Поможет ли лицензирование навести порядок на рынке управления многоквартирными домами?

icon 06/02/2015
icon 07:45

©

На прошлой неделе правительство Орловской области впервые публично и официально рассказало о том, как идет подготовка региона к введению лицензирования на право управления многоквартирными домами. Кратко история вопроса. 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс РФ и в некоторые законодательные акты. Согласно им, управляющие компании обязаны до 1 мая 2015 года получить лицензии. Выдавать их должен орган государственного жилищного надзора на основании решения региональной лицензионной комиссии.

«Лицензия предоставляется без ограничения срока действия и действует только на территории субъекта РФ, органом государственного жилищного надзора которого она выдана, - рассказали ИА «Орловские новости» в прокуратуре региона. - Лицензия не подлежит передаче третьим лицам. Ее получение не потребуется для товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов».

Для получения лицензии соискатель должен зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также выполнить ряд других требований. У него не должно быть судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления. Необходимы наличие квалификационного аттестата соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату и другие.

Параллельно КоАП РФ был дополнен статьей 14.1.3, предусматривающей ответственность за работу без лицензии. Штраф для должностных лиц установлен в размере от 50 до 100 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - от 150 до 250 тысяч рублей. Вместо штрафа возможна дисквалификация сроком до трех лет. В общем, наказание достаточно жесткое, особенно для должностных лиц. Дешевле приобрести лицензию. Ее стоимость составляет 30 тысяч рублей, вернее, это стоимость госпошлины, которую надо уплатить, чтобы оформить лицензию. Кстати, средства от  госпошлин поступят в областной бюджет.

В Орловской области согласно указу губернатора Вадима Потомского, подписанному 23 декабря 2014 года, лицензии будет выдавать областное управление государственной жилищной инспекции, возглавляемое Юрием Горьковым. Но решение о выдаче лицензии будет принимать специально созданный орган – лицензионная комиссия, в состав которой войдут 11 человек. В пресс-службе губернатора сообщили, что возглавить ее работу предложено руководителю департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Александру Ремиге.

«В состав лицензионной комиссии войдут представители общественных и саморегулируемых организаций, органов государственной власти, Ассоциации «Совет муниципальных образований Орловской области», Орловского областного Совета народных депутатов и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области, - сообщили в пресс-службе губернатора. - В настоящее время кандидатами для включения в состав комиссии поданы заявления. Право на утверждение членов комиссии и назначение ее председателя возложено на губернатора».

По словам Юрия Горькова, при рассмотрении документов от соискателей особое внимание будет уделено выполнению требования по обеспечению свободного доступа к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации. А также об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, их стоимости и тарифах на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Еще он сообщил, что, по прогнозам, лицензии получат более ста компаний. По нашим данным, в Орловской области действуют чуть более ста компаний. То есть, практически все должны получить лицензии. Впрочем, это не совсем так.

Право на получение лицензии имеют не только действующие компании, но и вновь созданные. На наш взгляд, в этом кроется как достоинство реформы, так и ее недостаток. Требования для всех соискателей одинаковы. Но они окажутся в не равных условиях. Возьмем, к примеру, критерий, о котором упомянул Юрий Горьков – обеспечение свободного доступа к основным финансово-хозяйственным показателям. Для вновь созданной компании проблем с этим не будет. Ей по большому счету отчитываться пока не о чем и не перед кем. Значит, она получит преимущество над действующими компаниями?

К тому же у новых компаний нет опыта работы в сфере управления многоквартирными домами. Кстати, при таких условиях теоретически возможна монополизация рынка, когда право на управление большинством домов получит вновь созданная компания и только потому, что она имела преимущество при выдаче лицензий. Вероятно, справедливее было бы регламентировать отдельно условия получения лицензий для действующих компаний и вновь созданных, хотя бы на первоначальном этапе. К тому же из нормативных актов, изданных губернатором Вадимом Потомским, не ясно, возможно ли восстановление лицензии для тех компаний, которые их лишатся вследствие нарушений. Или раз оступившись, они уже не смогут вернуться на прежний путь?

