В Орле пройдут публичные слушания по теме строительства нового шоссе, которое соединит два микрорайона - Болховский и Наугорский. Казалось бы, решится еще одна серьезная городская проблема. Однако местные жители уже начали активную борьбу против реализации плана чиновников. У них есть ряд аргументов и доводов, они собирают подписи и готовятся доказать чиновникам, почему их проект в итоге окажется бесполезным. «ОН» поговорили с одним из активистов Дмитрием Петровым.  

- Как вы узнали, что через территорию микрорайона пройдет новая дорога?

- Мы с друзьями следим за событиями уже около трех лет, где-то раз в год в СМИ и социальных сетях появлялась информация про дорогу, объединяющую Болховский микрорайон и Наугорское шоссе. Дорога появлялась в разных местах на градостроительном плане, и, наконец, несколько лет назад, её впервые нарисовали как в текущем проекте. Честно говоря, надеялись на логику и здравый смысл, а также на то, что этот план никогда не воплотится в жизнь. И вот совсем случайно один из моих соседей встретил старого друга, который был в курсе о публичных слушаниях по этому проекту, так как работал непосредственно где-то в администрации. И он моего соседа "обрадовал". Начали искать на сайте администрации города Орла информацию  - это было нелегко, но действительно, нашли и ужаснулись. Больше всего нас поразило, что эти "публичные слушания" затеяли во время карантина, когда общественные собрания - запрещены, и даже многие госорганизации закрыты на замок.

- Знаете какие-то подробности нового строительства? Протяженность, количество полос?

- Сроки стройки пока неизвестны, так как это всего лишь проект. Мы внимательно изучили детали, протяженностью не интересовались, а вот количество полос - 2, что само по себе удивительно. Два огромные микрорайона, плюс транзитный трафик который пойдет с Наугорского шоссе в сторону Северного района - и это по двум полосам? 

 

- Что еще вас смущает в проекте? Многие орловцы в комментариях вас призывают «не думать только о себе, а взять во внимание городскую проблему». 

- Мы не против дороги, мы считаем, что её нужно прокладывать в другом месте. Это - окраина города, а не самый центр. И тут кругом пустыри, гаражи, поля, вариантов как пустить трафик - не менее трёх. И тот, который предложили люди, разрабатывающие проект, самый простой и самый нелогичный. Такое ощущение, что человек, который ни разу не был в Орле, просто взял линейку и соединил на карте два района по прямой линии. Да, это один из самых коротких вариантов, но есть у него и недостатки:

Первое и самое главное - дорога подразумевает вырубку компактного, но красивого леса, который является излюбленным местом для прогулок многих жителей и нашего микрорайона, и "Болховского". Более того - из центра на общественном транспорте сюда можно добраться за 20 минут, что многие и делают. Зимой на подходе к лесу полно машин - я знаю людей, которые приезжают даже с 909 квартала, чтобы покататься на лыжах. В овраге катаются на санках и ватрушках. Летом - на велосипедах. Любителей бега появляется всё больше и больше, и я - в их числе. С одной части оврага - преимущественно сосновый лес, с другой - березовый. Некоторые деревьям более 50 лет. Раньше этот лес использовался для прогулок больных из "тубдиспансера" и являлся закрытой территорией. 

И вот если этот лес разрезать дорогой на 2 части, как пирог - то я уверен, одна из частей не через 5, так через 10 лет будет вырублена и застроена домами. За дорогой подтянутся автомойки, заправки. И это всё на фоне того, что у нас одна из худших в стране ситуаций с онкозаболеваниями, а на весь огромный микрорайон "Наугорский" - 5-10 деревьев выше третьего этажа. Плюс дорога - это мусор, шум, выхлопные газы.

Второе - любому человеку, который знает наш район, очевидно, что самые большие проблемы с движением автотранспорта приходятся на ул.Героев Пожарных, как раз на ту улицу, к которой по проекту планируется подвести автотрафик с микрорайона «Болховский». Дорога имеет две полосы. Ежедневно в час пик на этой улице образовывается огромная пробка. Если увеличить трафик хотя бы 2 раза, произойдет транспортный коллапс, люди банально не смогут выехать из своих дворов. То есть по проекту жители микрорайона "Болховский" проедут через лес и "встрянут" в километровую пробку. И начнут объезжать её по дворам жилых домов. Расширить ул.Героев Пожарных не представляется возможным, дорога и так зажата между девятиэтажными зданиями по обе стороны. Итого получается - вырубаем лес и не решаем проблему. И это на окраине города, где полно места для строительства полноценных дорог.

