Зачем Музалевскому 9 замов? А у соседних спикеров столько же? Сейчас объясним

icon 04/03/2023
icon 16:02
Главная новость Важная новость
Зачем Музалевскому 9 замов? А у соседних спикеров столько же? Сейчас объясним

Автор: Фото: Орловский областной совет

Фото: Орловский областной совет

Накануне на сессии областного совета депутаты рассмотрели вопрос об увеличении числа заместителей председателя регионального парламента до девяти. Сейчас их восемь. Число кажется просто фантастическим, учитывая то, что Орловская область — самая маленькая среди нашего ближайшего окружения. И зачем спикеру облсовета столько замов — не понятно. Но эта история выглядит скорее комичной, чем расточительной с точки зрения бюджета.

На прошлой сессии депутат Руслан Перелыгин вполне справедливо заметил, что в четвертом созыве регионального парламента у тогдашнего спикера Ивана Мосякина был всего один заместитель. И ничего, работал, справлялись как-то напарники, никто не жаловался. С тех пор же, как облсовет возглавил Леонид Музалевский, число его замов начало постоянно расти: сначала четыре, затем семь, теперь вот — захотелось девятого. Казалось бы, да чего с ними делать? Куда столько? Чем они будут заниматься, бумажку по девяти кабинетом носить на чтение или двери в автомобиль открывать по очереди?

И действительно. Такой ситуации нет ни в одном соседнем регионе. Анализ «Орловских новостей» показал, что самое распространенное число заместителей у спикеров региональных парламентов в соседних регионах — три. Всего по три заместителя (как правило, один первый зам, и два обычных) у спикеров парламентов в Тульской, Брянской и Курской областях. На секундочку, в Тульской области проживает более 2 миллионов человек, в то время как в Орловской — всего 714 тысяч. В Курской и Брянской — свыше 1 миллиона.

Но пойдем дальше. В Липецкой и Калужской областях, тоже миллионниках, у спикеров местных парламентов — всего по два зама!

То есть в самой маленькой Орловской области председатель облсовета будет иметь замов как сразу в трех областях миллионниках — Тульской, Брянской и Курской вместе взятых. Девятерых. 

Справедливости ради отметим, что вопрос финансирования депутатов, работающих в парламентах на постоянной основе, как правило уже заложен в бюджет в расчете на их количество. 

Для сравнения, расходы на деятельность областного парламента в Орловской области на 2023 год — 147,6 млн рублей, часть из этой суммы (не самая большая) идет на содержание депутатов, работающих там на постоянной основе. В Брянской области, где у спикера три зама,  расходы бюджета на областной совет составляют на этот год почти 150 млн рублей. В Курской области — 222,8 млн рублей. В Липецкой — и вовсе 280 млн рублей. Но, повторимся, строчка расходов на содержание депутатов, работающих в парламентах этих регионов, примерно равная. Ведь помимо замов быть «постоянным» депутатов та могут быть и председатели профильных комитетов. И как правило, в парламентах общее число таких депутатов плюс-минус одинаковое. В Орловском областном совете, согласно закону об региональном парламенте, общее число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, не может быть более четырнадцати.

Таким образом, утверждать, что назначая все новых и новых замов Леонид Музалевский расточает областной бюджет, все же будет некорректным. По сути он может назначить себе хотя бы даже 14 заместителей, и это не будет противоречить закону об областном совете. Другой вопрос — для чего? Ведь у всего же должна быть причина, ведь беспричинные действия во власти обыкновенно называют самодурством. И вряд ли спикеру парламента хотелось бы прослыть в народе самодуром. 

Сам Музалевский, уже как-то объяснявший, зачем ему это нужно, говорил, что таким образом, дескать, он желает повысить статус депутатов областного совета во взаимоотношениях с областным правительством. Из этого следует, что с депутатом Сергеем Потемкиным, например, если бы он не был заместителем Музалевского, чиновники, стало быть, говорили бы свысока и не держались бы с ним как равные? Но ведь и сами чиновники — это простые служащие, наниматель которых, согласно конституции, народ Российской Федерации. Да и не кажется, почему-то, что в переговорах с каким-нибудь замом Клычкова, — ну, например, Вадимом Тарасовым, последний стал бы как-то иначе смотреть на Олега Кошелева или все того же Сергея Потемкина, будь те обычными депутатами областного совета. 

Словом, проблема авторитета все больше видится надуманной. Всякий депутат областного совета имеет в большинстве своем те же права и возможности в отстаивании интересов своих избирателей, что и заместитель председателя. Просто не все ими пользуются, или пользуются менее активно, чем некоторые, даже не имеющие никаких статусов ни в парламенте, ни в комитете. А это уже вопрос личной ответственности перед этими избирателями, и никакой статус и положение зама здесь абсолютно ни при чем.