Орловская неделя с Павлом Несмеловым: Красный мост разоряет город, Жирова лишается свободы, ПВОшники сбивают «объекты»

Орловская неделя с Павлом Несмеловым

icon 16/11/2025
icon 09:00
Орловская неделя с Павлом Несмеловым: Красный мост разоряет город, Жирова лишается свободы, ПВОшники сбивают «объекты»

© ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ"

ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ"

Как верно заметил наш губернатор, совсем темно уже на улице, а значит пора подвести итоги довольно насыщенной прошедшей недели. 

В ее начале стало известно (само решение было принято еще 17 октября), что Орлу придется вернуть 170 млн рублей, полученных в качестве банковской гарантии от “Белгородсоцбанка”. 170 млн - это львиная часть аванса, который земляки и знакомые Сергея Лежнева (из компании “Ремспецмост”) получили на реконструкцию Красного моста, но так по назначению и не потратили.

В свое время орловские власти уверенно заявляли, что ущерб от воровства компенсирован вовремя предусмотренной гарантией, поэтому судьбе проекта вроде как ничто не угрожает (кроме дикого увеличения сроков проведения, стоимости и транспортного коллапса в городе).

Сейчас оказалось, что даже в этом вопросе есть нюансы.

Действительно, Орел получил положенную сумму. И сделал это довольно быстро (даже слишком быстро, как мы сейчас увидим). Но это произошло в условиях, когда банк фактически не имел возможности отказать в переводе денег. Это особенность законодательства, защищающая заказчика работ, которому срочно нужны его деньги.

Однако, банкам никто не запрещает самостоятельно обратиться в суд, чтобы доказать, что деньги были переведены незаконно и их бы следовало вернуть.

Именно такой сценарий был реализован в деле о 170 миллионах за Красный мост. Арбитражный суд Белгородской области удовлетворил иск банкиров, обязав и так предбанкротный Орел вернуть полученные (и не самые маленькие) деньги.

Как же  “Белгородсоцбанк” добился этого? Арбитражное делопроизводство - не самое увлекательное и легкое чтиво, но в данном случае документ с решением суда дает довольно однозначное понимание того, что случилось.

Белгородские банкиры акцентировали внимание суда на том, что свои гарантийные обязательства они должны исполнять не тогда, когда принципал (“Ремспецмост”) накосячит и не выполнит взятые обязательства, а при условиях, прописанных в контракте.

Там же прописана более тонкая ситуация: принципал получает аванс - потом косячит - потом заказчик (Орел) разрывает контракт - через 10 дней решение вступает в силу - заказчик требует вернуть аванс - принципал отказывается возвращать деньги. 

И только после этого город Орел (точнее, представляющий его интересы УКС) обращается в банк за гарантией.

В принципе, ничего сложного в этой схеме не было, но орловская сторона умудрилась не соблюсти процессуальные нормы.  По закону контракт с “Ремпспецмостом” считается расторгнутым с 8 ноября 2021 года, но на дату предъявления требования к банку контракт все еще был действующим.

Получилось, что Орел поимел с белгородцев деньги, которые требовать было еще рано. Других же требований о возврате денег (в законные сроки) банк от орловских чиновников не получал.

А 19 декабря 2022 года срок действия банковской гарантии и вовсе истек. Картина маслом!

Орел потребовал деньги тогда, когда права на это не имел, а потом, когда права уже были, ничего не потребовал. А сейчас о чем говорить, если на дворе аж 2025 год? Нужно вернуть 170 млн и забыть о недоразумении.

Белгородской суд выслушал эти доводы и признал их верными. Документы же, предоставленные орловским УКСом в банк - недостоверными.

Кроме того, банкиры утверждали на суде, что УКС разорвал контракт с подрядчиком, несмотря на то, что тот, якобы, собирался выполнить все работы в срок. Банк, мол, даже был готов дать “Ремспецмосту” кредит на 76 млн рублей на “ускорение исполнения контракта”, но орловцы сами не захотели дальше сотрудничать.

Более того, Евгений Подрезов, директор подрядчика, потратил неправедным способом лишь 48 миллионов, зато после этого понабрал долгов на 53 млн и хотел работать дальше.

“Не может быть признан обоснованным довод МКУ “ОМЗ г.Орла” о том, что хищение директором ООО “Ремспецмост” Подрезовым бюджетных средств повлекло невозможность реализации в полном объеме муниципального контракта”, - счел белгородский суд.

