«Мы сейчас говорим не о детях». Жители орловской глубинки пытаются отстоять сельскую школу

icon 22/03/2019
icon 08:00
Главная новость
«Мы сейчас говорим не о детях». Жители орловской глубинки пытаются отстоять сельскую школу

Автор:

В деревне Победное Залегощенского района может закрыться сельская школа. Учебное заведение было признано бесперспективным. Власти планируют его реорганизовать путём присоединения к другой школе, которая находится в 10 километрах от деревни. Местные жители уверены, что за красивым словом “реорганизация” кроется обычное закрытие. Такая перспектива не радует людей и они намерены бороться за свою школу. 21 марта в стенах учебного заведения прошёл опрос граждан по насущной проблеме. За диалогом власти и народа наблюдал корреспондент “Орловских новостей”.

 

 “Нас здесь меньше”

- Сегодня на территории двух сельских поселений, Прилепском и Моховском, мы проводим опрос населения по выявлению мнения жителей по вопросу реорганизации Победненской школы путём присоединения к Моховской школе, - обозначила суть происходящего Оксана Щукина, замглавы администрации района. - Опрос будет проводиться в формате голосования. Вы все знаете, что для участия необходимо иметь паспорт. Если вы прописаны на территории поселения, то имеете право проголосовать.

В школьном классе, где организовано голосование, толпится несколько десятков человек - это жители деревни Победное и нескольких ближайших населенных пунктов, дети из которых учатся в этом учебном заведении. Присутствует и представитель духовенства - настоятель мужского монастыря святого великомученика Димитрия Солунского, игумен Тихон. Он, как, впрочем, и подавляющее большинство собравшихся, выступает против реорганизации.

- Реорганизация - это закрытие школы? - интересуется у Щукиной мать одного из учеников


- Нет, это присоединение, - отвечает чиновница.


- А что тогда будет в этом здании? - продолжает женщина.


- Вопрос открытый. Сегодня мы не говорим о закрытии. Мы находимся в стадии обсуждения. Сейчас мы хотим узнать мнение населения по этому вопросу. Результаты опросов будут влиять на окончательное решение, - успокаивает Щукина.

Чиновница призывает людей поскорее приступить к процедуре опроса, но те не спешат и закидывают Щукину новыми вопросы.

 

Члены комиссия. (Оксана Щукина - на фото справа) 

- Можно поинтересоваться, а почему жители Мохового должны голосовать за Победненскую школу? - вступает в диалог игумен Тихон. - Спрашивать надо только людей, которые живут здесь, чьи дети учатся в этой школе. И за этих детей надо бороться. А моховские дети - с ними всё впорядке. Там никто не пострадает от того, будут ли учиться наши дети в их школе или нет.

Щукина ответила батюшке, что таков регламент, который был установлен депутатами райсовета, а она, как и другие члены комиссии, всего лишь исполнитель воли слуг народа. Кроме того, есть вероятность, что жители Мохового проголосуют против присоединения.

- Насколько мне известно, там люди не против. Директор Моховской школы уже сказала, что если решение о присоединении будет принято, они с радостью примут детей. Это естественно. Кто выскажется против детей..., - отметил Тихон.

- Мы сейчас говорим не о детях, - быстро проговорила Щукина и тут же услышала громогласный возглас толпы: “Как не о детях!”. - Извините, я оговорилась. Сейчас мы говорим только о возможности реорганизации, - поправилась чиновница.

- Опрос проводится в двух поселениях, потому что нас здесь меньше. Наших голосов “против” окажется меньше, чем моховских “за”, и опрос пройдёт как положительный, - решается высказать своё мнение Галина Селефанова, уборщица школы.

Щукина поспешила успокоить женщину словами о том, что каждый из опросов будет учитываться отдельно. Начался гул. 

- Я выскажу общее мнение. Мы хотим, чтобы голосование Моховских жителей не учитывалось. За десять километров нашим детям ездить, а не их. Наша школа будет закрыта, и неизвестно, что будет в этом здании. Мы не против опроса, но мы, как граждане, имеющие право голоса, хотим внести коррективы в постановку вопроса, - успокаивая жителей, говорит Тихон


Священнослужитель, так же как уборщица, уверен, что моховские голоса “за” перевесят их голоса “против”.

- В нашем поселении 200 человек, а у них 3000. В общем протоколе будет значиться, что жители высказались за присоединение. Вот и всё, - делает вывод игумен.

Щукина в очередной раз повторила, что опрос в двух школах - это решение депутатов, и она не может на него повлиять.

 

 “Похороните нас заживо”

Как пояснила Оксана Щукина, решение о реорганизации продиктовано малым количеством школьников, которых и ближайшей перспективе больше не станет

- Вы знаете, что в сельских школах мало детей. В Прилепском поселении за последние 8 лет родились только 10 детей. Это очень плохой показатель, - озвучивает статистику чиновница.

