«Своими словами» Активиста ФБК под Орлом оштрафовали за пикет в поддержку Навального

icon 16/06/2016
icon 17:01

©

Урицкий районный суд Орловской области 15 июня не стал арестовывать, но приговорил к штрафу в 10 тысяч рублей оппозиционера, активиста Фонда борьбы с коррупцией Виталия Серуканова, этапированного из Москвы. Серуканов был привлечен к административной ответственности за пикет в поддержку Олега Навального у стен нарышкинской колонии, состоявшийся еще в прошлом году. В течение нескольких месяцев орловские полицейские, в рамках административного дела, ездили в командировку в столицу и пытались уговорить Серуканова приехать в Нарышкино. За странной историей и судебным заседанием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».

Информация о том, что соратника Алексея Навального по ФБК Виталия Серуканова задержали в Москве сотрудники орловской полиции, появилась днем 15 июня. В этот день активист вместе с другими членами партии Парнас вышли к зданию Совета Федерации в Москве с плакатами в знак протеста против переназначения Юрия Чайки генеральным прокурором РФ. Активисты были задержаны и доставлены в столичное ОВД. После беседы с правоохранителями, как рассказал сам Серуканов, на выходе его уже ждали сотрудники Центра «Э» и УФСБ из Орла. Всего задерживать активиста приехала «летучая команда» из пяти человек: четыре мужчины и одна девушка. Посадили в «Газель» и отправились в Орловскую область.

- В дороге я сразу сказал, что разговаривать с ними не имею никакого желания. Разве что о футболе, - говорит Серуканов. – Когда задерживали, мне пояснили, мол, приказ доставить – с самого верха, «мы просто исполнители».

Есть ли у этого самого «верха» имя и фамилия – активисту не объяснили.

В общей сложности «под конвоем» оппозиционер провел более 7 часов. В Нарышкино газель с активистом приехала, когда уже смеркалось. Пока он находился в дороге, в Орле правозащитники развели бурную деятельность и в короткие сроки отыскали для Серуканова адвоката – защищать активиста вызвался известный в регионе юрист Владимир Сучков.

Фабула правонарушения, в котором обвинялся Серуканов, такова. В ноябре прошлого года вместе с другими активистами он прибыл к стенам нарышкинской исправительной колонии, где отбывает наказание по делу «ИВ Роше» брат Алексея Навального Олег. Активисты привезли с собой плакаты в поддержку брата оппозиционера и на пикете решили выступить с протестом против постоянного пребывания Навального в штрафном изоляторе. Туда его, как писали «Орловские новости», отправляли с завидным постоянством. Каждый раз за какие-то нарушения: то спал в неурочное время, то «запрещенные предметы» у него обнаруживали. Правда, ШИЗО Олегу Навальному назначали каждый раз, как о том что-то сообщалось в федеральных СМИ: написал новую колонку в The New Time или аудиозапись с его голосом прозвучала на оппозиционном митинге в Москве. Активисты сочли это давлением и решили достучаться до администрации колонии.

Как говорится в постановлении полиции о привлечении Серуканова в качестве обвиняемого, данный пикет не был санкционирован властями. Поэтому активисты фактически нарушили закон. При этом самого Серуканова записали в организаторы, что является более тяжким обвинением, за которое предусматривается наказание в виде административного ареста на несколько суток. В день пикета, 8 ноября прошлого года, активиста уже возили в суд, однако судья отказалась принять материалы дела и вернула их в полицию. А сам Серуканов уехал в Москву.

После этого, как сам он рассказал в интервью, спустя какое-то время ему позвонил полковник полиции и предложил приехать в Нарышкино. Однако, не услышав внятного обоснования, активист отказался от этого предложения. «А в середине декабря в полпервого ночи мне звонят обеспокоенные родители и говорят, что приехала группа из Урицкого УВД и стоит под дверью, тычет в какой-то планшет и показывает, что я с каким-то плакатом стою. И что меня нужно увезти. В командированной группе в Москву, как выяснилось, отправили участкового на служебной «Ниве».

