«Сегодня была поставлена точка». В Орле суд отправил в колонию братьев Будаговых. Репортаж «ОН»
©
Советский районный суд Орла 19 мая вынес обвинительный приговор топ-менеджерам АО «Орловская нива» и АПК «Юность» Петру и Павлу Будаговым. Суд признал их виновными в жестоком избиении 31-летнего Игоря Филичева в клубе OZ-бар в ночь на 12 декабря 2015 года. Оба брата получили реальные сроки лишения свободы -4,5 и 5 лет соответственно - и были взяты под стражу в зале суда. Кроме того, суд вынес частное определения по ряду свидетелей, в том числе потерпевшему Филичеву, в Следственный комитет о проверке их показаний на предмет ложности и принятия решения о возбуждении уголовных дел по соответствующей статье. За финальным заседанием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».
За полчаса до назначенного времени (15:00) в зал суда начинают заходить участники процесса. Свое место за столом заняли сыновья владельца «Орловской нивы» Петр и Павел Будаговы в окружении адвокатов. Подсудимые выглядят спокойными. Несмотря на то, что прокуратура запросила им реальные сроки, в суд они пришли налегке, без привычных в таких случаях баулов с вещами первой необходимости. Забегая вперед отмечу, что в обвинительный приговор до самого конца не верил практически никто.
Потерпевший по делу, Игорь Филичев, который на протяжении всего процесса заявлял, что братья его не били и что он упал сам, расположился в середине зала. Председательствующий по делу и одновременно председатель Советского районного суда Дмитрий Ульянкин задерживался.
- Долго еще? – поинтересовались журналисты у приставов.
- Неизвестно.
В итоге ожидание судьи затянулось почти на полтора часа.
- Именем Российской Федерации, - начал он, появившись в зале и заняв свое место.
Уже с первых минут зачитывания приговора стало ясно, что он – обвинительный. Первые 15-20 минут на лицах братьев Будаговых не читалось большого волнения. Они слушали спокойно, изредка заглядывая в телефоны. Выступая с последним словом они заявили, что никого не били, а свое преследование связывают с попыткой «рейдерского захвата «Орловской нивы».
Тем временем Ульянкин оглашал доказательства их вины, к коим, прежде всего, были отнесены показания ключевых свидетелей – таксиста Медведева, посетительницы клуба Хлебородовой и двух засекреченных свидетелей Иванова и Макаровой. Последняя девушка, которая в качестве «секретного» очевидца подробно описывала, как Будаговы били Филичева, под конец процесса решила рассекретиться и заявить, что теперь она не уверена, что видела именно Будаговых. Однако суд установил, что девушка лгала. Ее новые показания были «непоследовательными» и «противоречивыми». Он отнесся к ним критически. Как, впрочем, и к показаниям самого Игоря Филичева и целого ряда свидетелей, которые утверждали, что он якобы упал сам сначала с лестницы клуба, а затем – на стоянке. Суд установил – в OZ-баре Филичев не падал, а на стоянке – его избили, а упал он именно от ударов по лицу, в результате чего получил черепно-мозговую травму и ряд других повреждений.
«Повреждения у Филичева возникли в результате умышленных действий подсудимых Будаговых. Удары имели совместный характер, поэтому действия следует квалифицировать как «группой лиц», - зачитывал Дмитрий Ульянкин приговор. Он уточнил, что Петр и Павел Будаговы нанесли ему как минимум по два удара в лицо кулаками, а затем Павел Будагов добил его ногой, нанеся так же – не менее двух ударов в голову.
Отсюда стало ясно, что суд счел вину полностью доказанной именно в той квалификации, на которой настаивало следствие и государственное обвинение в лице Елены Черниковой, то есть по п. «а», ч.3 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц из хулиганских побуждений). Санкция статьи предусматривает максимальное наказание – 12 лет лишения свободы, условные сроки или штрафы по данной статье – что-то из ряда фантастики. Подсудимые это осознали. В этот момент на глаза Петра Будагова навернулись слезы.
Председательствующий Ульянкин отметил в приговоре, что те свидетели, которые якобы видели, что Филичев падал в клубе и на стоянке, - лица заинтересованные (кто-то знакомый Будаговых, кто-то работает на них), и их показания опровергаются показаниями незаинтересованных и не знакомых между собой свидетелей. В том числе, кстати, сотрудников OZ-бара, которые все как один отметили, что в ту ночь никаких падений или конфликтов внутри заведения не наблюдали. Об этом же свидетельствуют и записи камер видеонаблюдения. Что касается показаний самого Филичева, суд также принял во внимание, что ранее он был судим по статье 307 УК РФ за лжесвидетельствование, что явно не добавляло им авторитетности. В итоге суд признал целый ряд показаний свидетелей критическими. Забегая вперед отметим, что вероятнее всего, Игоря Филичева самого ждет уголовное преследование, так как суд вынес частное определение в Следственный комитет, который даст его показаниям юридическую оценку, как и показаниям остальных свидетелей, которые суд признал недостоверными.
«Суд находит вину подсудимых полностью доказанной. Смягчающими обстоятельствами он находит наличие у подсудимых несовершеннолетних детей, у Павла Будагова двоих, у Петра Будагова – троих. Отягчающих обстоятельств установлено не было. Суд постановил назначить наказание Павлу Будагову в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, Петру Будагову - виде 4 лет и 6 месяцев лишения свободы в колонии строго режима», - зачитал председательствующий.
Он также постановил изменит меру пресечения Будаговым с подписки о невыезде на взятие под стражу.
В зал, бряцая наручниками, вошел конвой. Петр и Павел Будагов выложили из карманов телефоны и прочие вещи. Наручники защелкнулись на их руках. Дослушивали приговор они в окружении полицейских. После оглашения, братьев молча вывели из зала и завели в конвойное помещение.
На улице возле зала суда стоял отец подсудимых – Сергей Будагов, незадолго до сегодняшнего заседания оправданный по своему уголовному делу. На реальный срок для сыновей он не рассчитывал. Как и их адвокаты. Они уже отметили, что приговор будет обжалован. В прокуратуре «ОН» пояснили, что вердиктом удовлетворены.
«Сегодня поставлена точка в общественно-резонансном деле», - прокомментировала приговор гособвнитель Елена Черникова.
Денис Волин, из зала суда
Ссылки по теме:
«Цель нашего преследования – захват предприятия» Братья Будаговы выступили с последним словом
«Подсудимые меня не били» В Орле начался процесс над братьями Будаговыми
«С Гариком что-то случилось» Суд допросил свидетелей по делу братьев Будаговых
«Не хочу политизировать этот процесс» В Орле суд допросил братьев Будаговых