21-22 октября в Орел с гастролями приезжал Луганский академический русский драматический театр имени П. Луспекаева. Труппа уже была в Белгороде и Курске, а после нашего города отправилась в Тулу, Калугу и Брянск. В Орел театралы привезли два спектакля – «Лес» Островского и «Левшу» Лескова. Корреспондент «Орловских новостей» увидел одну из постановок, а также пресс-конференцию, на которой директор театра Галина Михайлюк-Филиппова и главный режиссер Сергей Васин рассказали о том, почему важно сохранить культуру в непростое для всех время и как им удалось это сделать, а также почему они привезли именно русскую классику.

«Мы хотим вселить оптимизм, чтобы вы не впали в отчаяние»

В небольшом помещении музея театра имени Каменского в стенах Орловского академического театра И.С. Тургенева собрались журналисты и театралы. В воздухе поначалу витала некоторая неловкость, а можно ли задать более актуальные вопросы по новостной повестке, о ситуации на Украине и специальной военной операции, или же сегодня мы будем говорить исключительно об искусстве. Но Галина Николаевна, как ее представила директор орловского театра Елена Казакова, сама начала говорить о главном, рассказав небольшую предысторию их учреждения.
 
Театр, как вспоминает деятель культуры, появился в 1939 году, когда годом ранее было принято решение поделить Донбасскую землю на Донецкую и Луганскую области. Здесь ставится как русская и советская, так и зарубежная классика, «хоть и все современное и комедийное им не чуждо».
 
«Мы всегда были островком русского мира на Украине, и к нам приходили услышать русское слово, когда всюду оно запрещалось. После развала Советского Союза на Украине оставалось 13 русских театров, и сразу же половина из них начали работать и на русском, и на украинском языке. Нас оставалось буквально четыре-пять театров, кто не изменил языку ни под каким давлением», - обозначила Галина Михайлюк-Филиппова.
 
Рядом с ней по правой сторону довольно расслабленно расположился и главный режиссер театра – Сергей. На нем синяя толстовка с надписью «Вернулись», нанесенной на новый контур карты России.
 
«Это чувство радости, что мы вернулись. Вы знаете, вот такие кофточки есть у каждого участника гастрольного тура, а нас приехал 31 человек», - акцентировала внимание директор театра на одежде своего коллеги. – «И это действительно большая радость, потому что мы можем общаться со своими коллегами, можем презентовать свои наработки в сфере театрального искусства, мы хотим просто приехать, посмотреть и себя показать. И мы рады, что это теперь станет нормой, ведь мы крайне редко выезжали являясь окраиной Украины. И конечно, мы хотим, чтобы нас знали».


 
Однако, как она далее пояснила, искусство – это гораздо больше, чем просто красивая и интересная постановка, и нести культуру в массы важно особенно сейчас, когда в отдельных регионах страны объявили военное положение, различного уровня режимы повышенной готовности и мобилизацию.


 
«Мы хотим вселить оптимизм и то ощущение необходимости жить каждый день, дышать и наслаждаться работой своей, чтобы вы сейчас не впали в отчаяние, потому что так или иначе, ситуация связанная с мобилизацией, конечно, немножечко поселила в ваших сердцах некую опасность и отчаяние. Но поверьте, мы это переживаем уже на протяжении многих лет. Но только работа может вывести из этого тупика, в котором каждый из нас может оказаться. Нужно работать, очень много работать и трудится над собой в том числе», - заключила Галина Николаевна.
 

Ее коллега, отвечая на дальнейшие вопросы журналистов, заметит, что для них важна и отдача зрителя и организации.
 
«Некоторые думают, что нас встречают бурными овациями как на рок-концерте. Нет-нет-нет… У нас самый обычный зритель, и это круто. Нас встречают как добрых друзей, потому что люди скучают по другим коллективам и взаимодействию. Хорошая организация, мы чувствуем нежность и любовь в каждом театре, куда приезжаем», - отметил Сергей.
 
При этом он считает, что гастроли – это важная составляющая развития для деятелей искусства.
 
«Мы же не можем вариться в собственном соку, как и в любой сфере и в любом театре. Мы ведь хотим увидеть других и себя показать не чтобы порадоваться, а чтобы быть в курсе, что звучит в воздухе, какая идея играет. Театр не может без гастролей, мы изо всех сил стремимся, чтобы артисты насыщались сегодня этими гастролями, это работа», - добавил он.
 
