«Эти обычаи сложились в СИЗО на протяжении десятилетий»: защита выступила в прениях по делу об орловской ячейке А.У.Е.

Защита выступила в прениях по дело об орловской ячейке запрещенной А.У.Е.

icon 04/06/2024
icon 10:00

© Яндекс. Карты

Яндекс. Карты

В Орловском областном суде близится к завершению рассмотрение дела о создании в орловском СИЗО ячейки “А.У.Е.” (запрещенная в России экстремистская организация). Вчера, 3 июня, в прениях выступила сторона защиты.

Перед тем как заслушать адвокатов, суд дал возможность высказаться Максиму Коновалову по прозвищу Якут. По версии обвинения, он обладал большим авторитетом среди заключенных и писал тексты, которые нужно было зачитывать сокамерникам вслух.

На этот раз никакого текста Коновалов не приготовил, в чем честно признался суду. Якут заявил, что будет говорить “от души”, достал из черного непрозрачного пакета Библию и пустился в размышления о церкви и еретичном мире. Монолог Коновалов посвятил не своей виновности, а своей греховности. Подсудимый назвал себя убежденным верующим православным христианином, который участвует в таинствах церкви и давно пришел к покаянию.

"Я вижу свои грехи, я замечаю это, я нарушил все десять заповедей, ваша честь. Я это понимаю, осознаю, стараюсь не ненавидеть людей. Я никогда не пропагандировал ненависть и вражду к людям. Я стараюсь соблюдать основной закон на котором основаны все наши заповеди: “Возлюби Господа Бога всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением твоим”. Это первая заповедь. А вторая - “Возлюби ближнего, как самого себя",  - сказал Якут, положа руку на Библию.

В качестве доказательства своего милосердия Коновалов заявил, что “нормально” относится к прокурору. Но на этом моменте судья попросил Якута остановится и призвал не нарушать порядок судебного заседания. Под угрозой удаления из зала суда Коновалов перешел от религиозного ликбеза к обвинению. Священное писание Якут отправил на скамейку, а на смену цитатам из Библии, пришли изречения “воров в законе”.

"О чем у нас вор когда-то по НТВ говорил? Неважно кто ты вор или прокурор, главное, человеком быть. Это на самом деле в прямом эфире было сказано Севером Александром Васильевичем. ( Саша Север - раскоронованный “вор в законе”, который является легендой преступного мира, - прим. ред.). Как по-людски, так и по-воровски. В первую очередь нужно быть человеком по отношению ко всем", - заявил Коновалов.

Сам Якут, по его словам, от этого принципа никогда не отходил: не блатовал, не состоял ни в каких экстремистских организациях и никакого отношения к этому делу не имел, никогда не был смотрящим и не стремился им стать.

А в текстах, которые Коновалов зачитывал заключенным, по его же словам, не было ничего враждебного, максимум оскорбительное. В своей бумаге он якобы никому не желал зла и никого не подталкивал на какие-то действия против администрации СИЗО.

"Чуть-чуть признаю свою ошибку, что назвал администрацию учреждения словом «мусор». Для многих это неприятно, видимо. Но там нет пропаганды ненависти и вражды, там нормальное обращение к людям, что живите между собой дружно и сплоченно, поддерживайте друг друга", - заявил Якут.

В остальном же Коновалов считает, что просто "попал". Он не понимает, как оказался обвиняемым по этому делу, если в мае прошлого года он уже находился в СИЗО Воронежа, а в августе - Комсомольска-на-Амуре. То есть событий, происходящих в этот момент в СИЗО Орла, он видеть не мог.

С главным фигурантом дела Евгением Пискуновым Коновалов познакомился в третьем корпусе. У них, по словам Якута, был один разговор, после которого бродяга уехал гастролировать по различным СИЗО страны.

"Я советовал ему многих от дел вот этих отстранить. Он не послушал меня. Я уехал, думал все спокойно, нормально. Приехал, а здесь финита ля комедия, извините за выражение. Я не участвовал в этом. Я за прошлый год настолько наездил, что меня знает весь конвой от Комсомольска-на-Амуре до Орла", - повторил Коновалов.

В завершение своей речи Коновалов заявил, что он никогда никому не делал зла и стремился относиться к людям так же, как хотел бы, чтобы они относились к нему. 

