Геннадий Парахин: Необходимо возрождать систему экономического научного прогнозирования

Экс-глава департамента промышленности поделился мыслями о «валютных мембранах»

icon 25/10/2023
icon 19:00
Геннадий Парахин: Необходимо возрождать систему экономического научного прогнозирования

© Фото: Региональные новости

Фото: Региональные новости

Бывший глава департамента промышленности Орловской области Геннадий Парахин прислал в редакцию «Орловских новостей» новую статью о необходимых, по его мнению, преобразованиях, которые нужны российской экономике. Она называется "Переход на прогнозное планирование промышленности (система межотраслевого баланса), развитие приоритетных отраслей на основе расчетных данных". На этот раз Парахин решил подробно развить некоторые темы, затронутые в прошлой статье.

В предыдущей своей статье я наметил девять направлений, которые я предложил к обсуждению. Сегодня я предлагаю свое мнение на первые два направления.

Как сегодня в нашей стране происходит развитие промышленности? Все очень просто! Развитие происходит на абсолютно рыночных условиях. В основе развития лежит принцип поддержки предпринимательской инициативы. Инициатива может быть двух видов: инвестиционная и отраслевая.

Отраслевая инициатива исходит от людей, которые имеют большой опыт работы в какой-либо отрасли, хорошо понимают технологические особенности производства и хорошо ориентируются в рынке сбыта этой продукции. Чаще всего это происходит на базе существующих предприятий и главная цель – это расширение производства и снижение себестоимости. Причем расширение производства рассчитывается под определенный сегмент рынка, который планируется занять. Этот сегмент рынка, как правило, уже занят импортом или каким-либо другим производством. Другими словами, чтобы продвигать свою продукцию – необходимо у кого- то этот сегмент рынка отобрать.

 По внутреннему рынку это можно сделать административным путем (и вот здесь работает третий экономический слой - коррупционный) или предложением цена-качество и это безусловно надо приветствовать, но не надо забывать, что при этом существенно ухудшается экономическое положение прежнего поставщика.

По направлению замещения импорта еще сложнее. Здесь приходиться вступать в конкуренцию с рынками Европы, Америки, Китая, Турции и других стран. В этой конкуренции наши предприятия оказываются в значительно худших условиях по цене и качеству. А поддержка государства таможенными заградительными мерами либо отсутствует, либо очень сильно запаздывает. Вот и получается, что развитие промышленности по направлению импортозамещения очень рискованно. Министерство промышленности и торговли РФ ежеквартально обновляет отраслевые планы импортозамещения, но эти объемные перечни не несут конкретной информации. Там указывается только название изделия и его номер по реестру ФТС. По этой скудной информации невозможно определить ни объем спроса, ни каких ценовых ориентиров и никаких прогнозов по ожидаемой потребности в этом товаре. Да и название самого товара носит общий характер, например: кардан и реестровый номер, или масло моторное и его номер. Конечно, при желании можно докопаться до деталей, но это целое маркетинговое исследование, которое довольно дорого стоит, но гарантий по прогнозу спроса не даст никто. Именно поэтому реализация программы импортозамещения идет очень вяло, а отчетность носит формальный характер.

Инвестиционную активность можно разделить на два направления: внутренние инвестиции и внешние инвестиции. Для внутренних инвестиций потенциальный инвестор должен найти людей и предприятия, которые обладают достаточными отраслевыми компетенциями для реализации инвестиционного проекта. А значит все проблемы, описанные выше, будут актуальны и для инвестиционных проектов такого рода. Но добавиться еще и сложности при выстраивании отношений между инвестором и носителями отраслевых компетенций. Также необходимо учитывать и несовершенство законодательной базы, а также существующую систему арбитражного судопроизводства. Все это приводит к тому, что инвесторов в чистом виде на внутреннем рынке у нас нет, кроме крупных корпораций и холдингов. Они могут позволить себе такие риски, так как чаще всего они оперируют деньгами государственными или полученными по государственным программам или субсидиям.