А директор театра лишь выразила надежду на то, что на какое-то время «ваш дом станет и для нас теплым и уютным домом».

«Но жалеть нас не нужно»

Говоря о том, как важно продолжать жить, даже если вокруг разрываются бомбы, Галина Михайлюк-Филиппова рассказала, как театр выжил во время событий 2014 года, и почему для них важно нести этот «девиз жизни» в массы.
 
Начала свой рассказ директор театра с воспоминания о том, как летом 2014 году в центре Луганска самолет украинских вооруженных сил сбросил кассетную бомбу на здание областной государственной организации. Их театр находится в 700 метрах от этого здания.
 
«Не дай Бог вам это представить! Это был понедельник, минут через 15 почти все, кто недалеко живет был в театре. Это естественный страх, и кто вам говорит, что он не боится – это неправда!», - глубоко подчеркнула она.
 

Из-за начавшихся военных действий получилось, что театр покинул режиссер с группой творческих людей, включая некоторых артистов, но те, кто остался продолжали репетировать.
 
«И отыгрывая какие-то комичные сцены, мы даже смеялись, нам было смешно, это правда», - вспоминает она.
 

Однако в какой-то момент им перестали выплачивать заработную плату, и как подмечает Галина Николаевна, руководство администрации выехало, а они продолжали трудиться, в том числе, и приближать открытие 76-го театрального сезона.
 
«Этим же летом мы отпраздновали 75-летие театра, и чиновники из Киева нас не поздравили, нас поздравил министр культуры России на тот момент господин Мединский телеграммой. И мы поняли, что Украине больше не нужны», - заключила директор учреждения.
 
Она особо подчеркнула, что театр не закрывался ни на один день и не оставался без людей.
 
«Режиссера не было с нами, и мы начали советоваться, что делать, что мы можем поставить. Появилась гитара, и мы придумали тогда программу «Это наша с тобой судьба, эта наша с тобой биография», которая рассказывала об истории театра на Луганщине, и непременно была связана с историческими событиями и лицами, которые связаны с нашим регионом. И с этой программой мы объездили много городов и районов ЛНР. Мы должны были говорить с людьми, которые жили в еще большей блокаде», - вспомнила Михайлюк-Филиппова.
 
А в театре, тем временем, стали появляться совсем юные деятели культуры, первокурсники, и многие остались в труппе, и даже приехали в Орел.
 
«Первую зарплату с лета 2014 года, мы получили только в мае 2015-го. Это правда, это наша жизнь. А военное положение у нас действует с 2014 года, поэтому в этом для нас нет ничего нового. Но нас жалеть не нужно, и к творчеству коллектива из жалости тоже относиться не нужно. Мы выжили, и нам теперь продолжать жить здесь в огромной счастливой стране!», - подытожила Галина Николаевна. 

«На нашей площадке звучит правда»

В Орел луганские театралы приехали с русской классикой, о чем мы поговорим чуть позже, но в репертуаре и в задумках есть и более актуальные сегодня постановки, правда, в какой форме и в какое время их показывать – вопрос, который перед ними поставили орловские журналисты, и которым они задаются сами.
 
В репертуаре луганского театра, как выяснилось есть такой спектакль, который называется «Время, выбор, боль». Он основан на произведениях литераторов, поэтов России, Белоруссии, ДНР и ЛНР.
 
«Выпущены были три сборника. Начали читать стихи, затем пошли какие-то этюды, начали звучать какие-то мотивы, песни. Мы его обязательно привезем, но наши мальчишки на фронте, наши мальчишки воюют. И это самое горькое. Мы не можем… они наши герои, понимаете, и мы одновременно, и горды тем, что они нас защищают, но и безумно страдаем от того, что их нет», - с горечью в голосе ответила Михайлюк-Филиппова.
 
Директор отметила, что даже в том спектакле, который привезли в рамках гастрольного тура – «Лес» - пришлось делать три ввода, потому что те ребята, которые изначально должны были играть, сейчас на фронте.
 
