«Создавал особую атмосферу» Студенты из Орла и Питера шлют письма в защиту Ильи Кушелева

icon 29/01/2018
icon 12:54

©

В материале «На выход или в психлечебницу» от 13 декабря 2017 года «Орловские новости» рассказывали о том, с какими административными барьерами сталкиваются в Орле гражданские активисты. Одним из героев нашего материала был градозащитник Илья Кушелев, который в конце года был отстранен от должности педагога в Орловском музыкальном колледже. Основанием к этому стали некие «медицинские» показатели, существенную роль в появлении которых сыграла характеристика от замдиректора учебного заведения. «Не сдержан, имеет взрывной характер, перемена настроения непредсказуема», - говорится в тексте характеристики. Студенты Кушелева, узнав о случившемся, написали письмо в управление культуры области. Однако это не помогло. В течение последней недели в редакцию «ОН» пришло сразу несколько писем в защиту преподавателя. Мы публикуем некоторые из них.

Артём ПАРИЛОВ, студент 2 курса магистратуры эстрадного отделения Санкт-Петербургского Государственного института искусств:

В настоящее время в музыкальных учреждениях нашей страны, а особенно,  провинциальных городов, наблюдается критическая нехватка квалифицированных преподавательских кадров. Такие выводы можно сделать на основе:

- собственных наблюдений: даже в Санкт-Петербурге нередки случаи, когда педагогами становятся музыканты, имеющие лишь среднее музыкальное образование, но преподают, тем не менее, и в колледжах, и, даже, в высших учебных заведениях. Преобладание преподавательского состава пред- или пенсионного возраста. Вернувшихся с обучения из-за рубежа отрывают «с руками», всячески добавляют рабочих часов в нагрузку;

- состояния «музыкальной ситуации»: выпускники столичных, а тем более, провинциальных музыкальных учебных заведений всё реже продолжают в жизни музыкальную дорогу – не имеют требуемой квалификации и навыков (в т.ч. для обеспечения комфортного финансового благополучия посредством муз. деятельности), не были заинтересованы в этом виде искусства. Итогом такой печальной статистики безусловно, кроме иных факторов,  также является и низкий уровень качества работы преподавателей;

- уровень музыкантов в сопоставлении с зарубежными студентами и преподавателями: как минимум, в эстрадных направлениях музыки присутствует огромный провал конкурентоспособности и качества исполнителей в сравнении с зарубежными музыкантами – заинтересованные ученики не упускают любой возможности черпнуть знаний от иностранных музыкантов, будь то аудио- или видеоматериалы, живой мастер класс, а тем более возможность обучения любой длительности за рубежом.

Всё это усугубляется высокими ценами на музыкальные инструменты, низкими заработными платами в сфере культуры и искусства, отсутствием классов и помещений для индивидуальных занятий с хорошими инструментами, возможностей набираться опыта живых выступлений, сильных конкурсов, - и все это сопутствует начинающему музыканту с «нулевой точки» его творческой дороги.

Какой итог таковой деятельности наступит скорее всего?

Зная многих преподавателей ОМК, также знаком с Кушелевым И. Е. Даже не будучи в числе его студентов, был наслышан исключительно положительных отзывов. В глазах студентов Илья Евгеньевич выделялся огромными знаниями в области теоретических дисциплин, был отмечен как прекрасный исполнитель на инструменте, многие ребята рассказывали об «особой атмосфере на занятиях» - преподаватель был полностью погружен в процесс, не замечал времени урока, был одухотворен искусством. Ребята отмечали интересные факты и необычные новые знания, которые выносили с уроков. Эти отзывы были из уст уже тогда талантливых, проявлявших в искусстве музыки успехи студентов – тех, кому это оказалось нужно и помогло в дальнейшем на музыкальном пути. Рассказали, что Илья Евгеньевич является выпускником Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Еще тогда я подумал – «зачем этот человек вернулся сюда, ведь все наоборот стремятся уехать?».

