«Ему все равно, что вы все тут собрались». Как орловцы отдавали Клычкову право продлить полномочия Парахина

В Орле прошли публичные слушания по изменению системы выбора мэра

icon 05/07/2025
icon 09:00
«Ему все равно, что вы все тут собрались». Как орловцы отдавали Клычкову право продлить полномочия Парахина

© ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ"

ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ"

В орловской мэрии состоялись публичные слушания по изменению процедуры выборов градоначальника. В течение 40 минут депутаты-“эсеры” и Владимир Негин обсуждали все ужасы и неизбежности нововведений, а потом, вероятно, специально подготовленные люди большинством голосов проголосовали “за”. Корреспондент “Орловских новостей” наблюдал за тем, как орловцы разрешили Андрею Клычкову назначить мэром вообще кого угодно.

Еще по теме: “А что, если мы проголосуем против? Нас что, расстреляют?” Депутаты обсудили с Клычковым процедуру переизбрания Парахина

"Не зная прошлого, не построишь будущего".

Но сначала вспомним краткую историю должности, которую, очевидно, во второй раз подряд предстоит занять Юрию Парахину.

Мэр города Орла одновременно является и управленцем, и политиком. У этой должности есть две стабильные особенности. Во-первых, мэра Орла могут посадить (или хотя бы возбудить дело). Во-вторых, процедура его избрания все время меняется. 

Так, первый (за время существования РФ) мэр Александр Кисляков не избирался, а как только для продления полномочий ему потребовались выборы, он их проиграл. Справедливости ради, ранее Кисляков все же имел народную поддержку - в 1990 году он стал не только депутатом, но и даже спикером горсовета.

За время работы главой администрации Кислякова никто не трогал. Как и в течение десяти лет после ухода с должности. Потом, правда, его посадили за взятку на семь с половиной лет. Отсидев три года, чиновник получил помилование президента.

Ефим Вельковский - вероятно, самый уважаемый глава городской администрации. Он был избран депутатами горсовета, правда переизбрать его народные избранники отказались. Публичных претензий к законности работы Вельковского не было.

Вместо Вельковского депутаты избрали Василия Уварова, который тоже получил репутацию политического тяжеловеса, правда в период его работы (да и после нее) все время в городе шли разговоры о возможном уголовном преследовании за манипуляции с муниципальной землей. Разговоры, впрочем, к приговорам так и не привели.

А вот дальше орловские власти доверили избрать мэра непосредственно самим жителям города. И это сразу привело к конфузу, который, вероятно, никто больше не захочет повторять - вместо нужного властям Павла Меркулова люди избрали оппозиционного на тот момент Александра Касьянова.

Коммунисты, выдвинувшие на высокий пост дружественного им капиталиста, не только набрали большинство голосов, но и (копируя первый киевский Майдан) вывели сторонников на улицу, защитив итоги волеизъявления.

Уникальность Касьянова, впрочем, заключается не только в этом. Занимая свою должность, он был осужден за финансовые махинации (на предыдущем месте работы). Подчиненным он запомнился тем, что (в драматический период своей карьеры) не появлялся в мэрии (во избежание ареста), зато все необходимые документы им всегда были подписаны.

Мэра Касьянова объявляли в розыск, упорно не могли найти, но в конце концов и должность, и свобода были им потеряны. Вдобавок ко всему ему еще пришлось публично положить крест на любых своих политических перспективах - выйти из КПРФ, избиратели которой сделали его мэром, и вступить в “Единую Россию”.

Исполнять обязанности градоначальника стал без всяких выборов Василий Еремин, а вот потом орловцам снова разрешили самим выбрать мэра. Люди проголосовали за МЧС-кого генерала Виктора Сафьянова. Тот решил самостоятельно управлять городом, поэтому уже через два года ему пришлось уйти в отставку.

Больше избирать мэра самим орловцам не разрешали никогда (спойлер: и осенью тоже не разрешат).

Начался двуглавый период, когда Орлом управляли сразу два человека - сити-менеджер Михаил Берников (выбранный комиссией через конкурсную процедуру), имевший реальные рычаги управления и избранный депутатами (из числа себе подобных) мэр Сергей Ступин, получивший (благодаря все тому же КПРФ) должность на фоне протестного голосования.

