Как воровали миллионы на орловских мостах. Сиквел
Куда фигуранты дела, по которому задержан Сергей Лежнев, выводили деньги
© Пресс-служба губернатора Орловской области/открытие моста Дружбы
В феврале 2023 года мы рассказывали, каким образом и кто разворовывал деньги на ремонте орловских мостов. В связи с арестом по этому делу советника губернатора Орловской области Сергея Лежнева «Орловские новости» решили вернуться к этой теме. Мы изучили некоторые материалы уголовного дела, и теперь предлагаем взглянуть не него с другого ракурса — посмотреть подробнее, как именно выводились деньги налогоплательщиков, выделенные на ремонт переправ «белгородскими гастролерами».
Как мы писали ранее, в 2019 году орловские власти вынуждены были искать подрядчика для ремонта моста «Дружбы». Вскоре им стала белгородская фирма «Ремспецмост». Впоследствии, помимо «Дружбы», она получила подряды на ремонт еще двух мостов — одного в Орле («Красного»), а другого в Ливенском районе. Спустя два года прокуратура вскрыла на объектах многомиллионные хищения. В результате в 2022 году суд по делу об этих хищениях к 4,5 годам приговорил директора «Ремспецмоста» Евгения Подрезова. Кроме того, следствие объявило в международный розыск двух его подельников — белгородца и друга советника губернатора Сергея Лежнева Артема Бурцева и бывшего белгородского депутата и по совместительству владельца «Ремспецмоста» Александра Молчанова.
По оперативным данным ФСБ, Бурцев сначала выехал из России на территорию Австрии. Потом обосновался в Чехии, о чем позже говорил уже его адвокат. А в конце 2022 года и вовсе был задержан Интерполом в Италии — как писал журналист Алексей Богомолов. Тогда речь шла о возможной экстрадиции, но о подвижках по этому вопросу больше ничего не сообщалось.
Что касается Александра Молчанова, то, как писали СМИ, он успел выехать в Харьковскую область. Потом же, судя по всем имеющимся данным, каким-то образом все же начал сотрудничать со следствием, и даже дал показания на Сергея Лежнева, в том числе — посредством очной ставки. Иными словами, надо думать, что Молчанов сейчас не только не в бегах, но даже успел побывать в Орле, на той самой очной ставке. Где именно он сейчас находится — под подпиской о невыезде, домашним арестом или, например, в СИЗО — пока непонятно. Зачитанное в суде по делу об аресте Лежнева заявление Молчанова о том, что он опасается, что находясь на свободе, советник может оказать давление на его семью позволяет предположить, что Молчанов вполне может и сам находиться под стражей. Но сегодня мы говорим не об этом.
Еще по теме: Белгородский гамбит. Как воровали деньги на орловских мостах
Итак. В деле на сегодня четыре основных и известных широкой публике фигуранта: осужденный уже Подрезов, находящийся в розыске Бурцев, непонятно где находящийся, но активно сотрудничающий со следствием Молчанов, и, собственно, Сергей Лежнев, который ранее в деле значился как «неустановленное лицо» из числа должностных лиц областной администрации. В том же деле есть и еще одно неустановленное лицо — из числа должностных лиц администрации Орла. Те, кто следят за тем, как развиваются события на Орловщине, особенно в органах региональной власти, о фамилии этого лица наверняка догадываются. Однако — пока оно все еще не установлено. И, можно предположить, что в течение месяца, на который пока был арестован Сергей Лежнев, это «неустановленное лицо» следователи все-таки попытаются установить, обратившись за этим именно к советнику главы региона.
Помимо этого, в истории с хищением денег на орловских мостах, — напомним, речь идет о 76 миллионах, — были еще опосредованные фигуранты. Те люди, чьи дела расследовались отдельно. Это друг Лежнева белгородец Евгений Злуникин (прокурор области сообщал, что дело в отношении него было закрыто из-за сроков давности), а также Максим Писарев — тоже белгородец, и о нем мы поговорим чуть подробнее.
Джон Смит
Как мы уже писали в заметке «Белгородский гамбит», те люди, которые воровали деньги на ремонте орловских мостов, делали это с помощью схемы по выводу средств на счета различных ИП и ООО «Готовые решения». За последнюю, по версии следствия, отвечал Артем Бурцев. От лица фирмы ООО «Готовые решения» он должен был заключать фиктивные договора на поставку материалов с ООО «Ремспецмост» и создать сеть фиктивных ИП на территории Москвы для перечисления туда денег. Рекрутировал людей в эту сеть как раз Максим Писарев, который в Telegram общался с потенциальными «сотрудниками» сети под ником «Джон Смит» и именем «Андрей».
