«Другого выхода нет?»: как прошла встреча представителей власти с родителями учеников и преподавателями знаменской школы-интернат. Репортаж «ОН»
©
Неделю назад в редакцию “Орловских новостей” обратились родители детей, которые обучаются в знаменской школе-интернат. По их словам, учебное заведение, в котором учится 115 человек, закрывают, а учеников со следующего учебного года переводят в другие специализированные школы. Отмечается, что школьников “попросили на выход” на основании того, что в здании появится “школа для одаренных детей”. Ситуация вызвала широкий общественный резонанс. 28 января с учителями знаменской школы-интернат и родителями учеников пообщались представители власти. За ходом встречи наблюдал корреспондент “Орловских новостей”.
К назначенному времени — 15 часов — в коридорах знаменской школы-интернат собрались несколько десятков родителей учеников. Все они хотели не только услышать, что будет со школой и куда определят их детей, но и донести до власти, что это учебное заведение так им нужно.
На встречу с жителями приехала руководитель департамента образования Татьяна Шевцова, вице-спикер орловского областного совета Михаил Вдовин, депутаты облсовета Владимир Пукаев и Ирина Гоцакова, а также депутат госдумы Николай Земцов. Встречи с родителями и учителями представители власти проводили по отдельности: сначала с директором школы, в ее кабинете за закрытыми дверьми, а затем уже с учителями и родителями.
Встреча с педагогическим составом проходила без родителей. Им пришлось ожидать в коридоре, пока в течение часа чиновники и депутаты доносили до учителей, где и как они теперь будут работать.
Первой слово взяла Татьяна Шевцова. Чиновница рассказала присутствующим, что в черте города находится три школы-интернат. Все эти учреждения заполнены не на 100%. Конкретно знаменская школа-интернат заполнена лишь на 20%. При этом до 2018 года Минфин не предъявлял к бюджету, отведенному на содержание учреждений образования региона никакого внимания. А в минувшем году департаменту образования была выдвинута претензия на 2,5 млрд рублей с пометкой «нецелевое использование бюджетных средств». Как пояснила чиновница, по закону в такой школе должны учится только те дети, которые четко попадают под категорию детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, как это прописано в законе. Это дети-сироты, дети, находящиеся под опекой и т.д.
«Но здесь нужно пояснить, что ни в одном законе нет такого, что в школе-интернат должны находиться дети из многодетных семей, воспитывающихся матерями-одиночками. Иначе в школе-интернат воспитывались бы больше половины всех детей», - пояснила Шевцова.
Кроме того, по словам чиновницы, школу пришлось бы закрыть в любом случае. Есть акт обследования, согласно которому здание признано аварийным.
«Коллеги, как вы не понимаете, что в августе месяце эту школу комиссия не принимает на основании акта обследования. И учреждения не будет вообще. Этот акт появился не сегодня и не вчера. Обследование делалось еще в прошлом году, когда мы исследовали последствия реорганизации. И ситуация действительно серьезная. Не мне вам объяснять. Вы и сами наблюдаете, что течет крыша, а температура в помещениях не соответствует норме. Пальто, которое мы носим, тоже имеет срок годности. Рано или поздно нужно покупать новое. И сейчас у нас такая ситуация, что на содержание школы нужно вкладывать серьезные средства», - говорит Шевцова.
Выход, по словам чиновницы, есть - за федеральные средства под центр для одаренных детей привести это здание в порядок.
«Здесь будет полноценный центр с полным дневным и ночным пребыванием детей, где до обеда будет проходить общая школьная программа, а после – углубленная по конкретному направлению. Отказаться от этого центра и от 280 млн рублей федеральных денег регион не может. Поэтому я прошу вашего учительского понимания и человеческого понимания», - призвала Шевцова.
Присутствующие явно оживились. Звучали вопросы и предложения. Среди прозвучавшего было и предложение решить за счет корпуса школы-интернат проблему второй смены в знаменской общеобразовательной школе. Однако этот вариант руководитель профильного департамента отмела сразу.
«Если мы отдаем эту школу Знаменке, значит администрация Орловского района должна будет вложить сюда огромное количество денег, которых у них нет, на капитальный ремонт, чтобы организовать здесь самую обыкновенную школу. В этом случае детки, которые находятся на опеке, на круглосуточном пребывании, все равно здесь находиться не будут. Это будет уже не интернат», - отметила чиновница.
Всех волновал и другой важный вопрос: сохранят ли преподаватели свои рабочие места? Руководитель департамента поспешила заверить, что ни о каком сокращении штата, либо о каком-то новом штате речи не ведется. Однако зал воспринял это обещание явно скептически.
