Путин наградил орденом орловского композитора Евгения Дербенко

©
Что есть уродство, и что есть истинная красота? Над этим вопросом заставляет зрителя задуматься постановка, которая длится без малого три часа, но постоянно держит в эмоциональном подъеме – то трогательном, то волнующем, то смехотворно взрывным.
На сцене всегда актуальная история о неразделенной любви, правде и лжи, заблуждении в человеческих поступках и подлинной красоте души, классическая актерская игра, острая и меткая рифма (ведь ни для кого не секрет, что Сирано де Бержерак – не только герой этой пьесы, но и известный драматург, творец слова), мрачные, но глубокие по смыслу декорации (огромный нос Сирано повсюду, как символ, как насмешка), костюмы, присущие эпохе – все атрибуты хорошего вкуса в театральном ремесле.
Однако к главным событиям зрителя подводят не сразу, что поначалу несколько сбивает с толку и начало даже кажется немного затянутым. Да и сами герои на сцене задаются вопросами: кто такой Сирано, придет ли он к началу спектакля, и наконец возглас одного из персонажей: «Актеры, начинайте! Когда же будет представление?».
И представление начинается. А за событиями этой давней истории наблюдает не только зритель. На сцене разворачивается самый настоящий спектакль в спектакле. Самыми преданными наблюдателями оказываются Пеьретта и Пьеро, а также их «ворчлива подруга» карлица, которая в орловской постановке оказалась если и не самым, то точно одним из харизматичных персонажей. Актрисе Олесе Балабановой, сыгравшей роль карлицы (она же образ смерти), явно удалось завоевать любовь зрителей, которые взрывно аплодировали и смеялись после каждой ее реплики: карлица говорит о важном через юмор, разряжает обстановку в минуты, когда слезы уже подкатывают, ведь сюжет довольно драматичный, и сложно оставаться равнодушным, когда знаешь правду, но не можешь никак помочь героям, порой не выдерживает и Пьеретта, требуя остановить мучения Бержерака, и негодуя от несправедливости. Эти персонажи, хоть и играют роли второго плана, в этой постановке (и весьма уместно) активные и далеко не второстепенные персонажи.
Спектакль наконец знакомит зрителя с главным героем – он бесспорно талантливый поэт, и неизвестно, что ранит сильнее – его красноречие или шпага. Он одинаково искусно сражается в бою и на словах. И одновременно с этой мужественностью он – тонкая натура, которая комплексует из-за своей внешности, а точнее – огромного носа. Такой концентрации шуток про длинный нос, пожалуй, не услышишь нигде. Серьезные и драматические сцены сменяются веселыми и озорными, держа зрителя в непрерывном эмоциональном напряжении.
Сцена в театре, чью постановку срывает Сирано, запретив «пустейшему из шутов» играть, как нельзя лучше демонстрирует его характер. Да, в возмещение ущерба за сорванный спектакль Сирано великодушно отдаёт свои последние деньги артистам. Но, желая проучить Сирано, несколько щеголей-дворян начинают подшучивать над ним. Объектом насмешек служит, конечно же, нос гасконца. Но на их жалкие остроты Сирано отвечает блистательным монологом о носах, а затем вызывает одного из них на дуэль. И побеждает.
А когда публика расходится, мы узнаем другого Сирано — он печален и безответно влюблен в свою кузину, остроумную красавицу Роксану, но, зная, сколь он некрасив, Сирано даже не помышляет о взаимности.
«Кого же может полюбить урод? Конечно же, прекраснейшую женщину!», - восклицает Сирано.
И в моменты таких метких фраз кто-то может вспомнить моменты из собственной жизни, что-то близкое и знакомое, ведь сменяются эпохи одна за одной, как актеры и сюжеты на сцене, но суть остается.
Антогонистом Сирано выступает красавец Кристиан. Он красив, но глуп. Но Роксана влюблена в него, и просит своего кузена защищать его на войне. И Сирано соглашается. Он даже не станет сражаться с Кристианом, хотя тот и отпускает едкие шуточки про его нос, чего при других обстоятельствах главный герой не смог бы стерпеть. Бержерак объясняет, что «иногда, вступаясь за уродство, мы защищаем красоту». И это многое объясняет, и вновь находит отклик в сердцах зрителя.
Не надеясь на ответное чувство Роксаны, некрасивый, но великодушный Сирано помогает своему конкуренту Кристиану, пустому и легкомысленному красавцу. От имени Кристиана он сочиняет стихи, исполненные восхищения Роксаной, выдумывает за него страстные признания. Он так и говорит: «Я речь вложу свою тебе в уста. Я ум – ты красота».
Но Кристиан погибает в бою, и лишь через десять лет после его смерти Сирано решается признаться в своей тайной любви Роксане (которая после смерти Кристиана уходит в монастырь), и та начинает понимать, кого она любила на самом деле.
А драмы этому придает признание Роксаны, что любила бы Кристианы, даже если бы внешне он был некрасавцем. «В тебе я вижу красоту, что красоты в тебе не вижу», - говорит она.
Пьеса пленяет читателя и зрителя поэтической атмосферой, эмоциональностью. Драматург использует поэтику контраста и гротеска. Сирано долговяз, у него некрасивое лицо, но чистая душа. Кристиан же хорош собой, но глуповат. А Роксана умна, но рассудочность убедняет в ней чувства.
Да, и постановка действительно хороша тем, что в ней мы можем разглядеть свою собственную историю. Или, как минимум, насладиться просто хорошей актерской игрой.
Спектакль посмотрела Елена Торубарова