Опыт областную власть полностью устроил, и следующим мэром по той же схеме стал Василий Новиков. Сити-менеджерами при нем были сначала Андрей Усиков, а затем - Александр Муромский.

К работе Усикова и Муромского были претензии, и новый мэр, Юрий Парахин, стал уже просто мэром. Никаких сити-менеджеров при нем не было. Парахин стал депутатом благодаря “Единой России”, после чего, по протекции губернатора-коммуниста Андрея Клычкова, возглавил и город.

К деятельности Парахина была масса как моральных, так и уголовных вопросов, но в итоге действующий глава администрации защитил свое честное имя, избавился от необходимости ходить на допросы и готов после истечения срока полномочий продолжить свою работу.

Кстати, для этого ему теперь даже депутатом становиться не надо.

"Дисциплина – мать успеха". 

В малом зале городской администрации собралось 83 участника слушаний. Задачей большинства из них, очевидно, было присутствие и дисциплинированное голосование - уже на входе в здание имелись заранее подготовленные списки, в которых при явке правильных людей делались отметки.

Тем не менее, без приглашения прийти тоже было можно - достаточно просто предъявить документы.

Единственной политической силой, заинтересованной в обсуждении вопроса ожидаемо оказались “эсеры” - они делегировали на слушания Руслана Перелыгина, Игоря Рыбакова и Сергея Елесина.

Кроме оппозиции один депутат был от КПРФ. Сергей Швалов, возглавляющий в горсовете коммунистическую фракцию, от выступлений и обсуждений воздержался, но лично присутствовал и все внимательно слушал.

“Ведущим” на слушаниях был зампред горсовета Владимир Негин. Он сразу всех настроил на то, чтобы провести процедуру за полчаса. Примерно так в итоге и получилось.

Собравшимся было предложено обсудить новую систему, при которой некая комиссия собирает кандидатуры людей, желающих возглавить город, и передает их губернатору. Тот должен выбрать как минимум две фамилии, передав их депутатам. А уже сами народные избранники могут выбирать кого угодно.

Но только из тех двух кандидатур, которые даст им Клычков.

Кандидатами, при этом, теоретически могут стать кто угодно.

"На бунт не пойдешь – не будешь вольным".

Можно было бы голосовать и сразу, но Негин дал собравшимся сначала прослушать короткую справку о предлагаемых изменениях, а затем выступить или задать вопросы. Можно было делать ставки на то, что первым захочет выступить либо Перелыгин, либо Рыбаков, либо Елесин. 

Так и произошло. Сначала выступил Перелыгин, за ним - Елесин, а потом - Рыбаков. При этом, “эсеры” распределились по залу, заняли разные места и даже снимали друг друга на телефоны. К слову, других выступлений в итоге так и не было.

Лидер фракции СР в облсовете с ходу сообщил собравшимся, что они не бесправны и могут повлиять на то, чтобы в нашей области вернулись прямые выборы мэра. Это никого особо не воодушевило, но люди с интересом слушали речь.

Перелыгин выразил мнение, что мэр должен быть отчетен не губернатору, а жителям города. А для этого нужны конкурентные прямые выборы.

Сергей Елесин поддержал однопартийца. Он рассказал, что, передвигаясь по городу, общается с жителями, и они хотят выбирать главу горадминистрации сами.

“Представьтесь, Игорь Анатольевич”, - передал Негин слово Рыбакову.

Тот представился и напомнил, что когда-то сам был городским депутатом и работал в этом же зале. А потом перешел к обсуждению Клычкова и Парахина. 

“Все знают, что Парахин за бюджетные деньги провел дорогу к дому тещи”, - напомнил депутат.

По залу прокатилась массовая волна насмешек, а Негин сделал замечание.

“Не перебивайте, пожалуйста. Иначе, будут думать, что вы там с ним вместе”, - ответил Рыбаков, напомнив дальше и о скандальной аудиозаписи.

Упоминание пургена и переодевающихся цыган снова понравилось публике, и настроение у всех становилось все лучше и лучше.

