нет. 

Как будете отмечать этот Новый год?

Провожу 2020 и встречу 2021 год вместе с семьей. В этот раз останемся дома – все-таки с нынешней пандемийной обстановкой здоровьем рисковать не следует. Поэтому останемся с семьей дома. 

 

 

 

 

Беседовал Борис Мушаков