Потомский рассказал, почему Запад боится Грозного и куда катится «Орловская нива»

icon 03/08/2016
icon 12:02
Главная новость Важная новость
Потомский рассказал, почему Запад боится Грозного и куда катится «Орловская нива»

Автор:

Накануне, 2 августа, губернатор Орловской области Вадим Потомский стал гостем программы «От первого лица». Он поставил оценку подготовке к юбилею Орла, рассуждал о страхе Европы перед Грозным, в очередной раз развеял слухи о своем уходе.

Сюжет смотрите по ссылке. «Орловские новости» сделали текстовую версию интервью, подготовленного коллегами из ВГТРК,

В чем знаковость приезда патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Орловскую область, как бы вы его оценили?

Это знаковое событие. Самый большой подарок к 450-летию Орла. Люди приезжали из всех районов, чтобы увидеть патриарха не по телевизору. Не только конкретно патриарх Кирилл был в Орловской области впервые, но впервые патриарх на орловской земле. Это почетно, можно гордиться. Когда я говорил, что патриарх «в плохие места не ездит», я не хотел подчеркивать «плохой - хороший».  Просто сложилась атмосфера, как мы живем, как продвигается православие, как ремонтируются и строятся храмы – он об этом знал. Была предварительная встреча около полугода назад. Я показывал патриарху эскизы храма в Вятском Посаде. Кирилл удивлялся, что в непростые времена строится. Я пояснил, что это только пожертвования. Я пояснил, что будет православный центр, предложил посетить его при возможности. Договоренность была, что он приедет в течение 2016 года. То, что он приехал на большой праздник - Крещение Руси, об этом речь не шла. Как правило, патриарх проводит этот день в Москве. Для меня было удивительно, когда сообщили  о радостном событии, что Кирилл хочет именно 28 июля приехать на Орловщину. Мы сделали все возможное, чтобы визит понравился и патриарху,  и людям. Кроме храмов патриарх посетил Детскую областную больницу. Вы видели глаза матерей, которые там с детьми. Патриарх каждого благословил, вдохнул в них надежду. Его прикосновение и слово – это надежда. Дай Бог, чтобы все выздоравливали, но это особая лепта в завтрашний день.

Визит патриарха невозможно сравнить с визитом какого-либо чиновника. Какие особые внутренние чувства вы лично испытали?

Это встреча была четвертой. В этот раз была возможность спокойно побеседовать, так как вместе перемещались с объекта на объект. Есть ряд вопросов, которые я задал, ряд мыслей, которыми поделился. Патриарх достаточно часто встречается с президентом Владимиром Путиным с председателем правительства Дмитрием Медведевым, главными лицами страны, несущими ответственность за те или иные направления. Я разговаривал с патриархом о сельском хозяйстве, о промышленном производстве. Это не просто человек русской православной церкви, он владеет огромным спектром вопросов. Для него не чуждо многое. Возможно, когда-то в беседе он вспомнит, о чем я ему говорил и это внесет свою лепту.

Как патриарх увидел город? Вам не было некомфортно, стыдно за какие-то моменты?

У него очень хорошие впечатления об Орле. Когда он ехал на Орловщину, патриарх Кирилл подготовился серьезно. Когда мы летели на вертолете, я сообщил, что фактически вся земля пашется, а он поправил – 87%. Когда ехали по городу, патриарх сказал, что Орел ухоженный, дороги хорошие. Шторы были открыты, он все отмечал, вплоть до фигур, которые делает МУП «Зеленстрой». Кирилл был в Орле ранее, только не в качестве патриарха, а когда служил в Смоленске,  отметил, что город сильно изменился. Ни одного весомого замечания, относящегося к городу, за которое пришлось бы извиняться, не было.

Какую бы оценку поставили себе и вашей команде по благоустройству, стройкам, объектам к юбилею?

Пятерку бы не поставил. Где-то четыре. Я прошу прощение, что не ставлю себе двойку или тройку, ведь все объекты, которые планировали запустить к 5 августа, практически сделали. Не дала нам погода привести в порядок стадион Ленина. Нельзя заливать теннисные корты, когда температура этого не позволяет. Неправильное техническое исполнение потом вылезет наружу. Все остальные объекты, за исключением многофункционального медицинского центра на Бульваре Победы, по которому огромное количество разбирательств (уголовные дела возбуждены, следственные органы работают), готовы. ММЦ в 2016 году мы не достроим, в лучшем случае  в 2017 году закончим строительно-монтажные работы. Но это будет идеальный медицинский центр. Посмотрите, какого качества ремонт первых этажей, как сделана инфраструктура, Все грамотно делают наши орловские строители. Блестяще, ни одного вопроса к ним, великолепные мастера.