Конечно, суть реформы заключается в том, чтобы дать органам власти рычаги воздействия на управляющие компании и пресечение противоправных действий. Сейчас власти не могут помочь жильцам в борьбе с недобросовестными управляющими компаниями. Закон запрещает чиновникам вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов. У органов власти есть лишь незначительные полномочия, такие, например, как утверждение жилищных тарифов для тех домов, собственники помещений в которых сами с размером тарифов не определились. Споры жильцы должны решать в претензионном или судебном порядке. Введение лицензий расширит спектр контрольных функций органов власти и, наверное, заставит управляющие компании работать более четко и строго. Впрочем, пока это все из области теории, как оно будет на самом деле, мы увидим уже скоро.

Вопросы вызывает лицензирование управляющих компаний из муниципальных образований. С Орлом все ясно - большинство компаний работают именно здесь. Если какая-то компания не получит лицензию, ее будет, кем заменить. А что делать райцентрам и крупным поселкам, в которых действует лишь по одной управляющей компании? Если она не получит лицензию, провалив квалификационный экзамен, кто будет управлять домами, заниматься текущим ремонтом и прочими необходимыми делами? Компания из Орла? Видимо, муниципалитетам придется брать на себя заботу о таких домах, как это уже происходит в Орле с «брошенными домами». В общем, лицензирование может создать некоторый дефицит управляющих компаний в глубинке.

 В законе, впрочем, прописано, что управляющую компанию можно выбрать по конкурсу – в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме сами не сделают этого на общем собрании. Но конкурс можно проводить бесконечно. Причем каждый раз организаторы должны предлагать более выгодные условия. Управляющие компании интересуют только тарифы. То есть, чем они выше, тем выше интерес. На каждый новый конкурс власти, а они несут обязанность по организации торгов, должны выставлять все более высокий тариф. Это выгодно управляющим компаниям, но совершенно не выгодно жильцам. Эксперты прогнозируют, что введение лицензирования может привести к значительному увеличению количества конкурсов по отбору управляющей организации.

К тому же лицензирование вряд ли сократит число споров между жильцами и управляющими компаниями и не снизит градус накала в их отношениях. Можно смело утверждать, что подавляющее большинство орловчан вообще не заметят перемен, которые должны произойти на рынке ЖКХ после 1 мая. Впрочем, некоторые заметят, но не сразу. Особенно это касается новостроек, отапливаемых собственными локальными котельными. Это объекты повышенной опасности, для работы с ними нужен специальный допуск. Если управляющую компанию лишат лицензии, она утратит право на управление данным домом. То, что дом временно останется без текущего ремонта и дворника, не страшно. Но кто будет обслуживать котельную? Лишенной лицензии управляющей компании этого делать будет уже нельзя. Жильцам тоже запрещено «туда соваться». А на выбор новой управляющей компании потребуется время. Можно предположить, что каждая новостройка с локальной котельной время от времени будет представлять собой мину замедленного действия, которая может рвануть в любой момент. Тревожно...

Специалисты видят и другие недостатки реформы, называя ее «сырой» и непродуманной. Но закон есть закон, и его требования надо выполнять. Поэтому в ближайшее время механизм выдачи лицензий в Орловской области заработает на полную мощность. По словам Юрия Горькова, соискатели должны подать документы до 1 апреля. Затем их рассмотрит лицензионная комиссия. Кстати, о пошлине. Мы уже говорили о том, что поступления от ее уплаты пополнят бюджет области. Это, конечно, хорошо. Но не возникнет ли соблазна выдать как можно больше лицензий, чтобы получить как можно больше средств для казны? В теории так быть не должно, а как будет на практике – посмотрим. Ждать осталось недолго.

Автор: Максим Романов