«Меня здесь больше пугало, сколько мы на этой «Ниве» будем до Орловской области ехать из Москвы. Наверное, весь срок моего административного ареста пройдет», - рассказывает Серуканов. Он добавил, что полицейские во главе с участковым двое суток стояли у него под дверью.

Потом активисту еще несколько раз предлагали встретиться и съездить в Нарышкино, но никаких убедительных доводов, отметил он, услышать так и не удалось.

Прошло полгода, и его задержали.

Перед началом заседания в Урицком райсуде 15 июня председательствующая  поинтересовалась, куда запропастился адвокат (тот вышел в туалет) и пояснила, что в общих интересах не затягивать рассмотрение дала. На тот момент стрелка циферблата приближалась к 21 часу.

- Все в ваших руках, - посмотрела она на Серуканова.

- Это точно, - ответил тот. – Вышел сегодня из дома в легкой рубашке и, как в советском анекдоте, - не вернулся. Хорошо хоть не в тапочках.

Председательствующая поинтересовалась у привлекаемого, согласен ли он с тем, что был организатором пикета.

- Признаю, что я действительно в этот день там находился и был с плакатом, - ответил Серуканов.

После чего представитель полиции заявила ходатайство о вызове свидетелей. Оба – сотрудники полиции, которые присутствовали на пикете, а потом составляли рапорты на активиста.  Председательствующая предлагает допросить их после просмотра видеозаписи. На ней запечатлен сам пикет.

- Себя узнаете? – спрашивает судья.

- Да.

- С какой табличной стоите?

- «Свободу Олегу Навальному», - ответил Серуканов, обратив внимание судьи на то, что в деле активисту приписывают нахождение с четырьмя разными плакатами, а самого его почему-то называют организатором.

Этот вопрос председательствующая переадресовала представителю полиции.

- Так почему он организатор?

Женщина в полицейской форме и с красным платком на шее немного замялась, а потом сказала:

- Лично меня там не было. Но из всего того, что у меня было, а это видеозапись и объяснения сотрудников, - следует, что именно он был организатором. Это и в рапортах сотрудников было отражено, и сам он на вопрос, кто у вас главный, ответил «пусть это буду я». А остальные молчали.

Тут слово взял адвокат Сучков:

- В вы видели, как мой доверитель собрал группу и привез всех на своей машине?

- Нет.

- Может, вы видели, как он всех собрал в Орле?

- Нет.

Адвокат развел руками, а потом сказал:

- То, что Серуканов вел себя активнее других, это называется не организация, а активная гражданская позиция. Я еще раз спрашиваю, у вас есть доказательства, что он организатор?

- Никто, кроме него, не отстаивал свою позицию, - единственное, что сказала представитель полиции.

Первым из свидетелей выступал старший инспектор Сергей Ивочкин. Он рассказал, что 8 ноября находился в составе опергруппы. Когда приехал к ИК-5, увидел группу лиц «с плакатами про Навального». Ивочкин видел там Серуканова.

- Виталий рассказал, что приехал в поддержку Олега Навального, так как его незаконно держат в ШИЗО; сажают на 15 суток, а как только выпустят, по надуманным предлогом сажают снова. Они хотели обратить внимание руководства колонии на это, - рассказал свидетель.

Сотрудница полиции, выступавшая в роли административного заявителя, спрашивает, какие действия предпринимал привлекаемый. На что свидетель отвечает:

- Он просто держал плакат. Отвечал на вопросы…

- А еще какие-то действия производил? – нервно спрашивает представитель УМВД.

- Нет.

Пока суд уточняет некоторые формальные нюансы, административный заявитель занимает свое место и начинает что-то активно печатать в смартфоне.  На это обращает внимание правозащитник Дмитрий Краюхин. «Пишет второму свидетелю», - говорит он мне. А потом – прыгает на скамейку прямо за спиной женщины-полицейской. Та моментально прячет телефон.