«Отобрали лучших для этих ролей, но когда вся эта история пришла к нам в дом, и мы остались в большом зрительном зале, мне пришлось сказать: «Нам нужно определиться, кто идет, давайте так, не уйдем отсюда, пока не определимся». Ситуации разные у всех, есть актер, который один воспитывает ребенка, у другого жена беременна вторым… были просьбы, но знаете, и было такое какое-то единение: рука одна, вторая и в течение 10 минут ребята решили, что пойдут защищать Родину», - вспомнила она.
 
По словам директора, юрист театра погиб на фронте, другой талантливый артист получил серьезное ранение, и уже третий месяц он находится в госпитале на лечении.
 
«Это все есть, мы в этом живем. А тот спектакль, который получился [«Время, выбор, боль»], он буквально звучит в нас, потому что мы все были свидетелями событий 2014 года. Оно же все отзывается здесь», - говорит Галина Николаевна, указывая на сердце. – «На нашей площадке звучит правда, только потому что мы пережили эту блокаду и жесткую войну летом 2014 года», - добавила она, заметив, что теперь это особенно переживают в Донецке.


 
Режиссер, продолжая дискуссию на тему актуальности в постановках, особо подчеркнул, что ощущает ответственность перед зрителем в связи с текущими событиями.
 

«С одной стороны, зритель приходит отвлечься, просто расслабиться от невзгод житейских, а здесь еще и такая ситуация тяжелейшая, невыносимая, конечно, зритель не хочет об этом думать в театре. С другой стороны, я как человек творческий, хотел бы говорить об этом со сцены. Другое дело – в какой форме, в каком виде, и насколько это будет корректно, и каким образом преподнести это желание поговорить на тему войны», - заключил Сергей.
 

По его словам, невозможно сейчас это ставить, хотя некоторые театры это и делают в тех регионах, которые сейчас страдают от военных действий.
 
«И это делать необходимо, я считаю, что мы будем потихонечку двигаться в эту сторону и как-то решать с художественным руководством, чтобы через какой-то образ или метафору все равно говорить об актуальных сегодня вещах. Ведь театр в этом смысле на первой линии должен быть», - заметил Васин.

«А о чем еще нужно говорить? Вот именно о таких Иванах!»

На орловской сцене луганские театралы представили пьесу Островского "Лес" – историю о том, что все имеет свою цену, но есть и такие вечные ценности как уважение, совесть, любовь, преданность, которые, как оказалось, не покупаются.
 
«Да люди за душу черту душу продают, а тут отказывается!», - говорит один из героев пьесы Аксюше, которую хотят выдать замуж по расчету.
 
И какова цена счастья? 2 тысячи рублей приданного, чтобы быть с тем, кого любишь…


 
Эти темы, как отмечает директор луганского театра, созвучны и сегодня, как и темы, которые поднимаются в другой привезенной постановке – «Левша» по Лескову, что кстати, весьма символично для родины писателя.


 
«Вы считаете, что мы могли бы привезти на гастроли какой-нибудь шлягер американский? Я считаю – нет. Тем самым мы подтверждаем нашу общность, то, что мы вместе. Да и собственно, почему бы сейчас не рассказать о простом русском человеке? Почему бы не поддержать тех, кто живет сегодня, здесь и сейчас, кто творит, кто нас сегодня защищает – это простой русский человек. А о чем еще нужно говорить? Вот именно о таких Иванах!», - отметила Михаюлюк-Филиппова.


 
И вот мы видим постановку «Левша», чья работа не видна, ведь нет такого мелкоскопа, чтобы разглядеть его работу, но так и в каждом из нас есть нечто, что на первый взгляд не видно.
 
«И вот посмотреть бы, заглянуть бы, и может быть вот это нам поможет открыть в себе какие-то потаенные чудесные вещи. А почему бы не «Лес», в 2023 году мы будем праздновать 200-летие великого театрального драматурга, который вообще перевернул весь театральный мир русский», - особо подчеркнула она.
 
Впрочем, артистам удалось вселить оптимизм в души зрителей, хотя бы на два часа, столько длится постановка, а если и были слезы, то совсем по другому поводу. Ведь как прокричит со сцены персонаж Несчастливцев в пьесе «Лес»: «Я нищий, но на сцене – принц. За одну мою слезу заплачет тысяча глаз. И это дороже любых тысяч!».

 

Елена Торубарова