Мол, воровство воровством, но отказываться от работы Подрезов же не собирался. И деньги у него были. И могло бы быть еще больше. Но орловский УКС сам по своей воле расхотел ждать выполнения контракта. Банк-то тут причем?

Суд согласился с этим мнением и в своем решении назвал УКС недобросовестным заказчиком, который злоупотребил своим правом на односторонний разрыв контракта. Исходя из этого “Ремспецмост” даже оказался невиновным в просрочке исполнения своих обязательств.

То есть, Орел еще и виноват остался. Причем, доводы белгородского банка (а сейчас уже и суда) логичны и четко основаны на российском законодательстве.

Остается только открытым вопрос - как орловские власти, будучи правыми по существу вопроса, умудрились провалить в пух и прах юридическую сторону дела?  

Любопытно, что представители прокуратуры неоднократно заявляли, что в деле Лежнева и “Ремспецмоста” есть должностные лица областной и городской администрации, которые входили в преступную группу и участвовали в хищении средств.

Фамилии этих должностных лиц прокуратура не раскрывает, но кто бы это ни были, не могли ли они целенаправленно заранее предусмотреть такой сценарий, при котором участвовавший в проекте белгородский банк сначала поможет белгородской фирме получить выгодный тендер, потом поможет орловской власти временно сохранить лицо, а потом вернуть себе деньги? 

Интересно, что в решении белгородского суда фигурирует некое совещание, на котором встречались представители заказчика, подрядчика и банка-гаранта. Подрядчика там представляли Подрезов и его зам Полежаева, банк - председатели правления и совета директоров, а также члены правления. А вот заказчик работ был представлен советником губернатора Лежневым, мэром Орла Парахиным и руководителем областного департамента дорожного хозяйства Субботиным.

Это ни о чем на самом деле не говорит, но все же довольно очевидно очерчивает круг должностных лиц, связанных тогда с Красным мостом.

Есть ли в действия сотрудников УКС (или еще чьих-то) состав преступления - решать соответствующим органам. Но со стороны история выглядит максимально токсично.

Михаил Вдовин недавно критиковал городские власти за покупку Дедов Морозов на 17 миллионов рублей. Тут же сумма ровно в десять раз больше. Можно было бы заставить весь город светящимися Дедами Морозами или, например, погасить какие-нибудь долги.

Впрочем, возможность выиграть апелляцию у Орла все еще есть. А вот Вдовину за его критику, судя по всему, уже прилетела “ответка” - городские власти не дадут денег на следующий Тургеневский праздник. Это, напомним, одно из мероприятий, ради которых вкладывались деньги в преображение Дворянского гнезда - чуть ли не единственного орловского объекта благоустройства, которое было выполнено реально качественно (горожане высоко оценили изменения и массово там гуляют).

Теперь Дворянское гнездо есть, люди там гуляют, а на Тургеневский праздник денег нет. Правда, депутат уже заявил, что деньги на такое дело найдутся. Кроме того, он посоветовал городу сэкономить на фестивале "Вино-Сыр, Хлеб-Мёд".

Слово “экономия” в ближайшее время все чаще можно будет услышать не только в муниципальном контексте, но и в областном. В уточненном проекте бюджета Орловской области на 2026 год дефицит составил уже 1,663 млрд рублей (раньше было менее миллиарда). Максимально безрадостная тенденция.

Фото Сергея Лежнева, источник

Как всегда, немало времени орловцы проводили в судах. Причем, не по своей воле.

Большой резонанс вызвал приговор, вынесенный Советским районным судом чиновнице депздрава Светлане Жировой. Судили ее, напомню, не за коррупцию, а злоупотребление должностными полномочиями, которое привело к массовой просрочке лекарств для льготников.

На процессе некоторые свидетели из депздрава говорили, что Жирова за этот вопрос не отвечала, что вроде бы ослабляло позиции обвинения. Кроме того, Жировой приписывали близость к тандему Клычков-Лежнев, из-за чего многие думали, что она избежит реального наказания, как Маркин, Блохин и Залогин.

Тем не менее, Светлана Жирова получила три года реального лишения свободы. Возможно, в будущем на нее еще в судебном порядке повесят 46 млн рублей - столько стоили лекарства. Конечно, приговор еще можно обжаловать, но это редко приводит к кардинальной смене наказания.

Приговор был для многих неожиданным, и Жирову в тот день стало жалко даже некоторым людям, которые ее годами недолюбливали. 

