Эффект домино или спасет ли нас НДФЛ?

icon 17/05/2020
icon 11:48

©

Сегодня экономики всех стран столкнулись с проблемой последствий пандемии и самоизоляции, которые состоят в том, что для восстановления производственных процессов необходимо время, а падение уровня доходов населения, в связи с самоизоляцией приводит к существенному сокращению спроса.

Как отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Орловского филиала Финуниверситета Лидия Викторовна Мазур, можно долго перечислять негативные последствия от пандемии коронавируса, которые затронут все отрасли без исключения, и все население страны.

Например, не будет исключением наше многострадальное образование. Установленный Министерством науки и высшего образования РФ размер оплаты за обучение по очной форме начинается от 80 тыс. руб. в год и может достигать и 400 тыс. руб., при наличии бюджетных мест по данному направлению в ВУЗе. Эта оплата и до пандемии была достаточно существенной для родителей, особенно, если размер средней заработной платы каждого члена семьи составляет порядка 20 тыс. руб. в месяц, что характерно для большей части населения в регионах. Поэтому зачастую родители согласны, чтобы ребенок учился в любом ВУЗе, на любой специальности, только бы на бюджетном месте. В условиях пандемии сокращение доходов до МРОТ или вообще лишение рабочих мест для родителей приведет к тому, что дети, окончив 11 класс, будут вынуждены искать себе работу, а не продолжать обучение в ВУЗе. Следствием этого станет сокращение преподавателей в ВУЗах, а, следовательно, и доходов региональных бюджетов по НДФЛ (налогу на доходы физических лиц). Особенно если учесть, что, являясь представителями бюджетной сферы, данная категория налогоплательщиков (профессорско-преподавательский состав) по НДФЛ является самой добросовестной. Для регионов, где практически отсутствует реальный сектор экономики, именно НДФЛ является основным доходным источником бюджетной системы. Так, например, в Орловской области на 2020 год в структуре запланированных налоговых доходов НДФЛ составляет 35,2%, налог на прибыль организаций – 25,2%, акцизы – 15,8%, налог на имущество организаций – 9,8%, упрощенная система налогообложения (УСН) – 7,3%, транспортный налог – 4,2% (https://orel-region.ru/index.php?head=180).

Для всех региональных бюджетов уже к концу 2020 года ожидаются существенные потери, вызванные в первую очередь сокращением не только доходов от субъектов малого бизнеса, но и их количества. Кроме того, сократятся и другие налоговые доходы (НДФЛ, налога на прибыль организаций и т.д.). Однако, необходимо учитывать и тот факт, пандемия может не закончиться в 2020 году, а будет продолжаться до того времени, пока не появится вакцина. Следовательно, кризис будет усугубляться. С дисциплиной на самоизоляции у населения не очень хорошо, о чем свидетельствует ежедневная статистика роста количества заболевших. Более того, последние данные медиков говорят о том, что переболевшие могут снова заражаться. Не сложно спрогнозировать последствия этого.

Зачастую для запуска остановившихся производств и налаживания нормальной работы на них необходимо несколько недель, а это тоже не способствует росту доходов бюджетной системы после окончания пандемии.

Чтобы, каким-то образом, сгладить воздействие кризиса на регионы одной только федеральной поддержки будет мало, нужны продуманные действия региональных органов власти, их заинтересованность в поддержке экономики, создании рабочих мест, запуске новых производств, реальной поддержке бизнеса, особенно малого. Для каждого региона необходимо искать индивидуальные точки роста, которые позволят нивелировать воздействие пандемии коронавируса. А это можно сделать только на основе экономического потенциала каждого субъекта РФ, здесь не может быть одного универсального рецепта для всех регионов, слишком сильна их межрегиональная дифференциация.

Вопрос в одном для каждого региона: в заинтересованности региональных органов власти, в адекватности принимаемых решений, в доверии к власти и желании населения помочь в преодолении последствий пандемии, активности граждан. Решение данной проблемы возможно только в комплексе. Слишком серьезны последствия, как для каждого региона, так и для всей страны в целом. Необходимо понимание того, что кризис не закончится сразу с окончанием самоизоляции, бизнес будет постепенно и очень медленно набирать обороты, а выполнение социальных обязательств государства перед населением нельзя отложить на потом. Пенсии, пособия, стипендии, должны выплачиваться своевременно, должны работать школы и детские сады, поликлиники и больницы. Для этого необходимы налоговые доходы. Но любые неумелые действия органов власти могут не увеличить, а напротив, сократить их, примеров тому уже достаточно. Так, например, ежегодный рост ставок по акцизам в течение последних лет вызвал прямо противоположную динамику их собираемости. Рост ставок по обязательным страховым взносам с 26 до 34% в 2010 году привел к массовому закрытию индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса.

Следовательно, прежде чем запустить любую программу по устранению и преодолению последствий пандемии коронавируса, необходимо оценить ее последствия, причем как для бюджета, так и для бизнеса и населения, прогнозирование должно быть достаточно точным (в отличие от практики последних десятилетий). Конечно, корректировка в процессе реализации возможна, но она не должна быть глобальной. Для достижения положительного результата необходимо четко представлять конечные результаты и способы их достижения.