На этом заслушивание подсудимых было завершено и судья дал слово стороне защиты. С позицией обвинения адвокаты единогласно не согласились и попросили для своих подопечных более мягкое наказание.

Линия всех четырех защитников сводилась к нескольким основным тезисам. Первый касался того, что задержание и арест "организаторов" ячейки никак не сказался на арестантской жизни.  Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти к СИЗО со стороны кладбища после 22.00. По словам адвокатов, арестанты по-прежнему организовывают "дороги" (натягивают веревки между камерами для передачи записок и вещей - прим.ред.) и выкрикивают фразы, за которые сейчас судят Шакро, Пискуна, Якута и Сяву. Сторона защиты считает, что это объясняется традициями, по которым арестанты живут не первое десятилетие. И подобный образ жизни в СИЗО велся и до прибытия туда подсудимых. Сторона защиты считает, что "дороги" – это помощь, принятая в СИЗО не в рамках запрещенной в РФ А.У.Е, а по человеческим соображениям. Адвокаты предполагают, что арестанты и сейчас не знают о том, что их обычай помогать друг другу сигаретами и продуктами может стать почвой для обвинения в участии в ячейке экстремистской организации. 

Отдельно сторона защиты затронула тему татуировок, которые по мнению обвинения, похожи на арестантские наколки. Защита с этим не согласилась. Адвокаты заявили, что  в настоящее время татуировки большой роли в преступном мире не играют, наносились они задолго до происходящих событий, а главный фигурант дела Пискунов и вовсе готов был их свести. Один из защитников отметил, что криминальные звезды можно увидеть на плечах многих спортсменов. "Арестантские тату" защита нашла у Александра Емельяненко, Михаила Турканова и многих футболистов.

Под сомнение сторона защиты поставила и показания свидетелей. Адвокаты заметили, что они вплоть до запятой копируют друг друга.

Также адвокаты считают, что ячейка экстремистского сообщества существовала в СИЗО и до августа 2020 года, однако никаких действий по ее ликвидации администрация почему-то не предпринимала. Странным защита посчитала и тот факт, что в орловском СИЗО “ячейку А.У.Е” обнаружили в день публикации решения суда о признании международного общественного движения А.У.Е экстремистским и запрете его деятельности на территории РФ.

Не согласилась защита и с обвинением в пропаганде криминальных ценностей. 

«К субкультуре, как А.У.Е., можно отнести и шансон. Песни Михаила Круга, которые звучат практически из каждого утюга. Пример: “Владимирский централ”, “Кольщик, наколи мне купола”. Не говоря уже о том, что в песне звучат слова «мусора». Александр Розенбаум являлся членом Госдумы и поет в своей песне: "А воры законные — люди очень милые, Ну все мои знакомые (а многие — любимые)". Можно привести массу примеров. Они что все являются участниками А.У.Е., которые пропагандируют воровскую субкультуру?», - задал риторический вопрос один из адвокатов.

Не нашли своего подтверждения, по мнению стороны защиты, и обвинения в разжигании ненависти и вражды к представителям власти и демонстрации своего авторитета со стороны главного фигуранта дела Евгения Пискунова. А о наличии смотрящих в СИЗО многие свидетели и вовсе не знали.

Ведение “домовых книг” защита объяснила необходимостью понимания количества нужных арестантам продуктов. В этом адвокаты уголовной подоплеки тоже не нашли.

Согласилась защита только с тем, что подсудимые нарушили внутренний распорядок и правила нахождения в СИЗО. Однако эти действия не являются уголовным преступлением. В связи с этим сторона защиты попросила суд назначить Амирахову, Пискунову, Коновалову и Федосову наказание не связанное с лишением свободы и дать подсудимым возможность исправиться без реального срока. В свою очередь гособвинение запросило для подсудимых сроки от четырех до 14 лет.

Сегодня подсудимые выступят в суде с последним словом. В ближайшее время им вынесут приговор.

Еще по теме: 

Шакро, смотрящие и бродяга. Как в Орле стартовал процесс по делу об экстремистском сообществе А.У.Е.

“Пользовался у заключенных безоговорочным авторитетом”. Бывшему смотрящему за СИЗО запросили 14 лет особого режима

«Патриот», «член ЕР» и «чистая душа». Подсудимые по делу «А.У.Е» выступили в прениях