Писарев рассказал следователям, что в Белгород он переехал в 2019 году. Сначала работал в агрофирме, занимался пчеловодством. Там же он познакомился с Бурцевым, и тот предложил ему работу на стройке «Детейлинг центра». Одновременно с этим, по словам Писарева, он устроился в такси, где арендовал «Рено Логан».
Как следует из материалов дела, «Андрей», или «Джон Смит», в период с 2020 по 2021 году искал в Москве и Московской области людей, готовых за деньги открывать на свое имя ИП и счета в банках, а затем передавать Писареву банковские карты и флешки с ЭЦП. В основном среди «рекрутированных» в ряды ИП людей были либо пенсионеры, либо алкоголики. За свои услуги они получали 6-8 тысяч рублей. В Москве у Бурцева и Писарева был свой человек, который занимался тем, что собирал у «ИПшников» карты и флешки, а затем отправлял их в Белгород Писареву. Передача осуществлялась через водителей автобусов, которые курсировали из Москвы в Белгород. Водитель, не зная, что именно он везет, передавал на автовокзале пакет с банковскими картами Писареву, а тот относил их в свой автомобиль «Рено Логан» и хранил там.
Когда в Орловской области уже было возбуждено уголовное дело о хищениях на мостах, Писарев переписывался с кем-то в мессенджере, и высказывал опасения на этот счет. В 2022 году, когда за ним пришли оперативники, он пытался отрицать, что это он «Джон Смит», и пытался все спихнуть на Бурцева, который к тому моменту, вероятно, уже находился за границей. В машине, в том самом «Логане» Писарева, тогда нашли банковские карты к 13 счетам ИП, также у него были обнаружены 8 мобильных телефонов, сим-карты которых были привязаны к расчетным счетам этих ИП. Но Писарев говорил, что все это, дескать, принадлежит Бурцеву. И вообще — это Бурцев тот самый «Джон Смит».
Однако, как выясняется из материалов дела, к тому моменту оперативники уже все знали. Незадолго до этого они провели «оперативный эксперимент», в котором человек под их контролем зарегистрировал для «Джона Смита» ИП и передал ему банковскую карту по привычной схеме — с водителем автобуса. В Белгороде, как уже можно догадаться, пакет принимал Максим Писарев. В это время за ним из автомобиля наблюдали и фиксировали все оперативные сотрудники…
В конце 2023 года Максим Писарев был признан судом виновным по по ч. 1 ст. 187 УК РФ (неправомерный оборот средств платежей). Его приговорили к двум годам принудительных работ с удержанием из его заработной платы 10% в доход государства, с дополнительным наказанием в виде штрафа в размере 120 000 рублей. Писарев пытался обжаловать это решение. В конце февраля 2024 года суд апелляционной инстанции оставил приговор в силе.
Еще по теме: Никто меня не заменит. Репортаж «Орловских новостей» из зала суда, где арестовали Лежнева
Напомним, как следует из приговора суда одному из фигурантов дела о непосредственном хищении денег на ремонте мостов Евгению Подрезову, деньги, полученные «Ремспецмостом» из бюджета, переводили сначала в ООО «Готовые решения». А оттуда раскидывали по счетам фиктивных ИП. К тому моменту доступ к этим счетам был у фигурантов дела. Как считает следствие, далее деньги с этих счетов обналичивались и распределялись между участниками преступной группы. Надо полагать, что свою долю там имело и то самое «неустановленное» лицо в администрации Орла. Все счета оперативникам и следствию известны. Кто обналичивал деньги — по всей видимости, тоже. В материалах дела говорится, что по меньшей мере Подрезов с Молчановым часть своих «уведенных» денег потратили на строительство личных коттеджей в микрорайоне «Сосновый Бор» в селе Нижний Альшанец Белгородской области. Найти следы остальной налички, которая была добычей других фигурантов, — задачка, надо думать, не из легких. Учитывая, что сейчас к этому делу подключились спецы из центрального аппарата ФСБ, шансы как будто увеличиваются.