Все остальные фактически сданы в эксплуатацию – станция обезжелезивания, набережная, Раздольна. По театрам есть мелкие недоделки, которые в рамках гарантийных обязательств будут устранены. Станцию обезжелезивания прежним составом правительства не достроили бы вовсе. Не достроили бы медицинские учреждения [корпус детской больницы и перинатального центра]. Голову на отсечение даю. Прежние руководители были заточены под другое. Я хочу поделиться секретом, если бы не поддержка президента, председателя правительства и ряда министров, разговаривать о существовании этих объектов было бы сложно. Когда в 2014 году мы провели анализ средств, которые остались, их не хватало. Мы не получили ни одной дополнительной копейки. Более того, скачок евро и доллара, а оборудование импортное. Но мы уложились: купили, привезли, установили. Пуско-наладка где-то закончена, где-то продолжается.

Хочу попросить прощения, мы не все объекты сдали вовремя в эксплуатацию. Мы работаем с утра до ночи, есть ошибки, поймите нас.

В целом по ремонту, тот объем, который выделен Орлу в этом году в рамках подготовки к 450-летию, это беспрецедентная сумма – около 1 млрд рублей. Если вдруг во время соцопроса кому-то из жителей позвонят и спросят: какой самый лучший министр в Российской Федерации, не забудьте отметить Максим Соколова, министра транспорта, и министра здравоохранения Веронику Скворцову.  Эти люди помогали нам как никто другой. Во всей России Орловская область стоит на втором месте по количеству денег, полученных из федерального бюджета на дороги, уступаем только Татарстану, а были на 69 месте. Мы видим это на дорогах. Выполнен не весь объем, хочу отметить. Пока положен только выравнивающий слой, это будут дороги уровня Москвы и Санкт-Петербурга. Привезли специальные заводы и специальные материалы. Совсем по-другому отремонтированы Красный и Герценский мосты. Я надеюсь, что новая технология покажет себя во время эксплуатации: весной не развалятся, как это обычно было. Со снегом сходит асфальт – этого не должно быть. Гарантийные обязательства по этим объектам будут от пяти лет и выше, я думаю.

Депутат Госдумы Николай Ковалев рассказывал в этой студии, что ему жалуются министры: «задолбал этот ваш Потомский», но с другой стороны вы говорите о результатах.

С кем бы из министров не общались, разговор переходит на «дайте денег». У них есть своя дорожная карта и резерв, который зачастую уже распределен. Я часто встречаюсь с министрами, и поэтому много времени провожу в Москве. Как только тот или иной регион проваливается в софинансировании программ, выскакиваю из табакерки и заявляю, что готов найти деньги. Мы показываем софинансирование и деньги приходят к нам. Есть у меня такая привычка: в дверь не пустят, я в окно залезу, но сделаю так, чтобы они обратили на меня внимание. По-другому не получится. Не со всеми министрами удается договариваться – министерство финансов, например. У них все просто и цинично: цифры, секвестр, сокращения. Но тогда мы получим социальные вопросы. Мы досокращаемся в один прекрасный день. Поднимают сельское хозяйство и промышленность люди, а не инопланетяне. Чтобы они это делали, нельзя сокращать школы, поликлиники, детские сады. Я ярый противник этих оптимизаций, потому что, в противном случае,  кто работать будет?

Мы не успели по особой экономической зоне «Серп и молот». Президент убрал программу ОЭЗ в сторону, но я знаю, что с июля готовятся поправки в существующий документ о зонах. Убежден, что Орловская область в новых рамках, которые будут внесены, будет соответствовать.

Вопрос об Иване Грозном перешел из плоскости места в вопрос самого памятника. Ваша позиция за последнее время не изменилась?

Когда я говорил с патриархом Кириллом, я задал ему вопрос, отметив, что его ответ – это мой следующий шаг. Я постараюсь воспроизвести его прямую речь: «Мы с вами из Санкт-Петербурга, там стоит на набережной памятник - Медный всадник. Памятник человеку, который основал город. Однако запомните, что ни Петр Великий, ни Иван Грозный никогда не будут канонизированы, но против памятников основателям городов ничего не имею». Есть вопросы к методам их управления, но они как государственники великие люди. Патриарх назвал четырех человек, которых считает величайшими правителями: Иван III, Иван IV, Петр I и Екатерина. Я для себя ответ получил. Сейчас люди начали интересоваться историей. Было много звонков и телеграмм из разных стран с поддержкой. На пресс-конференции, когда я Грозного «отправил» из Москвы в Петербург, допустил ляп, но говорил о другом: где доказательства, что царь убил сына? Есть картина Репина – это художественный вымысел.