Кстати, это первый случай, когда фигура, близкая к губернатору Клычкову, получает реальный срок. При этом, уже скоро начнется процесс над советником Лежневым, который долгое время томится в СИЗО, но виновным себя не признает и намерен доказывать в суде свою правоту. Будут в этом процессе, разумеется, и другие фигуранты. Не исключено, что одним из них станет так раз Светлана Жирова. К этому моменту - уже осужденная.

Виктор Парахин, брат мэра Орла, свой будущий приговор еще не знает. На неделе в Симоновском суде Москвы выступил его адвокат. Защитник выразил уверенность в невиновности своего клиента и попросил суд оправдать Парахина в полном объеме.

А вот областной депутат Сергей Тушков свой приговор выслушал ранее и, казалось, он его вполне должен устраивать. Тем не менее, Тушков решение суда первой инстанции обжаловал. Но “скостить” размер штрафа ему не удалось - он по-прежнему должен государству 3,1 млн за взятку сотруднику ФСБ, который в рамках оперативной игры обещал помочь с доступом к данным с телефона супруги (тоже депутата - Дианы Войны). 

Осенью традиционно многие важные новости связаны со спецоперацией. 

В разных регионах страны сейчас формируются мобильные огневые группы для отражения БпЛА-атак на объекты критической инфраструктуры. В Москве многие уже вживую видели такие группы, в Орле - пока нет.

Орловские власти пока не делали на эту тему заявлений, но на прямой вопрос “Орловских новостей” ответили, что работа по созданию подразделения на самом деле уже ведется. В частности, законодательную базу для этого нужно чуть доработать.

Как будет называться подразделение пока неизвестно. Название “БАРС-Орел” у нас занято частным охранным предприятием. Может, БАРС-57 будет или еще что-то. В любом случае, главное - не название, а безопасность объектов и людей.

Еще в начале недели в Орел наконец доставили тело скончавшегося в зоне СВО Героя ЛНР Антона Гаврина. Похороны прошли в среду. Прошли без лишней помпезности, но достойно и с участием большого количества людей, специально для этого посетивших Орел. Среди них было немало участников спецоперации, которые еще совсем недавно плечом к плечу с Антоном освобождали ДНР.  

Как и прежде, неделя не обошлась без прилётов. Особенно шумным выдалось утро 13 ноября. Кроме сирены ракетной опасности орловцы слышали две серии громких звуков. День у многих начинался с озарения, что что-то уже произошло. К счастью, обошлось без человеческих жертв.

По Z-сегменту (и его украинскому аналогу) глобальной сети сразу разлетелись видеоролики из деревни Жилина. Опираясь на первоначальную информацию от местных жителей, мы назвали упавшие на землю горящие хреновины осколками БпЛА, за что сразу подверглись жесткой критике подписчиков. Мол, не от БпЛа эти осколки.

Губернатор Андрей Клычков назвал сбитые боеприпасы “несколькими объектами”, а украинские источники довольно быстро и конкретно сообщили о том, что именно прилетело в Орел. Оксана Тютчева, оперативно побывавшая на месте, зафиксировала, что обломки, наверное, действительно не от беспилотников. В вечерних сообщениях, правда, уже снова появились традиционные формулировки о БпЛА.

На федеральном уровне на орловское происшествие не стали обращать внимание. Что и логично - осенний обмен русско-украинскими ударами пока явно складывается в пользу России.

Как бы то ни было, работа ПВОшников, служащих сейчас в Орловской области, заслуживает искреннего уважения и благодарности. Если бы не они, то настроение к концу недели у многих могло было быть намного хуже.

В заключении посоветую всем горожанам монументальное интервью Виктора Панкова Виктории Тихомировой, которое вышло на уходящей неделе. Можно бесконечно смотреть, как течет вода, как горит огонь и как Панков комментирует актуальные вопросы благоустройства Орла. С членом “Союза дизайнеров России” можно не во всем соглашаться, но узнать его мнение всегда интересно - он разбирается в том,  о чем говорит, не имеет личной заинтересованности и формулирует мысли с изяществом, на 100 % достойным Литературной столицы России.

Орловская неделя с Павлом Несмеловым: проводы Ивановского и встреча новых генералов Орловская неделя с Павлом Несмеловым: «три мертвеца» Клычкова и спор на ровном месте вокруг «Стекляшки» Орловская неделя с Павлом Несмеловым: дефицитный бюджет, переизбрание Парахина и наши герои СВО “Орловская неделя” с Павлом Несмеловым: единороссы с “имперками”, Дынкович со Сталиным, Перелыгин как Ленин