«Добили и без того убитое место». Дизайнер Виктор Панков оценил инсталляцию «Я Прёл»

Орловский дизайнер Панков высказал мнение об инсталляции «Я Прёл»

icon 27/09/2023
icon 13:00
«Добили и без того убитое место». Дизайнер Виктор Панков оценил инсталляцию «Я Прёл»

© Фото: VK Интересный город Орел | Орловчане!

Фото: VK Интересный город Орел | Орловчане!

Жители и гости Орла были удивлены появлением в районе музея им. Тургенева необычной инсталляции в духе «Я люблю Орёл». Если ничего не додумывать, а читать только то, что видно невооружённым взглядом, орловцам открывается надпись «Я Прёл». «Орловские новости» попросили члена Союза дизайнеров России Виктора Панкова посетить новый объект и поделиться экспертным мнением.

«Это вершина безграмотности в инсталляциях, связанных со шрифтами. Люди забывают, что буквы используются для того, чтобы читать слова. Что бы не говорили, там написано: «Я Прёл». Потому что «О» не дописано. Человек, который не писал это, а просто идёт мимо, видит прямые стойки буквы «П». Мы это считываем только потому, что живём в Орле и в любом плохо написанном слове можем разглядеть «Орёл». А если подходишь ближе, то там две вертикали буквы «П» уходят в землю, не смыкаясь и не соединяясь», - рассказал дизайнер.

На вопрос о том, как он оценивает стилизованное сердечко, Панков ответил, что ничего подобного он там не обнаружил:

«Там его нет. Там дырка, в которой подвешены невзрачные и сливающиеся с пейзажем качельки. Как будто кто-то заметил, что арка пропадает даром, а у него в подвале были качельки. Он их подобрал, и всё. Это не дизайн, который может украшать городскую среду».

При этом, Виктор Панков отдельно отметил, что его критика не имеет отношения к его личным эстетическим вкусам, а является оценкой профессионализма людей, занимавшихся проектом:

«Я говорю только то, что не входит во вкусовую плоскость. Часто говорят: «о вкусах не спорят, тебе не нравится, а нам нравится». Но есть вещи, которые не подлежат вот этому «нравится». Есть просто нефункциональность, безграмотность и ненадежность».

Не обошёл вниманием эксперт и сам сквер, в котором расположена инсталляция:

«Слово расположено в пространстве. Оно же не стоит близко к стене, чтобы его можно было видеть только с одной стороны. Если ты идёшь не со стороны музея, а с улицы 7 ноября, то ты читаешь задом наперёд, и там вообще ничего прочесть невозможно.

Добили и без того убитое место, зачем-то названное «Литературным сквером». Хотя это ни разу не сквер. Дорожки сделаны по линейке. Это напоминает больше плац. И там уже скопище разномастного хлама. Как чайник подарили на свадьбу – он ужасный, но мы его храним на память. Тут кто-то табуретку купил. Тут скатерть осталась от бабушки, мы её хорошо заштопали – сойдёт и так. Не хватает ещё нашей орловской лошадки из колючей проволоки. И будет кунсткамера! Вот так сейчас оформлен «Литературный сквер».

По мнению Виктора Панкова, одной из причин провала стало непонимание основ разработки современных шрифтов:

«Работа со шрифтами – это уже не черчение, но не чистое искусство, где рисуешь всё, что захотел. Там есть законы. И они очень жёсткие. И как бы не развивался шрифт, каким бы авангардным он не был, эти законы непреложны. Те, кто их не соблюдает, просто неучи и двоечники или дилетанты. И зачем давать дилетантам простор самовыражения в знаковых местах Орла, которые должны быть точками притяжения? Это же точка притяжения у нас. Есть пятая точка, а к ней ещё точка притяжения. У нас есть художественные учреждения, художники, дизайнеры, институты. Неужели там такая непреодолимая финансовая притягательность, что можно растоптать логику и уважение к горожанам?».

Любоптыно, что после того, как орловские СМИ обратили внимание на этот арт-объект, чиновники мэрии поспешили объясниться. Объект якобы еще не доделан. И впоследствии качели заменит скамья, а «П» станет полноценной «О». Впрочем, пока что «П», как говорится, и в Африке «П», даже если взглянуть на объект, так сказать, «вооруженным глазом».