«Кое-что нельзя говорить». В областной администрации провели пресс-коференцию по истории с девочкой- маугли. Репортаж «ОН»
©
Вопросов меньше не стало. За последние несколько месяцев с трудом можно вспомнить мероприятие, которое собрало бы такое количество СМИ. Историю с девочкой-инвалидом в обществе уже стали называть делом девочки-маугли. Этой темой интересуются не только журналисты, свою позицию по этому вопросу имеют и обычные орловцы, она вышла и на федеральный уровень. Сегодня в областной администрации собрали всех причастных к этой теме: уполномоченного по правам ребенка, начальника департамента соцзащиты и здравоохранения, представителя администрации Орловского района, правоохранительные органы и главврача НКМЦ им. Круглой. Они вновь призвали осветить тему в спокойном ключе и «крайне аккуратно». «ОН» будут говорить только о фактах.
Ведущий пресс-конференции, начальник пресс-службы администрации области Вадим Багринцев, стразу отметил, что после публикаций в СМИ в истории с девочкой-инвалидом «возникло много вопросов и домыслов», а поэтому говорить спикеры будут только о реальных фактах. Сразу слово дали Людмиле Крыловой, в учреждении которой сейчас находится девочка. Она ответила коротко и без конкретных фактов: « Состояние стабильное, угрозы жизни и здоровья нет».
Она отметила, что были взяты все анализы и проведены исследования, в том числе и на тему сексуальных контактов. Последние, по поручению следственного комитета. Результаты готовы, но их отправят в ведомство без оглашения. К слову, названия «редкой врожденной генетической патологии, которая проявилась к полутора годам», так и не назвали.
Затем слово дали представителю Некрасовской школы-интерната, в которой уже несколько месяцев находятся пятеро из восьми детей этой семьи.
-Четверо детей поступили в учреждение в августе этого года, еще один в начале октября. Мама приезжала заранее в учреждение, ходила, осматривала и задавала вопросы, а потом уже подписала соглашение. Дети поступили чистые, опрятные, без признаков физического или психологического насилия, они шли на контакт, не боялись окружающих людей, на еду не бросались, участвуют в кружках. Мама всегда навещала детей. Вопрос, что семья неблагополучная, у нас никогда не возникал. Возможно, у мамы были проблемы, но мы не были их свидетелями-, - отметил представитель.
Не изменил свою позицию и уполномоченный по правам ребенка Владимир Поляков. По его мнению, «дети были привязаны к матери. Она относилась к ним по-матерински». Он говорил больше об эмоциях и чувствах, которые вызывали у него семья и дети. Но «ОН» сразу отметили, что освещать будут только факты.
-Муж был старше нее почти вполовину. Всего восемь детей - старшему 16, младшему 3. Я в силу своего житейского опыта и специфики работы убежден, что семья благополучная, хоть меня за это и критикуют. Я ее по-человечески понимаю. Кое-что нельзя говорить, там разбирают все по деталям-, - отметил уполномоченный по правам ребёнка Владимир Поляков.
Заявленный в качестве одного их спикеров начальник департамента здравоохранения Иван Залогин поддержал предыдущего выступающего в части, что «семья с восемью детьми и хозяйством не может быть неблагополучной».
- Состояние ребенка не связано с тем, что ее так воспитывали. С 2012 года ребенок наблюдался в медицинских учреждениях, даже в федеральных клиниках, была поставлена и группа инвалидности. Участковый доктор тоже знает ребенка, - ответил Иван Залогин.
Кстати, в настоящее время мать с маленьким ребёнком, который был с ней в Дмитровском районе, находятся в детской областной больнице. Мальчик заболел, но «уже температуры нет и состояние нормальное», отметил Поляков.
В поле зрения администрации Орловского района с точки зрения профилактики семья попала с марта этого года, когда стало известно о тяжелой болезни главы семейства. Тогда-то семье и начали предлагать помощь: устроить детей в школы-интернаты или кризисный центр, в том числе и девочку- инвалида. Но мать отказалась.
- Нельзя помещать все в одну корзину – проблемы сельской трудовой семьи и проблемы той жизненной ситуации, в которую она попала, - отметила заместитель главы администрации района по социальным вопросам Ольга Савенкова.