«Да не сохранятся никакие рабочие места!», - выкрикнул кто-то из зала.
«А как они не сохранятся?- поспешила ответить чиновница. - Кто этих детей будет обслуживать? Нам нужны и воспитатели — дневные и ночные, и классные руководители, и учителя для того, чтобы дети не отставали от общей программы».
Поднялся шум. Все начали оживленно обсуждать прозвучавшую информацию. Среди прочего прозвучал и вполне рациональный вопрос: как быть учителям начальных классов, которые в новом центре не предусмотрены?
Татьяна Шевцова, не долго думая, предложила им поработать с одаренными детьми в качестве воспитателей. Однако такое предложение быстро разбилось об аргумент одного из преподавателей: «учитель и воспитатель — не равнозначные профессии». И тогда чиновница дала новое обещание. «Мы обязательно постараемся вас трудоустроить», - сказала она.
В воздухе по-прежнему витало недоверие. Выступить мало кто из присутствующих решался. И тогда слово взял вице-спикер облсовета Михаил Вдовин.
«Я понимаю, что многие здесь присутствующие боятся озвучивать свою позицию. И я их не осуждаю. Поэтому я задам вам вопрос от аудитории: гарантируете ли вы, что с переходом на новую форму образовательного учреждения для каждого из присутствующих здесь педагогов в финансовом плане ничего не изменится в худшую сторону? И второй вопрос: гарантируем ли мы с вами, что права детей и условия их обучения не будут ущемлены? Если два этих момента будут учтены (а по сути решение еще не принято), то значит мы идем этим путем. Если нет — тогда это ненормально, и нужно будет думать дальше», - выступил парламентарий.
Шевцова вновь начала рассказывать о грядущих переменах и о том, что они могут дать. Свою речь чиновница закончила следующей фразой: «Я еще никогда не нарушила своего слова. Врага видеть во мне не надо. Перед нами стоит важная задача. И я прошу вас понять. Это учреждение будет отремонтировано и сохранено».
«По знаменской школе я другого выхода просто не вижу. Если с августа месяца будет здание ваше закрыто, то что вы от этого получите? Вам же предлагают сохранить здание и штат. Мне понятны ваши опасения. Просто всегда новое приносит большую смуту, и сразу страх в глазах а что завтра? Так вот, коллеги, ничего плохого, в том варианте, который предложен департаментом, нет», - поддержала чиновницу представитель комиссии по оптимизации.
Еще какое-то время депутаты пытались наладить контакт с преподавательским составом, раздавали обещания и свои номера телефонов. А тем временем, встреча перенеслась в актовый зал школы. Там представителей власти уже ожидали родители.
Татьяна Шевцова вновь объяснила присутствующим сложившуюся ситуацию. И снова из зала звучали вопросы и предложения.
«Мы, как родители, ездили в другие школы-интернат региона, интересовались. Условия там ничуть не лучше нашего, и даже хуже. У меня трое детей. Все учатся в разных образовательных учреждениях. Чтобы всех их развести: кого в школу, кого в детский сад, я и до 11 часов не управлюсь. А нужно еще и на работу успеть. Для этого, помимо всего прочего, нужен личный автомобиль. А это, чтобы всех развести — порядка 500 рублей в день только на бензин. У меня таких денег нет», - выступила одна из мам.
Депутаты пытались было ответить, что это частная ситуация. Но у зала было иное мнение.
«Здесь у всех особая ситуация!», - в один голос заявили родители. После этого выступили еще несколько родителей. Каждый со своей историей.
Затем прозвучали предложения. Родители заявили, что есть некий спонсор, который готов вложить в ремонт школы деньги. Однако имен названо не было. Родители лишь дали понять, что «будут за него голосовать в будущем».
«Если бы департамент образования располагал такими средствами, чтобы отремонтировать каждое учреждение образования — это одна история. Но у нас по области 13 школ-интернатов и мы рационально вкладываем средство туда, где больше ребятишек. Назовите мне этого спонсора, который мог бы помочь», - поинтересовалась Шевцова. Но имени так никто и не назвал.
Тогда вице-спикер облсовета Михаил Вдовин решил подвести черту прошедшей встречи.
«В этом зале не находится ни одного человека, который бы поддержал реорганизацию школы. Правильно?», - обратился он к залу.
И ему ответили: «Нет здесь такого человека!»
«Ситуация нам понятна. Мы будем докладывать об этом губернатору и впоследствии будет приниматься решение. Но последнее слово будет за губернатором», - подытожил парламентарий. На том и разошлись...
Елена Торубарова