Советник губернатора Орловской области Сергей Лежнев периодически сравнивает Орёл с европейскими городами. В частности, звучали такие названия как Амстердам и Барселона. У самих жителей Орла от таких сравнений волосы встают дыбом. Некоторые даже набирались мужества, чтобы проверить и…их ждало разочарование. При всем желании убедиться в чиновничьей правоте, осадок после проверки оставался отнюдь не из приятных. Зачем Лежнев это делает – вопрос, однако. Может быть, руководствуется заезженной формулой: «мысли материализуются»?

Буквально сегодня ночью Сергей Лежнев в своем телеграм-канале опубликовал пост, в котором содержится видео ночной Комсомольской улицы. Автор видео, сам чиновник, запечатлел едущего по дороге на электросамокате орловца. «Время уже почти полпервого ночи, человек возвращается домой, с работы. Европа! Орёл – это настоящая Европа, ребята!», - прокомментировал видео Лежнев.

В текстовом комментарии он добавил: «Хорошие дороги и хорошее освещение даёт возможность передвигаться по г. Орлу таким образом. Орел, настоящий европейский город! Город для людей! Город возможностей!».

Чуть раньше Лежнев опубликовал фотографию уличной колонки, расположенной на остановке. Рядом запечатлены глава администрации Орла и губернатор. «Только в Орле можно встретить колонку прямо на общественной остановке. Прошу заметить, рабочую. Такое я видел в Барселоне. Ну вы поняли», - написал Лежнев, чем тут же заставил удивиться тех, кто когда-либо бывал в столице Каталонии и вот таких советских колонок там явно нигде не видел. Просто потому что их там нет. Нет, вообще, колонки там, конечно, есть. Но они в разы симпатичнее. Под стать тем кварталам и улицам, где они установлены. Причем есть даже авторские колонки, как, например, легендарная колонка-фонтан на Рамбла Каналетас.

Барселона

Годом ранее, кстати, Сергей Лежнев сравнивал Орёл с Амстердамом. На такие мысли его натолкнули велосипедисты, мчащие по проезжей части – зимой. «Орёл, город удобный для велосипедистов! Чем вам не Амстердам? – задался тогда вопросом Лежнев. «Дороги идеально почищены даже для велосипедистов».

Все эти посты советника вызывали неоднозначную реакцию пользователей соцсетей, на которых, очевидно, они и были ориентированы. Вернее даже так: сами посты вызывали вполне себе однозначную реакцию, а вот их автор – не очень. В связи с этим «Орловские новости» решили пообщаться с орловцами, которые часто путешествуют по Европе и могут подтвердить (или опровергнуть) правоту Сергея Лежнева.

«В Европе у людей хватает ума не ездить на самокатах по проезжей части», - вот первая реакция нашей собеседницы Анны, увидевшей видео советника губернатора с орловцем на электросамокате. По ее словам, безопасность простого человека – это то, чем отличается любой европейский город, а не наличие самого этого самоката у человека.

Берлин

Елена Торубарова, журналист «Орловских новостей», объездившая десятки европейских городов, тоже, мягко скажем, удивлена заявлениями Лежнева. «Очень удивляет, когда Сергей Лежнев сравнивает Орёл с каким-либо европейским городом, да еще называет его городом возможностей и городом для людей, - говорит наша коллега. - В Европе предпочтение велосипедам отдают из-за небольших расстояний и ради удобства: сложно передвигаться по узким улочкам и историческим кварталам на автомобиле. Этими кварталами там, кстати, занимаются, поддерживают, реставрируют. А у нас на исторические места без слез смотреть сложно».

Как отмечает Лена, для велосипедистов в тех городах, где она бывала, есть целая развитая инфраструктура: велодорожки, парковки на каждом углу, где можно оставить велик или самокат, не опасаясь, что его украдут. На каждом шагу есть прокат.

«Более того, Европа делает ставку на экологию, на электромобили, также предоставляя всю инфраструктуру. Государства даже предоставляют льготы тем гражданам, которые выбирают экологически чистый транспорт. Вот вам пример города возможностей. А Орлу до этого еще очень и очень далеко. У нас велодорожек-то нет, велосипедисты либо попадают под колеса автомобилей, либо сами сбивают пешеходов. Я уже не говорю о том, когда Россия дойдет до электромобилей. Сергей, вы точно были в Европе?», - отметила Елена Торубарова.