Все это время ни один из спикеров не затронул тему алкоголя и состояния матери в момент, когда полицейские появились в непригодном для жилья доме и забрали детей в больницу. Присутствующие журналисты естественно ожидали ответов на данные вопросы. Ведь этот факт был определяющим в изъятии детей сотрудниками полиции.
- Эта не была семья алкашей, - начала Ирина Гаврилина. – Это была нормальная семья. Вот говорили, что в доме грязно и все разбросано. Это абсолютно нормальная житейская ситуация в многодетной семье. Мы не идеализируем ситуацию, а хотим рассказать, что было реально. Возможно, что есть какие-то сомнения, но это уже другой вопрос.
После всех заявлений вопросов у журналистов меньше не стало. Присутствующие не рассказали, как мать с тремя детьми оказалась за 100 км от дома, почему приехала в Дмитровский район, действительно ли у нее была крупная сумма денег, почему вообще ей пришлось задумываться о покупке жилья, если до афиширования данной истории они жили в собственном и благоустроенном доме.
Ответы на эти вопросы буквально по крупицам собирали журналисты десятками вопросов и уточнений. Оказалось, что в преддверии зимы семье жить в собственном доме не разрешили. Он считается недостроем, а значит, жить в нем было просто небезопасно. Ей предложили другое жилье. Потом трехкомнатную квартиру на Веселой слободе, от которой она отказалась. Вернулась назад, а потом «и вовсе несколько дней снимала квартиру в Железнодорожном районе», уточнил Поляков.
- А дальше начинается детектив, - начал историю уполномоченный по правам ребенка, отсылая присутствующих к действиям, которые разворачивались в заброшенном доме Дмитровского района.
Якобы в Орле она шла из магазина с пакетами, незнакомая женщина разговорилась с ней и помогла нести пакеты. В ходе разговора она узнала, что многодетной матери нужно жилье и предложила отличный вариант в Дмитровском районе. Они сели в такси и поехали. По версии официальных лиц, она пробыла там чуть более суток, пока не приехали сотрудники полиции. Как отметил полковник полиции Александр Жуков, в полицию заявили местные жители, которым показалось странным, что в глухой деревне появилась многодетная женщина. Кстати, в момент прибытия правоохранителей мать была пьяная. Уполномоченному она сказала, что «выпила две рюмки и всю ночь плохо спала». Также, по словам Жукова, семья характеризуется как не пьющая.
Все эти комментарии вызвали у СМИ (у большинства точно) ощущение недосказанности. Никто не взял инициативу и не прокомментировал материал с многочисленными видеофактами и опросами местных жителей, которые выпустил «ОрелТаймс». Этот материал идет в разрез позиции официальных структур.
А странно то, что не один и не два, а все жители, с которыми говорили журналисты издания, называли мать пьющей и не приспособленной к ведению хозяйства. «Орловские новости» не хотят спекулировать на данной теме, но не брать во внимание эти факты совсем не профессионально. И если соседи врут или лукавят на счет данной семьи, то почему тогда у жителей деревни сложилось такое впечатление о благополучной семье. Почему очевидцы в Дмитровском районе заявили, что на такси она туда приехала уже в состоянии алкогольного опьянения с пакетом горячительных напитков. Надеемся, что данные факты, впрочем, как и показания местных жителей, учтут правоохранительные органы. А сейчас любые негативные факты о семье объясняются чиновниками иногда даже абсурдными вещами, вплоть до проплаченных мнений местных жителей некоторыми изданиями.
На эту ситуацию нужно смотреть со всех сторон, обязательно учитывая полярные мнения и тщательно проверяя факты. Ведь там, где живут восемь детей, нельзя умалчивать или идеализировать.
А пока достигнута предварительная договоренность, что мать на три месяца после выписки из больницы переведет девочку-инвалида в Мценский дом-интернат. А ей самой будет предложена всестороння помощь, в том числе и услуги кризисного центра.
Ирина Мещерская
Ссылки по теме:
СК возбудил дело о халатности на чиновников, допустивших воспитание девочки-маугли
Детский омбудсмен Орловской области отверг информацию об издевательствах над девочкой-маугли
«Семья была достаточно благополучной»: Гаврилина о ситуации с девочкой-маугли
В полиции рассказали подробности обнаружения девочки-маугли: от матери исходил запах алкоголя
«Они бухали». Факты, которые раскрывают историю орловской девочки-маугли с другой стороны