Кто такие Петр и Феврония Муромские? Объясняем
Орловцы отмечают День семьи, любви и верности
© Яндекс.Карты
Сегодня, 8 июля, в России отмечается День семьи, любви и верности, являющийся светским аналогом православного дня памяти святых Петра и Февронии. "Орловские новости" рассказывают об истоках праздника, которые, возможно, известны не всем.
Историю Петра и Февронии во времена Ивана Грознова записал литератор Ермолай Прегрешный. Сама история, по мнению многих экспертов, является смесью реальных событий с народными преданиями Муромской земли.
Кто именно был прототипом персонажей Ермолая, точно неизвестно. По одной версии это были князь Давыд и его жена (XIII век), по другой - муромская пара, жившая в XIV веке.
Выражение "день семьи, любви и верности" может интуитивно дать неверные представления о том, что Петр и Феврония, познакомившись в юношестве, прожили совместную счастливую жизнь. Но это было не так.
Петр, младший брат муромского князя Павла, был женат еще до Февронии. Однако, к его жене начал прилетать змей. Супруга честно доложила все мужу, а тот в ответ посоветовал спросить у змея, как бы его убить. Змей (тоже честно) рассказал, что для его смерти нужен Агриков меч. Петр нашел необходимое оружие и зарубил негодяя. Однако, ядовитая кровь змея брызнула на Петра, отчего тот заболел.
Вылечиться удалось на Рязанских землях. Местная деревенская девушка Феврония обладала даром целительства. Она согласилась вылечить благородного гостя, но при условии, что тот на ней женится. Петр не собирался жениться на "простушке", но из-за тяжелой болезни дал ей лживое обещание.
Феврония оказалась не промах и предвидела замысел больного. Поэтому в первый раз она вылечила все тело, кроме одной из стоп. Как и ожидалось, муромец обманул простую девушку, после чего болезнь от стопы снова перенеслась на все тело. Во второй раз ему пришлось сдержать слово.
В Муроме Петр стал князем и обладал авторитетом среди бояр. Однако, боярские жены презирали Февронию и подговорили мужей на мятеж. Княжне было предложено взять что угодно, лишь бы она убралась из города. Она взяла с собой князя.
Постранствовав некоторое время по Оке, они получили предложение вернутся - бояре устроили междоусобную резню, и во главе города потребовалась компромиссная фигура.
Дальше Петр и Феврония на самом деле жили долго и счастливо, пока не умерли (разумеется, в один день и час), будучи уже монахами (с именами Давид и Евфросиния). Перед этим они настаивали на захоронении в одном гробу, но люди их последнюю волю не выполнили. Тогда их тела, дважды лежавшие в разных храмах, чудесным образом оказывались рядом. Пришлось на самом деле хоронить монахов в одном гробу.
Отметим, что в русских летописях никогда не упоминались муромский князь Петр княжна Феврония. Однако, в истории княжества на самом деле были князь Дывыд Юрьевич. История, записанная Ермолаем (и не подтвержденная ни одним другим источником) была настолько хороша, что до сих пор считается, что супругу князя Давыда звали Февронией, а в иночестве - Ефросинией.
В православии Петр и Феврония имеют статус местночтимых святых, но их история распространилась далеко за пределы Муромских земель, а в XXI веке и вовсе послужила фундаментом для нового государственного праздника.