Guardian написала, что в России собираются установить памятник тирану.  Западный мир это пугает. Их не устраивает, когда мы начинаем говорить о своей истинной истории и достижениях. Они никогда не простят нам Олимпийские игры в Сочи. Теперь этому противостоят, ведь победы в спорте ведут к другим победам. Их пугает установка памятника Ивану Грозному, ведь это заставит нас перечитать свою историю, не только Карамзина. У молодого русского человека появится гордость. Иван Грозный не позволил разделить Россию. А им нравится рассказывать про русско-японскую войну, когда были проигрыши и неудачи.

Мы сейчас проводим соцопросы. Никого специально не останавливают, не навязывают мнение. Жители города - за памятник. Мы живем не в мираже, а в реальном городе, основанном Грозным. Окончательные результаты опросов будут к 15 августа. До этого времени мы будем опрашивать по перечню адресов, в числе них будет и площадка у «Свободного Пространства». По нему есть решение горсовета, решение градостроительного совета. Их никто не отменял.

На заводе «Дормаш» 52 млн руб. долги по зарплате. Если у предприятия шанс?

Завод ушел в процедуру банкротства. Сейчас ведется наблюдение. Это позволяет разблокировать расчетные счета. Это позволяет отстранить руководство предприятия, которое привело к настоящему положению. Это позволяет приводить инвесторов, найти деньги для вложения, чтобы запустить производство. Есть возможно пересматривать ситуацию, не выслушивая собственника, не уговаривая его.  Есть огромное желание не потерять предприятие.

У Орловской области есть шанс вернуть «Орловскую ниву»? Суды ведь проиграны.

Не совсем точная информация. Мы проиграли иски по другим исковым требованиям, которые подавали ране. Заранее знали, что перспективы небольшие. Мы ждали экспертизу, которая проводилась не один год. Теперь знаем: цена предприятия свыше 300 млн руб. Это говорит о том, что «Орловская нива» не стоила 14 млн руб. Мы будем оспаривать саму сделку. С экспертизой в суде будет бороться бессмысленно. Я убежден, что «Орловскую ниву» вернем. Теперь нужно постараться, чтобы ничто из имущества не отлетело. Сегодня это предприятие не управляется так, чтобы оно созидало и улучшалось. По докладам, «Орловская нива» сейчас – это предприятие стагнации.

42% выборных кампаний ЦФО приходятся на Орловскую область. Как губернатор Потомский, член ЦК КПРФ, будет себя позиционировать?

Я прошу тех, кто вступят в политический бой, чтобы была честная кампания, не было чернухи и грязи. Выборы закончатся, и нужно будет друг другу в глаза смотреть. Люди должны видеть программы, а не на слухи. У нас читающее население. Берут материалы, раздаваемые на улицах. Я не видел их массово в урнах.

Как семья относится к критике в ваш адрес?

У меня семья в полном составе уехала недавно на машине в Ростовскую область. Они любители путешествовать. Звонили, делились впечатлениями. Я не хочу никого обижать, но орловцам нужно выезжать за пределы области, чтобы было с чем сравнивать. Мы не шибко кому-то уступаем, работаем над преобразованием.

Какие у вас цели и планы?

Для меня это уже родной край. Я к нему привык. В Питер, когда приезжаю к маме, через пару дней осознаю: надо ехать в Орел. Разные слухи ходят: куда меня только не отправили – в заместители министра обороны например. Об этом знают все, кроме кадровой службы администрации президента и меня. Слух запустили, что я забрал документы детей из школы. Могу расстроить: ничего не забирал, еще и племянники из Москвы приехали. В Орле шикарное образование. Те, кто хотят меня быстрее отсюда отправить, пусть сильно не рассчитывают, нет у меня этого в планах. Нормальная территория, нормально работаем, есть поддержка со стороны людей, я это чувствую. Здесь нужно показать, на что я способен. Впереди еще три года. Нужно работать, работать, работать.

Есть противники, которые этого не скрывают. Я не даю спокойно жить тем, кто занимается не тем бизнесом, мне не нравятся, когда выдают себя за спасителей, а на самом деле клейма негде ставить. Глазами смотрите, руками щупайте, не поддавайтесь на провокации.