Внешние инвесторы работают совсем иначе. Как правило, такие инвестиции вкладываются в высокотехнологичные проекты, объемы производства рассчитываются под потребности рынка, причем ориентация не только на рынок России, но и на внешний рынок. В результате они на внешнем рынке получают значительное преимущество в цене, так как используют очень дешевую рабочую силу, дешевую энергетику и дешевое сырье. А на внутреннем рынке России они получают громадное преимущество, так как высокотехнологичные производства производят очень качественный товар и с низкой себестоимостью. Очень часто такие производства очень быстро начинают увеличивать сбыт своей продукции на внутренний рынок РФ за чет того, что их прямые конкуренты в России работают по старым технологиям и на старом изношенном оборудовании, а значит, быстро разоряются. Особо следует отметить, что внешние инвесторы при реализации своих проектов очень большое внимание уделяют подготовке кадров, обучении персонала и постоянного повышения квалификации сотрудников по системам и программам, которые работают на ведущих предприятиях Европы, Америки и Азии. По сути компетенции создаются без привлечения специалистов отраслевиков, специалисты готовятся сразу при реализации инвестиционного проекта. Это дорого и требует времени, но это с лихвой окупается при запуске производства и значительно снижает инвестиционные риски. При этом действующие предприятия РФ не имеют возможности воспользоваться этим ресурсом, а система высшей школы РФ по очень многим направлениям сильно отстала от ведущих мировых технологий. Это называется УТРАТА ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.

Уровень развитости промышленности и экономики в целом по РФ или регионам,  характеризуется коэффициентом экономической сложности.  Для оценки экономической сложности используется статистика международной торговли. При этом учитываются те продукты, в производстве которых страна имеет устойчивое конкурентное преимущество, то есть экспортирует больше, чем средняя экономика подобного размера. Индекс сложности экономики отражает, насколько сложна совокупность производимой страной продукции, то есть, чем сложнее экономика, тем страна богаче. Для сравнения использованы визуальные модели экономики России, Германии, Польши и Турции. Цветными точками обозначаются различные отрасли экономика, которые наносятся на географическую карту страны. Данные модели позволяют наглядно оценить количество компетенций и пространственное их расположение.

Предложенная модель достаточно наглядно демонстрирует результаты провала 90-х годов прошлого века, когда в Российской Федерации наблюдалась серьезная потеря компетенций в различных отраслях промышленности. Кроме того, внешний рынок является индикатором для оценки влияния введенных в отношении нашей страны санкций. Можно смело утверждать, что основная цель санкционной политики против России – это недопущение развития в нашей стране высокотехнологичных компетенций, а также максимальная утрата компетенций действующих.

В настоящее время основные компетенции в Российской Федерации сосредоточены в сфере военно-промышленного и топливно-энергетического комплекса.

Из всего выше сказанного следует, что развитие промышленности ведется через развитие компетенций. Повторю, что сейчас развитие идет по рыночному сценарию хаотично и зависит от предпринимательской инициативы.

Государство создало и активно совершенствует механизм поддержки предпринимательской инициативы, созданы инструменты льготного и долгосрочного кредитования, существует и постоянно развивается целый набор налоговых льгот и механизмы субсидирования различных затратных статей при реализации инвестиционных проектов. Но, все это основывается на  инициативе самих предпринимателей. Схема очень простая – подал заявку, ее рассмотрели, некий механизм отбора, вынесение решения и получай поддержку государства. Правда Министерствами создаются списки и перечни приоритетных отраслей, куда направляются финансы в первую очередь и больших объемах, но все равно все это делается без системно и без обозначения конкретной цели. Финансирование различных государственных механизмов и инструментов поддержки осуществляется через экспертную оценку министерских чиновников. Очевидно, что при таком подходе невозможно достичь эффективного использования бюджетных средств и добиться бурного развития промышленности. Но надо отметить, что на определенном историческом этапе такой подход был необходим и показал высокую эффективность.

