В Орловской области объем агропроизводства вырос на 15 процентов

icon 03/01/2015
icon 12:25

©

Мы начинаем серию публикаций, в которых расскажем об экономических итогах работы орловских предприятий и организаций в уходящем году. Начнем с АПК, так как Орловская область считается аграрной, и сельское хозяйство играет важную роль в формировании валового регионального продукта. По оперативным данным блока финансово-экономического развития областного правительства, в агропромышленной сфере за январь-сентябрь 2014 года (результаты по итогам года будут объявлены в январе) объем производства сельхозпродукции в действовавших ценах во всех категориях хозяйств составил 32,2 миллиарда рублей. В сопоставимой оценке это на 15,1 процента больше, чем в аналогичном периоде 2013 года.

 


Существенную прибавку удалось получить во многом благодаря успехам в растениеводстве. Как известно, минувшим летом областные аграрии побили рекорд, намолотив чуть более 3 миллионов тонн зерновых. Многие сельхозкультуры показали небывало высокую урожайность. Даже гречихи, в последнее время заметно выросшей в цене, регион намолотил примерно в 12 раз больше внутренней потребности. Однако рекордный урожай благотворно повлиял лишь на статистику. Избыток зерна сказался на его цене, и на рынке образовался дефицит.

 


Ситуация парадоксальная – зерна больше, чем обычно, однако цены в магазинах растут. Но у специалистов есть логическое объяснение. В конце лета цена на зерно, в том числе на гречиху, упала на столько, что производителю стало невыгодно его продавать. Кстати, санкции тоже сыграли свою роль. На мировом рынке всего за несколько дней рухнули цены на американскую пшеницу. И хотя эксперты говорят о том, что снижение цен было необоснованным, американская пшеница потянула за собой цены на зерно из других стран.

 


В Орловской области, как и во многих регионах, сельхозпроизводители решили придержать продукцию до весны, когда традиционно стоимость зерновых начинает расти. Что спровоцировало определенный дефицит на рынке. К чему это приведет, остается лишь гадать. По мнению экспертов, искусственно созданный дефицит может привести к тому, что уже в январе цены на хлебобулочные изделия подрастут на 10 процентов. Изменить ситуацию могут лишь скупщики зерна, но они не спешат поднимать закупочные цены. Кстати, по данным управления Федеральной антимонопольной службы, в Орловской области производством зерна занимаются более 1000 хозяйствующих субъектов, включая фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей. А суммарная доля наиболее крупных производителей зерна в разные годы варьируется от 10 до 14 процентов.
В уходящем году регион не решил одну из самых острых проблем последних лет – не ликвидирован дефицит площадей для хранения зерна. Рекордный урожай лишь обнажил ее. Суммарная региональная мощность составляет около 1,2 миллиона тонн – столько зерна могут единовременно хранить все хранилища области. А урожай текущего года, напомним, составил 3 миллиона тонн. То есть, количество собранного зерна втрое превышает имеющиеся мощности по хранению.

 


По оценке УФАС, именно в данном сегменте товарного рынка происходят негативные для конкуренции явления.  Из восьми хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, включенных в реестр монополистов, четыре – это предприятия, оказывающие услуги по хранению зерна. То есть, они могут диктовать цену и условия хранения, что влияет на конечную стоимость зерна, а значит, и на стоимость муки, крупы и хлебобулочных изделий. С 2013 года областные сельхозпроизводители стали активно закупать специальные мешки-рукава из полиэтилена. В них хранят не только собранный урожай, но и семенной фонд. Это довольно удобно, но влияет на качество.

 


Как известно, зерно необходимо подрабатывать – сушить и доводить до нужных кондиций. Хлебоприемные предприятия (ХПП) и элеваторы оказывают такие услуги платно и зарабатывают на них больше, чем на услугах по хранению зерна. Но в уходящем году лето выдалось благоприятным для уборки. Зерно собрали сухое, большей частью продовольственного класса. Оно практически не нуждается в сушке и подработке. Хранить зерно в мешках-рукавах оказалось выгоднее, чем в специализированных хранилищах. Поэтому ХПП и элеваторы остались без традиционных клиентов и недосчитались крупных сумм.