Флоренция

Еще одним важным отличием любого среднестатистического российского города от Европы является уровень комфорта, говорит Артём Прохоров, администратор сайта Орлец и любитель смотаться за границу.

«На мой взгляд, ключевое отличие Орла от любого европейского города, в котором я бывал, заключается не в прибамбасах и новомодных тенденциях, типа гироскутеров и чего бы то ни было, а в базовом уровне комфорта. Там комфортно жить, путешествовать, передвигаться. Там комфортно проводить время. В Орле и подавляющем количестве российских городов – не комфортно. Начиная от инфраструктуры и транспорта, заканчивая возможностью провести время. И пока не решена проблема обеспечения базового уровня комфорта в провинциальных городах, подобных Орлу, говорить даже о минимальном приближении к европейским стандартам – неуместно», - говорит Прохоров.

Он также добавляет: «Это выглядит до крайности нелепо. Как если бы человек, купивший бейсболку Lacoste и сумку Louis Vuitton, вышел на улицу и начал гордо фланировать, но на ногах у него при это были грязные, стоптанные, дырявые ботинки. И при всем при этом он еще забыл надеть трусы. Вот как-то так все это выглядит».

То есть получается, что Орлу до Венеции, Жироны или, скажем, Бордо все-таки далековато? Не говоря уже об Амстердаме и Барселоне. Но тогда в чем, что называется, прикол каждый раз бубнить одну и туже мантру: «Орёл – Европа»? Неужели советник губернатора ударился в мистицизм, эзотерику и колдовство, поставив во главу угла формулу: «Мысли материализуются». Мол, если часами повторять, что Орёл – это Амстердам, Ленинская превратится в квартал Красных фонарей, обшарпанная колонка на Курских улицах в «Фонтан Каналетас», а сквер Ермолова – в Биржевую площадь у набережной Гаронны в Бордо? Вряд ли. Как полагает доктор политических наук Владимир Слатинов, причина таких заявлений советника орловского губернатора гораздо проще и прагматичнее.

Еще: Лежнев сравнил колонку в Орле с легендарным фонтаном Барселоны?

Как сказал «Орловским новостям» политолог, одним из важных пунктов новой повестки губернаторов, которые приходили после 2016 года, стал пункт о преобразовании городской среды. А именно подтягивание ее до европейского уровня.

«Поэтому господин Лежнев, когда дает такие картинки, он пытается убедить в том, что в рамках тех преобразований городской среды, которые уже есть, нынешняя орловская власть идет уверенной поступью к приближению Орла к европейским стандартам. Его комментарии - это некое обоснование и оценка их деятельности», - считает Слатинов.

Политолог также обратил внимание на фото Лежнева, где тот запечатлел колонку в Орле.

«А замечательное фото с колонкой и нестриженным Клычковым (я так понимаю, что он все-таки держит слово и не стрижется) -  интересный ход. Он как бы соединяет меняющуюся городскую среду в рамках современной «урбанины», и то советское наследие, которое не такое уж плохое местами и даже выглядит как некая фишечка. Вот, дескать, у вас есть велодорожки, новый свет, новые общественные пространства. А с другой стороны, вот колонка на остановке, оставшаяся от тех времен, которая придает некий шарм городу, и является мостиком в старые добрые советские времена.

Насколько это убедительно – сказать сложно. Но во всяком случае орловская власть нащупывает некие символические обоснования своей политики. В частности, политики преобразования городской среды. Это очень заметно», - отметил Владимир Слатинов.

Биржевая площадь, Бордо (Франция)

В общем, теперь тренд, взятый на вооружение орловским губернатором, понятен. Логика мыслей Лежнева, публикующего эпатажные посты, кажется, тоже. Однако каким образом местные власти планируют интегрировать базовые европейские ценности в урбанистике в работу по созданию комфортной среды в провинциальном российском городе – вопрос, однако. Особенно в свете того, что все последние политические шаги России все дальше отделяют страну от той самой Европы, с которой в своих постах любит сравнивать Орёл советник губернатора Андрея Клычкова.


Денис Волин