Кроме того, подготовка специалистов и наука живут своей жизнью. У них свои механизмы государственной поддержки и на тех же принципах. Вот и стала наша наука «грантовой». Вся инициатива направлена на получение и освоение гранта. В образовании, к большому сожалению, компетенции мы теряем еще быстрее чем в производстве. По некоторым отраслям промышленности мы утратили квалифицированный преподавательский состав и научные кадры.

В условиях жестких санкций выявились и другие проблемы. В частности, нам отказали в поставках многих узлов и механизмов. Наши предприятия стали перестраиваться на выпуск продукции, которую раньше нам завозили из-за границы. Резко возрос спрос на механическую обработку стали и чугуна. Понятно, что со станкостроением у нас проблема, но литейные заводы есть и они работают. Но чтобы создать действительно качественный узел – необходимо иметь качественное литье. А вот тут проблема. Наши литейные заводы оснащены еще старыми технологиями и оборудованием. Производительность труда на аналогичных производствах Европы и даже Китая в несколько раз выше. Именно поэтому они выпускают изделия значительно качественные и дешевые. А почему так произошло? Все дело в отраслевом делении. Министерство промышленности отнесло литейные производства в отрасль металлургии. Но любой грамотный инженер вам скажет, что основа машиностроения – это литье. А это уже обрабатывающая отрасль промышленности. Нет литья – нечего обрабатывать, да и по сути литейное производство не производит просто металл или чугун, там из металла или чугуна изготавливаются заготовки корпусов, подшипников, валов и много-много еще чего. Опять экспертная оценка чиновника привела к тому, что литейные заводы отнесли совсем не к той отрасли, в которой они ведут производство. А к чему это привело? Дело в том, что Министерством промышленности в каждой отрасли проводится своя промышленная политика, заключается она в том, что все механизмы и инструменты государственной поддержки получают финансирование исходя из отраслевых приоритетов. В отрасли металлургии на протяжении многих лет существовали избыточные мощности до 25-30 %. Но это в целом по отрасли. Поэтому государство в металлургии применяла механизмы государственной поддержки по самому минимуму. Но при этом чисто металлургические предприятия чувствовали себя довольно уверенно, у них был спрос и хорошая рентабельность, как на внутреннем рынка, так и на внешнем. Более того, многие металлургические предприятия были источником очень существенной доли валютной выручки, что позволяло им получать дополнительные доходы. А вот литейные производства такой возможности не имели и рассчитывать на государственную поддержку они тоже не могли. Это привело к тому, что на этих предприятиях не проводилась модернизация, не внедрялись и не совершенствовались технологии, специалисты стали разбегаться, а ВУЗы выпуск новых специалистов практически прекратили. Более того, были ликвидированы целые кафедры, а с ними и научные направления в литейном направлении. Сейчас квалифицированный литейщик – остро-дефицитный специалист. Подобные проблемы есть и по другим отраслям промышленности. У меня нет задачи заниматься критикой. Так подробно я разбираю вопросы только с одной целью – высказать свои предложения по ускорению развития промышленности России.  

Данный анализ показывает, что есть несколько основных сдерживающих факторов развития промышленности РФ:

1.                  Недостаточный уровень развития промышленных компетенций.

2.                  Хаотичное развитие промышленности, основанное только на предпринимательской и инвестиционной активности.

3.                  Механизмы государственной поддержки развития промышленности ориентированы на предпринимательскую и инвестиционную активность.

4.                  Экспертная (субъективная) оценка – основа промышленной политики.

5.                  Отсутствие координации в работе средних и высших учебных заведений и развитии промышленности РФ.

