«Идея хорошая, но поздно»: Владимир Матвеев об инициативе ОНФ включить в учебную программу вузов и техникумов дисциплину "Операционная эффективность"
©
Общероссийский народный фронт обратился в Министерство экономического развития РФ и в Министерство науки и высшего образования РФ с просьбой включить в учебную программу вузов и техникумов дисциплину "Операционная эффективность".
По мнению ОНФ, чтобы "операционная эффективность" стала образом мышления будущего специалиста, она должна стать сквозной компетенцией. Соответственно, и обучать этой компетенции, в том числе и "бережливому производству", нужно во всех вузах и техникумах.
Руководитель проекта ОНФ "Профстажировки", член Общественной палаты РФ Илья Семин считает, что в зависимости от специальности, каждый вуз мог бы индивидуально определять количество часов на преподавание этой дисциплины.
По мнению Комиссарова, чтобы "операционная эффективность" стала образом мышления будущего специалиста, она должна стать сквозной компетенцией. Соответственно, и обучать этой компетенции, в том числе и "бережливому производству", нужно во всех вузах и техникумах. "Ведь азы философии постоянных улучшений, борьбы с потерями на участках, системы подачи рацпредложений, цифровых методов повышения эффективности должны быть у каждого студента, который в будущем может стать управленцем - директором предприятия, госслужащим, главврачом поликлиники или директором службы занятости", - отмечает сопредседатель Центрального штаба ОНФ.
"На основе анализа опыта лучших российских компаний, а также опыта вузов, мы разработали "расширенное меню" программы, в которую входит управление процессами и цифровыми данными, системы менеджмента качества, бережливого производства и основы культуры постоянного совершенствования", - отметил Семин.
«Орловские новости» попросили также прокомментировать эту инициативу доктора экономических наук, директора Орловского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Владимира Матвеева.
С его слов, инициатива хорошая. Но при этом Владимир Матвеев напомниет, что новое – это зачастую хорошо забытое старое. В советское время достаточно часто предлагалось ввести такого рода предметы в учебные планы СУЗов и ВУЗов.
«Сама по себе идея хорошая. Ведь надо признать, что национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» не родился на ровном месте. Согласно аналитикам издания Market Watch, Россия по показателю производительности труда находится на 34 месте среди 36 крупнейших экономик мира. Хуже только Мексика и Коста-Рика. Однако, в данном случае надо говорить об агрегированном показателе, который включает в себя различные критерии (ВВП на душу населения, оплата труда, количество рабочего времени и т.д.). Характерна в этом плане Мексика, где работают больше всего – 2255 часов в год и при этом получают за свой труд меньше всего. Россияне в среднем работают довольно много – 1974 часа, но из-за устаревшей инфраструктуры, неразвитости рынка, старения населения и его низкой квалификации, а также других причин производительность труда оставляет желать лучшего», - отмечает Владимир Матвеев.
Директор финуниверситета соглашается с авторами идеи, что так называемая «операционная эффективность» должна быть подсознательно у каждого работника, но считает, что внедрять ее уже поздно.
«Однако позволю себе усомниться в рациональности введения отдельного курса в ВУЗе – слишком поздно. Правильно говорят представители ОНФ - это должно быть сквозной компетенцией. Значит, она должна присутствовать и в школе, и в СУЗе, и в ВУЗе на разных этапах обучения и становления работника. То есть, должна присутствовать почти в каждом изучаемом предмете. Кроме того, у технических, гуманитарных и творческих профессий есть своя специфика в понимании производительности труда. Сделать же универсальный курс и для «физиков», и для «лириков» мне представляется довольно умозрительной идеей. Скорее всего, такой отдельный курс подходит для более высоких уровней образования, например магистратуры или аспирантуры», - считает Владимир Матвеев.