Ответ на этот и другие вопросы я постепенно получил связав свою жизнь с музыкой в более широких масштабах.

Уровень исполнителя на музыкальных инструментах в первую очередь определяется не техникой и скоростью, а интеллектуальным развитием, кругозором, высоким воспитанием, знакомством с музыкой как с видом искусства в целом, а не только в границах своего инструмента. Достижение подобных высот – очень тяжелый труд. Но для профессионального музыканта нет исключения в этом: его исполнительский уровень, знания в области всех музыкальных дисциплин, расширенный кругозор, высокое воспитание – только эти качества дадут возможность человеку находиться в высоком обществе музыкантов в любом городе или стране. Только эти качества позволят ему сохранить свой интерес и дальнейшее развитие своего мастерства. Считаю, что Кушелев И. Е. полностью наделен подобными чертами личности профессионального музыканта.

Много раз и долгое время я слышал о нехватке преподавательских кадров, о неизвестной дальнейшей судьбе орловского музыкального образования, когда пройдут годы, и старый преподавательский состав уйдет. Разговоры о том, чтобы хоть кто-то из выпускников, поступивших в высшие учебные заведения вернулся работать в родной город. И, к счастью, такие находятся. Те, кто пропустил мимо себя проблемы маленького города и твердо зная свою цель и желания - стал добиваться их. Но не всегда мнения и профессиональные качества людей совпадают. «Сработавшийся» коллектив с устоявшимися в нем принципами больше думает о стабильности, нежели о развитии. Любая волна, поколебавшая эту стабильность получит тысячи проблем невзирая ни на что. Считаю, что Илья Евгеньевич преследует только открытые и невероятно высокие цели, которые несут лишь огромную пользу людям и в музыке и в жизни, но все прекрасно понимают, что есть высокие цели, а есть полномочия и нравы. Во все времена, были люди, которых уважали, и не имели к ним претензий, вне зависимости от их характера – приходилось идти на компромиссы и сглаживать ситуации. Начиная с глубокоуважаемых преподавателей ОМК, которые были профессионалами в этом искусстве, высокообразованными и интеллигентными людьми, и кончая великими музыкантами, певцами, дирижерами.

Настоящий преподаватель способен отдать часть своих знаний, привить любовь к музыке, мотивировать ученика. Его выпускники совершают дальнейшие шаги в музыке и добиваются профессиональных высот. Только «на деле» талантливые и культурные люди способны дать оценку и найти общий язык с любым человеком. Именно поэтому, я считаю, следует поднимать культурный уровень общества, подавая пример ближним, и уча младших. Сохранять и ценить по настоящему компетентных специалистов, уважать.

Думаю, что Кушелев Илья Евгеньевич полностью обладает профессиональными, интеллектуальными, человеческими качествами настоящего преподавателя, который способен, и уже доказал это огромным количеством успешных выпускников, решать нынешние проблемы музыкального образования.

«Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить».

Алексей МАШКОВ, выпускник Орловского музыкального колледжа:

Я закончил музыкальный колледж по классу академического вокала в 2015 году. У меня Илья Евгеньевич вел не только теоретические предметы, но и был концертмейстером. О Кушелеве И.Е. могу сказать только положительные слова, как о человеке, и слова восхищения, как о специалисте в музыкальном деле. Для Ильи Евгеньевича музыка это не способ заработать, для него это способ жить и самовыражаться.

За время обучения я ни разу не сталкивался с неадекватностью или какой-либо психической проблемой Кушелева И.Е.

Кушелев И.Е - настоящий музыкант и педагог, который мог задержаться на час, два, если того просили студенты или просто чего-то не понимали и за это ему никто не платил. Это бескорыстный человек, который работает за идею.

Я, Алексей Александрович Машков, подписываюсь под письмом Артёма Парилова в защиту преподавателя Кушелева И.Е.