- Так скоро вообще никто не будет рождаться, - с негодованием отреагировал Тихон. - Если не будет школы, то и не будет детей. А если не будет детей - не будет и деревни. То, что школы закрываются, так это трагедия. Надо в набат бить! Нас что уничтожают, это что геноцид? В деревне живет фермер. Сейчас он еле концы с концами сводит, а что будет, когда школа закроется, он останется здесь? Нет, конечно. Он с ребенком уедет, не станет работать, а его земля перейдет корпорациям.

С мнением о том, что с закрытием школы умрёт и село, согласны все присутствующие.

- Идет планомерное убийство деревни. Началось всё с коровников, - вступает в диалог пенсионерка Галина Юрьева. - Сперва они закрылись, теперь закрывается школа, затем закроется администрация, почта, Любу сократят - единственного медика на всю округу. Может быть, нас сразу в овраг и закопать? - интересуется женщина.


- Похороните нас заживо! - кричит женщина из толпы, получая одобрительные кивки односельчан.

Пенсионерка Юрьева, как выяснилось, не может принять участие в опросе. Она не прописана в районе, хотя уже 9 лет живет в Желябуге - близлежащей деревне, где находится монастырь игумена Тихона.

- Опрос это одно, но нам же никто не объяснил, почему школу надо закрыть. Причины в чём? С нами никто не считается. Если властям это нужно, то они издадут указ - и всё, мы ничего не сможем сделать, - возмущенно продолжает Юрьева.

После выступления пенсионерки, слово вновь взял игумен Тихон.

- Вы говорите мало детей. Я живу здесь уже 10 лет. Было время, когда в школе учились и 17 детей, и 14 детей, а сейчас 24. Почему вдруг встал этот вопрос? Всегда хватало финансирования, всегда были учителя. Вы вообще-то выборные власти, вы наши представители. Вы не ставьте нас в известность, а расскажите - почему так происходит. Где причина, почему никто не говорит? Не хватает средств? Но почему глава района не заботится об этом? Виктор Николаевич [Брежнев - прим. ред.], которого мы любим и уважаем, должен, как выборный представитель народа, нас защищать, отстаивать наши интересы. Он должен добиваться финансирования школы, но сейчас глава поставлен в патовое положение. Ему сказали – сокращай, а он бедный должен найти деньги на все школы. И он стоит перед выбором - либо дороги не будет, либо школы. Я знаю, что он старается, чтобы школу не закрыли, - выражает мнение священнослужитель.

После выступления Тихон выдержал паузы, после чего добавил, что он знает, что проблема в финансировании, и даже знает конкретную сумму, которой не хватает. Однако вслух он её не озвучил. Щукина, в свою очередь, добавила, что проблем много, но почему нельзя оставить школу в таком виде, как она есть - отвечать отказалась, сославшись на принятое решение райсовета.

“Сумму, которой не хватает” позже в разговоре с корреспондентом “Орловских новостей” назвала глава поселения Любовь Крухмаева. По её словам, ежегодное содержание школы обходится бюджету района в 4,5 миллиона рублей. Сейчас эти деньги взять неоткуда.

Непонятным для жителей остался и алгоритм подсчёта голосов. Татьяна Жильцова, которая представилась помощником депутата Госдумы, поинтересовалась у чиновницы, как будет приниматься решение, если протокол победневцев окажется “против”, а моховской “за”. Ответ был лаконичен и прост - “комиссия разберется”.

 

“Дети будут часто болеть”

Победненская школа построена в 1997 году. На момент открытия в ней обучались 40 детей. На базе школы функционируют досуговые “кружки” дополнительного образования. По словам директора учебного заведения Людмилы Меркуловой, все ученики школы их посещают. В случае реорганизации - они так же будут закрыты.

- Я многодетная мать. Двое детей у меня уже учатся, ещё один мальчик в первый класс пойдет в следующем году. И вот они предлагают нам возить детей в другую школу, - возмущается в беседе с корреспондентом Селефонова Галина. - Родители не смогут физически сопровождать детей: автобусы вмещают только школьников. С ними будет только один сопровождающий из учителей.

Женщина также отметила, что на народном сходе, который предшествовал опросу, присутствовал сотрудник ГИБДД. Он, по словам Селефоновой, прямо заявил, что не будет подписывать разрешение на транспортировку детей по дороге, соединяющей две деревни. “Такую громадную ответственность он на себя брать не хочет”, - добавила многодетная мать.

Автодорога действительно вызывает много вопросом. Например, вдоль всего пути следования нет отбойников, что чревато съездом в кювет. Имеются крутые повороты и резкие съезды. Местами встречаются глубокие ямы. 

Дорога до школы 

 

- Мы сейчас ехали по этой дороге. И я понимаю, что дети будут вставать не в 6 часов утра, а раньше. Детей на одном автобусе будут собирать из всех деревень. С какого часа будут собирать детей, во сколько они назад приедут? Каждый день по несколько часов туда и обратно, - задает вопрос Щукиной помощник депутата Жильцова.