 


Если региональное растениеводство побило рекорды, то животноводство продолжает устанавливать антирекорды. Так, по данным Орелстата, молока в регионе в январе-ноябре произвели 181,9 тысяч тонн, что почти на 10 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Подобная динамика наблюдается в регионе уже много лет. Несмотря на принятие целевых программ по возрождению молочного скотоводства, старт программы по развитию семейных животноводческих ферм и субсидирование производителей, объем производства молока и молочных продуктов в области ежегодно снижается. Специалисты называют основной причиной сокращение поголовья крупного рогатого скота. Традиционно много коров отправляют на мясокомбинат из-за заболеваемости лейкозом. Некоторые предприятия пускают скот под нож, чтобы расплатиться за поставленные энергоресурсы и горючее или отдать кредит, взятый на выращивание урожая. Есть и другие причины, но факт остается фактом – молока в Орловской области производят все меньше.

 


То же самое можно сказать о производстве куриных яиц. Подотрасль в регионе представлена слабо, что связано с закрытием в последние годы нескольких крупных птицефабрик. Орловское куриное яйцо на прилавках местных магазинов найти крайне трудно. В основном, данную продукцию привозят из Белгородской, Брянской, Курской и Тульской областей. Цифры говорят сами за себя. По данным Орелстата, в январе-ноябре уходящего года в Орловской области произведено 138,2 миллиона штук куриных яиц. По сравнению с прошлым годом падение производства составило 6,4 процента. В 2013 году по данным на начало декабря сокращение объема производства куриных яиц по сравнению с 2012 годом составило 5,3 процента. То есть, как и производство молока, производство яиц куриных ежегодно сокращается и пока не видно, за счет чего показатели могут начать расти.

 


Одна из немногих подотраслей животноводства, которая в текущем году, как и в предыдущие годы, сработала с плюсом – это производство мяса (скота и птицы на убой в живом весе). В уходящем году на 1 декабря в регионе было произведено 103,2 тысячи тонн мяса, что на 10 процентов больше, чем год назад. Кстати, это во многом объясняет падение производства молока и снижение численности КРС.

 


По данным Орелстата, в уходящем году поголовье крупного рогатого скота обновило исторический минимум. Начиная с 1991 года численность коров в Орловской области неуклонно снижается. По данным на 1 декабря, в регионе поголовье КРС составляет всего 119,4 тысячи голов, что примерно в восемь раз меньше, чем было 23 года назад, и на 5,3 процента меньше, чем было год назад. При этом численность коров составляет всего 41,7 тысячи голов, что на 10,9 процента меньше, чем в прошлом году. Специалисты называют ситуацию близкой к критической.

 


Резюмируя, можно сказать, что уходящий год для областного АПК не стал особенным и уникальным. Рекордный урожай в растениеводстве пока не принес ощутимой финансовой выгоды, а показатели в животноводстве традиционно снизились. Аграрии вновь не нашли способа успешной борьбы с диспаритетом цен – стоимость коммунальных ресурсов и ГСМ растет быстрее, чем цена сельхозпродукции. Государственное субсидирование пока не помогает полностью компенсировать выпадающие доходы производителей. Хотя без субсидий АПК, вероятно, рухнуло бы в бездонную пропасть.

 


Однако предпосылки для развития есть. По информации областного правительства, в ближайшие годы в регионе будет реализовано несколько крупных инвестиционных проектов. Об одном из них мы недавно рассказали – это строительство в Шаблыкинском районе откормочной площадки стоимостью свыше 1,5 млрд рублей, реализуемой  в рамках инвестиционного соглашения АПК «Мираторг» и правительства области. Там уже находятся более 1 400 животных мясной породы абердин-ангус, еще 12 тысяч голов КРС будут завезены в начале 2015 года. А на полную мощность проект выйдет к 2016 году и станет фундаментом для создания на Орловщине кластера мясного животноводства.