В зал входит второй свидетель – начальник местного уголовного розыска Александр Михайлов. Что делает сотрудник УгРо на заседании по административному делу – никто не понимает. Вроде бы к нему никакого отношения вся эта история иметь совсем не должна. Уголовный розыск обыкновенно ищет преступников, например убийц, а тут – пикет, гражданская акция. Впрочем, судью это не смутило.

Михайлов, в короткой кожаной куртке, белой футболке, торчащей из-под нее, и голубых джинсах рассказывает, что 8 ноября приехал к колонии по поручению начальника местного райотдела УМВД. Сразу указал, что на пикете видел Серуканова. В своих показаниях сыщик Михайлов, в отличие от своего коллеги, больше упирал на то, что все разговоры с полицейскими вел именно данный активист.

- Когда к группе пикетирующих подошел начальник полиции и стал задавать вопросы, отвечал только Серуканов. Остальные молчали. Он сказал, что приехал в поддержку Навального. Подробностей я не помню. Помню только, что говорил только он, - пояснил свидетель Михайлов.

Тут вмешался адвокат Сучков:

- А в чем Серуканов был одет, помните?

- В куртку.

- Это понятно. Ноябрь все-таки. А точнее?

- В куртку цвета хаки.

- А еще?

- Не помню.

Адвокат вновь развел руки:

- То есть вы ничего не помните. Зато уверенно говорите о том, что больше всего разговаривал Серуканов…

На это начальник местного УгРо заявил:

- Да все его правонарушение и исходит из его слов!

Свидетеля отпустили. Административный доверитель выглядела удовлетворенной ответами.

Суд приступил к рассмотрению материалов дела. В нем – множество, как под копирку, изготовленных рапортов сотрудников полиции, видео, запись телефонных разговоров с Серукановым и даже распечатки со страницы активиста в Facebook. Кроме того, в ходе изучения судом материалов выяснилось, что в деле имеются якобы объяснения Серуканова, которые он не давал и на которых нет его подписи.

- Ваша честь, - начал свое выступление адвокат активиста. – После исследования всех материалов, становится очевидным, что никаким организатором мой доверитель не является. Рапорты сотрудников ни о чем не говорят. Что он, Серуканов, там просил? Какие давал указания? Что у него просили? Может, закурить? Или бутерброд? В суде свидетели ничего этого пояснить не смогли.

Адвокат попросил суд переквалифицировать обвинение на менее тяжкое – с части 2 статьи 20.2 КоАП на часть пятую: с организатора несанкционированного пикета на участника. Последняя часть не предусматривает административного ареста, только лишь штраф.

Суд вынес решение спустя 20 минут. Председательствующая сняла с Серуканова обвинения в организации пикета, оставив лишь участие.

«Учитывая смягчающие обстоятельства – Серуканов признал свою вину в участии в несанкционированной акции, и не имея отягчающих, назначить наказание в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей», - объявила председательствующая.

К моменту объявления решения в Нарышкино из Москвы приехала группа поддержки активиста ФБК, в том числе члены молодежного отделения Парнас.

- Они [сотрудники полиции] ожидали худший сценарий. Из действий местных правоохранителей было видно, что для них упрятать меня за решетку было делом принципа. Этакий чиновничий отчет перед руководством. Представьте себе, полгода ребята вели активную работу, на уровне области проводились межведомственные совещания, несколько раз на служебном транспорте опергруппа выезжала за мной в Москву…Это же натуральный сюр. «Я бы очень хотел посоветовать орловским правоохранителям заниматься своими прямыми обязанностями, а не преследовать политических активистов», - сказал по итогам заседания Виталий Серуканов.

После совместных фотографий и поблагодарив орловских адвоката и правозащитников, активисты поехали домой.

Денис Волин