«Сытый голодного не поймет». Что происходит со «Спецавтобазой»?

icon 24/07/2015
icon 18:05
«Сытый голодного не поймет». Что происходит со «Спецавтобазой»?

©

В пятницу, 24 июля, на главном входе в муниципальное предприятие «Спецавтобаза» собрались несколько десятков рабочих с плакатами. Акция протеста была вызвана задержкой заработной платы, которую люди не видели уже с мая месяца. Кроме того, правительство области планирует реорганизацию предприятия, которое, по мнению чиновников, для повышения эффективность должно объединиться с областной «Дорожной службой» в форме некоего акционерного общества. Рабочие опасаются, что в связи с этими планами они могут попросту остаться без работы. ИА «Орловские новости» решило сделать краткий пересказ того, что происходит со «Спецавтобазой».

Муниципальные предприятия как пережиток советской эпохи являются самым уязвимым местом муниципального сектора экономики. И это совершенно неудивительно, так как в условиях рынка работать по правилам социалистического базиса - это все равно что говорить о высоком языком «базарной бабы». Однако если в литературе бурлеск находит своих почитателей, то в экономике такие кульбиты обречены. Рыночные отношения ставят во главу угла выгоду и прибыль, и пляшут только от этого аспекта. Муниципальные же предприятия несут на себе бремя социальное, а следовательно, должны работать не сколько на прибыль, сколько на конкретные социальные задачи, зачастую довольно убыточные.

И поэтому та же «Спецавтобаза» находится как бы между молотом и наковальней. С одной стороны, от нее постоянно требуют самостоятельно зарабатывать. С другой, выполнять «социальный заказ». Однако даже невооруженным глазом видно, что одно условие здесь взаимоисключает другое. Нельзя заработать там, где заработать нечего. «Спецавтобаза» последние годы вынуждена обслуживать те участки города, от которых отказываются коммерческие компании. Например, частный сектор, где предприятие фактически работает себе в убыток, так как договоры на вывоз мусора мало кто из жителей соглашается заключать, а по закону обязать их это сделать нельзя. Единственный выход, который предлагали руководители МУПа — и прежние, и новые — поднять тариф на услуги, чтобы хоть как-то поправить положение, - но тут уже кулаком по столу ударили депутаты от КПРФ. Дескать, спровоцируем социальный взрыв. То есть крутись, как хочешь. И помни: прорвать этот порочный круг — невозможно. Бюджет подкидывает лишь жалкие крохи. В итоге два последних года «Спецавтобаза» заканчивает с убытками 32 и 34 миллиона рублей соответственно.

С приходом в область Вадима Потомского ситуация еще больше накалилась. В город пришла питерская компания «Экотек», внесшая серьезные корректировки в коньюктуру «мусорного рынка» в областном центре. Прибыльными кусками с ней пришлось поделиться и «Первой городской управляющей компании», и несчастной «Спецавтобазе». Далее губернатор решил, что «Спецавтобаза» справляется с уборкой плохо, техника у нее старая, и поэтому областное ГУП «Дорожная служба» вполне может взять себе какую-то часть городской территории, которую обслуживало предприятие. Сказано и сделано. У «Спецавтобазы» забрали сначала Северный район, а потом и Советский. Само собой, такая «медвежья услуга» не могла не усилить кризис на и без того агонизирующем предприятии. В итоге с мая у МУПа просто нет денег, чтобы выплатить зарплату рабочим.

- У нас отняли зарплату и работу. Как жить дальше, как платить кредиты, - сетовали доведенные до отчаяния рабочие на протестной акции 24 июля у проходной предприятия.

- Метелок нет, рукавиц нет, мешков нет. Добиваем последний резерв. Покупать не на что, - рассказала «Орловским новостям» сотрудница МУПа Зоя Опарина. В это время из-за ее спины раздается голос еще одного рассерженного работника: «Мы городское предприятие. Почему у нас отнимают работу? Шоферам, трактористам обещали новую технику, всем обещали «золотые горы». Себякин, Коробов [прежние руководители]. Все уходили, и ничего после себя не оставляли».

Между тем, пока на «трибуне» бушуют страсти, чиновники городской администрации делятся дальнейшими планами. Так, замглавы администрации Игорь Тарасов заверяет, что деньги рабочим будут выплачены до конца следующей недели. Общая сумма задолженности - порядка 17 миллионов рублей. На вопрос журналистов, что будет с предприятием дальше, Тарасов рассказывает, что областные и городские власти приняли решение о создании некоего акционерного общества, которое призвано объединить «Дорожную службу» и «Спецавтобазу». Учредителями выступят муниципалитет и областное правительство. По мнению властей, это делается для того, чтобы уборка в городе проводилась эффективнее.

Когда в Орле власти говорят об эффективности, люди, следящие за их деятельностью, невольно напрягаются. Но даже если и так, то возникает вопрос, что будет с рабочими. Сами они заявляли СМИ, что 40 человек уже получили уведомление о сокращении.

Руководитель областного департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Александр Ремига в беседе с «Орловскими новостями» заверяет, что сокращений рабочего персонала «Спецавтобазы» при вхождении предприятия в АО — не будет. По его словам, если кого-то и уволят, то только «нерадивых руководителей», доведших предприятие до предбанкротного состояния. Правда, не понятно, каких именно? Если речь идет о Коробове или Власове — то они уже давно отправлены в отставку. Новый, по словам все того же Ремиги, поступил на работу только неделю назад, поэтому «ему рано давать оценку». Между тем ответ на этот вопрос, возможно, в феврале этого года уже дал губернатор Вадим Потомский, заявивший в эфире «Истоков» следующее: «По ней [Спецавтобазе] будут приняты конкретные меры после этой зимы, будет сокращение управленческого аппарата, но ни в кем случае не механизаторов, не тех людей, кто на самом деле убирают этот город, потому что огромное количество начальников участков, инженеров, бухгалтеров, сметчиков - я вообще не вижу в этом никакой необходимости».

Начальники участков, инженеры и бухгалтеры — это тоже живые люди, которым нужно кормить свои семьи. Получается, что под удар попадут они? Впрочем, предугадать действия властей сложно. Если верить Ремиге, то еще и рано: вопрос создания новой структуры - дело не одного дня. По его словам, пока "Спецавтобаза" продолжает работать. Игорь Тарасов уточняет, что по контракту до 2017 года у нее остаются два района - Заводской и Железнодорожный, "их никто не будет отбирать". То есть два района будет убирать "Спецавтобаза", два - "Дорожная служба".

Тем не менее, сами работники, судя по их настроениям на митинге, заверениям властей не очень-то доверяют. Они уже предупредили чиновников о своей готовности провести очередную акцию протеста, на этот раз в центре города. А об их отношении к увещеванию властей о том, что все под контролем, красноречиво свидетельствует фраза одного из рабочих: «Мы присутствовали на заседании депутатской группы, где в том числе был и господин Ступин [мэр Орла] с зарплатой 200 тыс. рублей в месяц. То есть в год получается больше 2 миллионов. А у нас 200 тысяч — годовая зарплата. Ну о чем можно здесь говорить. Сытый голодного не поймет».

Денис Волин