- Насколько мне известно, вас поддержала директор школы №50. Какие аргументы у нее?

- Да, она тоже была не в курсе этих публичных слушаний и обеспокоена не меньше нашего. У нас в микрорайоне есть своя школа и детский садик, стоят они рядом, как раз мимо них идёт большой поток машин, объезжающих пробку по ул.Героев Пожарных. Уже было несколько случаев, когда машины сбивали детей. Там есть и лежачие полицейские, пешеходный переход, но всё равно - детей много, машин тоже.

- Почему решили собирать подписи? Думаете, это действенный способ достучаться до чиновников?

- Мы не знаем других способов заявить о своём мнении. Решения принимались на ходу, сначала мы думали просто максимально распространить информацию, ведь узнали мы уже в момент, когда публичные слушания шли вовсю. Чтобы сделать это максимально быстро, придумали расклеить объявления. Потом пришла идея создать группы в мессенджерах, после чего к нам присоединились юридически грамотные люди нашего района и посоветовали собирать подписи и прикладывать их к официальному обращению к разным чиновникам.

- Как быстро удается собирать подписи? Что вы вынесли для себя за это короткое время борьбы?

- Собираем медленно, люди у нас в стране, как известно, не самые активные. Но мы на это смотрим позитивно - у нас сейчас около 300 участников в группах и под 1000 подписей, но это всё лучшие люди нашего района. Те, кто любит лес и свой район, те кто не боится брать на себя ответственность и готовы отстаивать свои позиции. Самое слабое место у нас сейчас - это информирование. Да, мы расклеили объявления, да, сарафанное радио работает, но больше половины жителей микрорайона по-прежнему не знают ни об этой дороге, ни о проекте, ни тем более о публичных слушаниях. Что мы вынесли? Первое, что шансы отстоять нашу позицию - высоки, второе - что всё не так плохо, как казалось изначально.

- А есть те, кто вас не поддерживает? Какие аргументы у них?

- Тех, кто не согласен, не так много. И большая часть из них недостаточно проинформированы. Им кажется, что мы хотим, чтобы они стояли в пробках, а мы наслаждались тишиной. Но это не так. Мы их понимаем, город у нас небольшой, проблемы с автотрафиком почти везде одинаковый. Более того, у меня человек 10 знакомых из микрорайона "Болховского" - разделились где-то пополам, половина считает, что даже через "Болховский" ни в коем случае нельзя делать сквозной проезд на Наугорку. Проект каждого микрорайона надо начинать с удобства, а не с извлечения максимальной прибыли. А для этого надо заранее делать артерии в виде крупных дорог, чтобы трафик проходил не через дворы. Садики и школы строить заранее, а не через 5-10 лет после того как начали заселять микрорайон. Но  дома уже построены, проблему с автотрафиком нужно как-то решать.

-Вы встречались с чиновниками лично, после того как начали собирать подписи против этой дороги? 

- Встречались только с двумя местными депутатами, Владимиром Негиным и Натальей Прохоровой, та самая директор школы. Они всецело на нашей стороне, пообещали помогать и поддерживать.

- Когда пройдут публичные слушания? Планируете пойти туда максимальным числом представителей? 

- Публичные слушания пройдут 18 июня в 17 часов в большом зале администрации города Орла. Ждем всех, кому не всё равно, планируем прийти в количестве 150-200 человек.

- Какой дальнейший ход событий устроил бы вас в идеале?

Минимум - не трогать лес. Максимум - построить полноценную дорогу в 4 полосы, которая будет выходить на Наугорское шоссе за пределами города, то есть где-то в районе автосалона "Hyundai". Еще как вариант - расширение Болховского шоссе.

Беседовала Ирина Мещерская

На момент подготовки материала стало известно, что мэр Орла Василий Новиков в адрес руководителя областного департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Дениса Блохина направил письмо с просьбой учесть мнение жителей и предусмотреть другие варианты строительства дороги, не затрагивающей микрорайон «Наугорский».