Переходим к конкретным предложениям:

Чтобы развивать компетенции, необходимо прежде всего понимать какие компетенции нам нужно развивать в первую очередь. Для производства любого товара используется целая цепочка компетенций. Но как нам понять - что необходимо развивать в первую очередь? События последних двух лет очень четко показали, что мы остро нуждаемся в производстве своей электроники. Целые отрасли промышленности оказались на грани остановки без электронных устройств и программного обеспечения к ним. Тяжелое машиностроение оказалось на грани остановки без поставок сложных механических узлов, которые в нашей стране просто не выпускаются. Тотальный дефицит на эти изделия вызвал резкое повышение цены на конечный продукт. Более того, резко возросла роль и уязвимость  государственной внешней политики РФ. И эти примеры можно приводить по многим-многим направлениям. Но этого всего можно было бы избежать, если вести научный анализ по отраслям промышленности и всей экономики в целом. Я не призываю переходить на плановую экономику. НЕТ! Но научное прогнозирование – это необходимое условие развитие промышленности и экономики в целом России. Необходимо создать механизм, который органично сочетает научный прогноз с предпринимательской и инвестиционной инициативой. Более того, если предприниматели и инвесторы смогут, через научное прогнозирование, понимать перспективу развития отраслей, то им станет более понятен рынок, на котором они хотят работать. Следовательно, риски предпринимателей и инвесторов значительно снизятся, а это прямой путь к стимулированию инициативы и четкий ориентир для финансовой политики банков и всей финансовой системы РФ.

В начале 20-го века Российскими учеными была разработана экономическая система межотраслевого баланса. Которая позволяет создать систему уравнений, по которым можно сделать очень точный прогноз развития дефицита или профицита по отдельным отраслям промышленности и экономики в целом, а также прогнозировать влияния на цену конкретного товара состояние дел в различных отраслях. Система уравнений описывает две экономические модели – статическую (на конкретный момент) и динамическую (на определенный временной промежуток). Другими словами, можно рассчитать какие отрасли необходимо развивать, чтобы цены на товары не росли, а наоборот снижались. Следовательно, можно точно спрогнозировать в каком направлении государству необходимо прежде всего развивать компетенции. Кроме того,  можно очень точно рассчитать прогноз по отраслевому суверенитету Российской экономики на мировом рынке. Промышленная политика должна строиться на данных система межотраслевого баланса. В этом случае все инструменты государственной поддержки будут имеет четкие цели, экономические и финансовые показатели, а значит эффективность использования бюджетных средств будет максимальна. Кроме того, экспертная оценка и мнение при принятии решения, будет основываться на конкретном научном прогнозе. Это позволит выработать более эффективные механизмы и инструменты государственной поддержки. Как пример, можно предложить механизм прямого 100% государственного субсидирования в некоторые критически важные отрасли и конкретные инвестиционные проекты. Или реформировать инструмент кластерной политики. (Сегодня кластеры используются только как инструменты различных форм финансовой поддержки, а можно на основе научного прогнозирования главной целью кластерной политики определить цель развития и перетекания компетенций, а через эту расчетную цель определить задачу и роль науки, средних и высших учебных заведений и подготовки кадров).

По расчетам Советских ученых шло восстановление экономии Германии после первой мировой войны, преодолевалась экономическая рецессия 30-х годов США. Более того, во время второй мировой войны – американцы брали за основу расчеты межотраслевого баланса для экономики Германии при планировании массированных бомбардировок промышленных городов, с целью нанесения максимального урона промышленности Германии. Все страны ЕС и США используют этот экономический инструмент при определении финансовой и экономической политики своих стран. Да и санкции в отношении других стран они просчитывают математически.

К сожалению, в нашей стране этот анализ с 90-х годов не ведется, хотя система статистического учета страны все данные по отраслям собирает. Ведущие ученые по этому направлению уже ушли из жизни либо очень преклонного возраста. Но необходимость возрождать систему экономического научного прогнозирования в России и введения анализа межотраслевого баланса в промышленности очевидна!