- Поймите, сейчас не за дорогу речь. Мы просто хотим знать мнение жителей. У нас процедура, - повторила заученную фразу чиновница.


- Ребенку надо рано проснутся, дойти до места остановки автобуса, потом путь по деревням за другими детьми, потом только до самой школы. Дорога “убитая”, быстро не проедешь. Школьники приедут уставшие от такой дороги, а им ещё учиться. Затем путь домой. А когда им уроки делать, когда им играть? Дети будут переутомляться и часто болеть, - высказал своё видение ситуации Тихон.

Родители с мнением игумена согласились. По словам одной из женщин, сейчас её сын на перемене может забежать домой, а после реорганизации он этого сделать не сможет. Также родители обеспокоены тем, как ребенок будет добираться до дома, если вдруг в школе ему станет плохо. Кроме того, было высказано мнение, что каждодневное путешествие негативно скажется на успеваемости детей. Против вынужденного переезда выступают и сами школьники.

- Мы хотим, чтобы школа осталась, чтобы она процветала. Не хотим, ездить в другую школу. Тем более дорога не позволяет, плюс неудобный график: придется вставать рано. Нас спрашивали, мы высказались против, - отметили в беседе с корреспондентом ученики 8 класса.

 

Национальный проект

- Есть ещё одна очень веская причина, по которой эту школу нельзя закрывать, - берет слово Валентина Бондаренко, учительница русского языка и литературы. - Нам говорят, что район наш неперспективный. Так вот я вам скажу, это самый перспективный район! Я ездила на прием к Соколову [первый заместитель губернатора - прим. ред.] и добивалась, чтобы создали проект восстановления этих уникальных мест. Это должен быть национальный проект! Мы добьемся этого! Здесь будет дорога, будет восстановлена усадьба Мамонтовых, где гостил художник Сергей Виноградов. Сюда пешком из Тулы приходил Лев Толстой. Тут всё пропитано историей. Здесь фетовские места. Это уникальные места. И если мы сейчас закроем школу, то ничего этого не будет, не будет никаких усадеб.

Валентина Бондаренко, учительница русского языка и литературы

 

По словам учительницы, педагогический состав, который насчитывает 6 человек, будет до конца биться за школу. Бондаренко уверена, что у сельского поселения огромный туристический потенциал. Если к вопросу подойти со всей серьезностью, то можно проложить такой литературный маршрут, которого нет ни в одном регионе нашей страны.

- Понимаете, это как Крымский мост. Большой проект, который должен быть реализован! - воодушевленно говорит Бондаренко.

Несмотря на всю туристическую привлекательность района, у самих учителей, в случае закрытия школы, нет никаких перспектив.

- Да что тут говорить. Я, например, пенсионер, на меня какое внимание. Ну а другие, кому-то предлагают ездить в Моховое, кому-то в Грачевку. Приглашали сюда заведующую РАНО. Работу учителям предлагают, но не по специальности: в группе продленного дня или вожатым в лагерь. Людям не хочется менять квалификацию. Они имеют стаж, специальность. Они многое могут дать детям. Да и дети какие у нас замечательные. Школу закрывать нельзя! - подытоживает Бондаренко.

Здание школы

 

“Мы разделяем вашу боль”

Прошло уже больше часа с анонсированного времени начала опроса, но ни один житель так и не изъявил желание его проходить. Щукина ещё раз попыталась призвать людей - не получилось.

- Мы хотим, чтобы к нам сюда приехал человек и объяснил причины закрытия школы. Чтобы нам рассказали, что мешает сохранить школу, что нужно, чтобы школа осталась. Мы все обращаемся с этой просьбой к руководству района, - вновь обратился к чиновнице Тихон.


- Батюшка, мы вас услышали, услышали мнение населения. Всё будет учтено, и, конечно, в дальнейшем будет проводиться “сход” с руководством района, где вы ещё раз выскажете то мнение, которое вы считаете нужным высказать. Я предлагаю всё-таки провести голосование, - обратилась Щукина к людям.


- Давайте проголосуем, а потом обжалуем решение, если оно будет не в нашу пользу, - советует односельчанам женщина в светлом пальто. Люди соглашаются.


- Мы совершенно разделяем вашу боль. Мы проводим опрос, чтобы юридически закрепить ваше мнение. Оно будет учтено при принятии решения. Поэтому, кто считает возможным проголосовать, - голосуйте, - вновь повторила Щукина.

Народ стал подходить к столу, за которым сидели члены комиссии. Каждому выдавали опросный лист, который содержит вопрос: “считаете ли вы возможным проведение реорганизации в форме присоединения Победненской школы к Моховской школе?”. Жителям позволили ставить любой знак в графе “за” или “против”.


 

Максим Клягин, Победное