Депутат пожаловался собравшимся, что Клычков перестал ходить на сессии облсовета, после чего назвал Парахина никчемным человеком.

“Это дискредитация власти. К сожалению, такой федеральный закон принят, но в наших силах все поменять”, - обратился к собравшимся Игорь Рыбаков.

Областной депутат продолжил озвучивать претензии к действующему мэру, на что Владимир Негин ответил, что все и так все это знают.

“А вдруг не знают?”, - обеспокоился народный избранник, назвав Парахина еще и недостойным человеком.

Дальше начался балаган, и Рыбаков с Негиным говорили одновременно.

Перелыгин снова взял слово, обратив внимание на то, что Парахин на слушаниях отсутствует. 

“Парахин ни разу не приходит на комитет (по бюджету, куда входит лидер фракции “эсеров”). Когда человек не прошел через выборный процесс, ему все равно, что вы все тут собрались”, - заявил оппозиционный депутат.

Владимир Негин снова вмешался в выступление и отметил, что кроме Юрия Парахина никто не может знать, о чем тот сейчас думает. 

“Наша задача - выбрать достойного мэра, который не рубит, как вандалы, деревья. Население возмущается, а он все смотрит - кивнет ему губернатор или не кивнет”, - посетовал Перелыгин и закончил выступление.

Пришла череда вопросов.

Игорь Рыбаков поинтересовался у Владимира Негина о его политической позиции по поводу прямых выборов. Единоросс назвал прозвучавший вопрос дискуссионным, но напомнил, что в России есть федеральный закон, который строго регламентирует формат выборов глав административных центров.

После этого Негин отметил, что люди, не доверяющие депутатам, которым предстоит проголосовать за мэра, де-факто не доверяют народу, который и выбрал этих самых депутатов. Также ведущий слушаний напомнил, что прямые выборы обошлись бы бюджету как минимум в 60 миллионов рублей.

По словам Негина, эти 60 миллионов лучше потратить на погашение долгов городской администрации, не проводя прямых выборов. 

Игорь Рыбаков начал говорить, вальяжно гуляя по малому зданию администрации. На это он получил очередное замечание.

“Игорь Анатольевич, ведущий здесь - я”, - напомнил единоросс, и Рыбаков выбрал себе одно место.

Владимир Негин вернулся к федеральному законодательству, отметив, что жители областного центра при любых раскладах не смогут получить право на прямые выборы. Депутат предложил обратиться к юристам и убедиться в том, что законодательные инициативы о прямых выборах противоречат федеральному закону и являются бесперспективными.

Перелыгин все же предложил проявить “инициативу снизу” и устроить бунт. Но поддержку не получил.

"Где власть, там и правда". 

Вопрос “Орловских новостей” касался критериев и ограничений, связанных с кандидатами, которых имеет право вносить на обсуждение депутатов губернатор. В качестве примера корреспондент предложил вариант с заслуженным, но очень пожилым человеком, страдающим психическим заболеванием.

“Имеет ли право Андрей Евгеньевич предложить такую кандидатуру?”, - уточнил корреспондент.

“Он именно такие и предлагает”, - ответил за Негина Перелыгин, чем вызвал в зале бурный смех.

Прозвучала информация, что медицинское здоровье все-таки является обязательным требованием, но Перелыгин заявил, что ничего такого нигде не прописано.

Дальше он снова взял слово и рассказал о своем опыте участия в конкурсе на должность сити-менеджера Орла. По словам политика, ему звонил тогдашний губернатор Вадим Потомский и просил снять кандидатуру.

Принципиальный Перелыгин пошел до конца, но, когда пришло время выступать, члены комиссии вывели из зала всех журналистов.

“Гласности не было, открытости не было”, - вспомнил несостоявшийся сити-менеджер.

Владимир Негин сообщил собравшимся, что все мы уже “перебрали с регламентом” и вынес на голосование вопрос - продолжить обсуждение или “провести черту”.

Корреспондент “Орловских новостей” по профессиональным причинам проголосовал за продолжение, остальные 82 горожанина - за черту. На том и договорились.

В итоговом голосовании 73 участника слушаний поддержали внесение изменение в законодательство, восемь проголосовали против, двое воздержались.