Контрольно-счетная палата Орловской области проверила, как исполнялся бюджет Дмитровского района в 2019 году. Были выявлены многочисленные нарушения.

Примечательно, что из 236,6 млн рублей бюджетных средств и 101,1 млн рублей (стоимость имущества) нарушения были найдены на сумму 245,9 млн рублей.

Львиная доля нарушений (на 245,3 млн рублей) связана с ведением бухучета, составлением и предоставлением финансовой отчетности. Здесь речь идет о нарушениях требований, предъявляемых к регистру бухучета, а также неотражении в годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год кредиторской задолженности по доходам.

В частности, аудиторы отметили, что в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью потери доходов районного бюджета за 2017 – 2019 годы от арендной платы за земельные участки, в связи с неприменением действующего индекса инфляции составили 498,9 тыс. рублей. Еще 15,6 тысяч рублей бюджет района потерял из-за того, что не велась претензионная работа с недобросовестными подрядчиками.

Но обо всем по порядку. Первое, что отметили аудиторы – это дефицитный бюджет. Доходы составили 248,5 млн рублей, а расходы – 251,2 млн рублей. Относительно 2018 года доходы изменились незначительно (рост всего на 279 тыс. рублей), вместе с тем расходы увеличились на 2,2% или в абсолютном выражении на 5,5 млн рублей. Из-за этого бюджет сложился с дефицитом на сумму 2,6 млн рублей (для сравнения по итогам 2018 года бюджет был исполнен с профицитом на сумму 2,5 млн рублей). Уровень дотационности Дмитровского района за 2019 год составил 40,8%.

Кредиторская задолженность Дмитровского района в 2019 году увеличилась в 1,6 раз и по состоянию на 1 января 2020 года составила 8,3 млн, в том числе просроченная – 2,9 млн рублей.

Но вернемся к нарушениям. Так, аудиторы усмотрели коррупциогенные факторы в нормативно-правовых актах района. Например, проверяющих смутил термин «другие мероприятия и расходы», который содержит открытый перечень вопросов: юридико-лингвистическая неопределенность, широта дискреционных полномочий, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества.

Кроме того, не обеспечено снижение объема кредиторской задолженности бюджета в 2019 году не менее, чем на 10 процентов; допущено увеличение задолженности по оплате коммунальных услуг в 1,5 раза; не приняты меры по сокращению объема недоимки по платежам в бюджет.

Также установлен критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений на 2019, 2020 и 2021 годы равным 1,08279, что ниже значения указанного критерия, установленного на плановый период 2019 и 2020 годов решением о районном бюджете на 2018 год (1,11659). Шесть сельских поселений (Алешинское, Бородинское, Горбуновское, Долбенкинское, Плосковское и Соломинское) получили дотации на выравнивание бюджета в сумме меньшей, чем годом ранее, что противоречит бюджетному кодексу.

Прогнозный план приватизации района исполнен лишь на 34,7%, так как не проводилась достаточная информационная кампания. Да и в целом, были выявлены нарушения ведения учета объектов муниципальной собственности. В частности, оценка имущества проводилась лишь формально, равно как и инвентаризация (в инвентаризационной описи по объектам недвижимого имущества казны отражены сведения по 199 объектам (включая земельные участки) и по 11 объектам движимого имущества, тогда как в реестре числится 242 объекта недвижимости (с учетом земельных участков) и 63 объекта движимого имущества). Имели место и другие факты неотражения или искажения отчетных данных: например, не велся учет земельных участков на забалансовом счете, переданных в аренду.

В этой связи отделом по управлению муниципальным имуществом полномочия главного администратора доходов реализовывались не в полном объеме, в части осуществления контроля за своевременностью поступления в бюджет доходов от аренды земельных участков и муниципального имущества. В случаях неуплаты арендаторами арендной платы в установленные сроки, но при самостоятельном ее погашении в более поздние сроки, пени не начислялись и не взыскивались. Учет поступивших арендных платежей в 2019 году осуществлялся путем отражения в реестре договоров аренды только месяца оплаты без указания даты зачисления платежей в бюджет.

Всего – 24 пункта нарушений отражено в отчете КСП.

Информацию о результатах проверки направили губернатору Орловской области Андрею Клычкову, председателю облсовета Леониду Музалевскому, а также в прокуратуру области.