«Но и мы не маршалы и не полководцы»: комиссия по этике рассмотрела поведение депутата Рыбакова на сессии горсовета

icon 20/04/2021
icon 17:00
Важная новость
«Но и мы не маршалы и не полководцы»: комиссия по этике рассмотрела поведение депутата Рыбакова на сессии горсовета

Автор:

Мэр Орла Юрий Парахин вынес на рассмотрение комиссии горсовета по этике поведение депутата Виталия Рыбакова. Речь идет об инциденте, произошедшем на февральской сессии горсовета, когда Парахину вопросы о возможном конфликте интересов публично задавал прокурор. Тогда Рыбаков сделал несколько высказываний в адрес Парахина, которые мэру явно не понравились.  Заседание состоялось 20 апреля в стенах мэрии. Обсуждение выдалось жарким, вспомнили советника губернатора Сергея Лежнева, депутата Евгения Косогова, как-то сказавшего «сегодня мы голосуем за тарифы, сдаем город Орел также без боя, как когда-то в 1941 году фашистам», и даже американского президента Гарри Трумэна. За ходом событий наблюдал корреспондент «Орловских новостей».

В зале заседаний знакомые все лица – сам Виталий Рыбаков с планшетом, явно подготовился к заседанию, по правую сторону от него его коллеги из блока самопрозванной «справедливой команды» - депутаты Константин Клепов (он сегодня, кстати, член комиссии по этике), Руслан Перелыгин, Игорь Коновалов, Сергей Елесин. А по другую сторону баррикад единороссы – члены комиссии Ангелина Мотякина, Николай Паршиков, рядом зампреды председателя горсовета Владимир Негин и коммунист Иван Дынкович.

А вот мэра Парахина в зале не видно. И он сегодня не придет. Свою позицию он уже озвучил на ступеньках перед входом в мэрию: «Вы депутаты, сами разберетесь» (эту цитату дословно озвучил всем присутствующим Руслан Перелыгин).

И вот депутаты начали разбираться. Председательствующий Владимир Букалов озвучил заявление Парахина, в котором тот просит комиссию дать оценку грубому и некорректному поведению депутата Виталия Рыбакова и обязать его, ни много, ни мало, принести публичные извинения.

На спорной сессии, напомним, прокурор Советского района публично озвучил, что среди ярмарочных площадок на 2021 год в Орле оказалась территория компании «Золотой век» на Южном рынке, а потому, по мнению прокуратуры, мэр Орла имел личную заинтересованность в переносе ярмарок с площадей Жукова и Комсомольской. По озвученной прокурором информации, Юрий Парахин передал свои доли в фирмах «Партнер», «Универсал» и «Союз» в доверительное управление компании «Золотой век», занимающейся сдачей в аренду торговых мест. При этом действующий мэр не принял никаких мер по устранению этих нарушений. После этого прокурор перешел к допросу мэра Орла прямо на сессии горсовета. В частности, звучал вопрос о личности покупателя. Но мэр на него тогда не ответил, зато прокурор озвучил, что это бывшая супруга Парахина, с которой он зарегистрирован по одному адресу. В ведомстве считают, что Парахин подошёл к устранению нарушений формально и продал доли аффилированному лицу, а потому может быть привлечен к установленной законом ответственности.

Допрос мэра продолжили депутаты Рыбаковы. Так, Игорь Рыбаков поинтересовался в свете озвученной выше информации, действительно ли Парахин продолжает жить с бывшей супругой в доме бывшей тещи. Его поддержал его брат – Виталий Рыбаков. Тогда он во всеуслышание заявил: «Платить теще 10 тысяч аренды – для чего? Для того, чтобы легализовать свою лживость?». Далее звучали и такие высказывания как: «Как можно назначать лису охранять птицеферму?», а также «Лживость Парахина Юрия Николаевича…Он мне задает вопрос, какое он имеет моральное право, рыло в пуху?» в ответ на вопрос мэра, а где и на кого зарегистрирован его бизнес.

20 апреля Рыбаков объяснил, что он имел ввиду. Первое, на чем он акцентировал внимание, была его трудовая деятельность: мол, в трех созывах был депутатом областного совета, сейчас является депутатом городского совета, имеет два высших образования, а потому «прекрасно понимает и знает правила этики, и не просто знает морально-этические нормы, но и строго их соблюдает».

- Именно для меня является оскорбительным данное разбирательство. Любому эксперту будет очевиден тот факт, что личное мнение человека, сопряженное вопросительной формой, не может носить оскорбительный характер. Но, по всей видимости, оскорбление меня было главной целью происходящего, - заявил Виталий Рыбаков, после чего прошелся по каждому из своих высказываний.

Так, народный избранник заявил, что в такой форме он лишь пытался обратить внимание присутствовавшего на заседании прокурора на «некоторые факты деятельности мэра, которые необходимо проверить». И в очередной раз подчеркнул, что ничего не утверждал, а лишь задавал вопросы, а фразы и вовсе были выдернуты из контекста, а «в полном тексте выступления фраза не могла нанести оскорбление».

Фраза «Как можно лису назначать охранять птицеферму?», как объяснил Рыбаков, и вовсе известное крылатое выражение, которое использовал даже президент США Гарри Трумэн, «указывая на тот факт, что наличие большого опыта в чем-либо не является безусловной гарантией успеха».

- И я, как политик, прошу обратить внимание на то, что данная фраза не могла кого-то обидеть. Она являлась вопросом, - добавил Рыбаков.

В фразе «Платить теще 10 тысяч аренды – для чего? Для того, чтобы легализовать свою лживость?» - опять содержится вопрос, обращает внимание депутат, отметив, что в заявлении Парахина все фразы были написаны с восклицательным знаком на конце.

- Правильная расстановка знаков препинания может иногда спасать, а иногда карать. Видимо именно для второго исхода для написания письма Парахин и выбрал восклицательный знак, - возмутился Рыбаков, и попросил заслушать аудиозапись.

Аудиозапись еще включат на этом заседании. Но несколько позже. А пока Рыбаков не закончил свое выступление. Он еще зачитает, что с точки зрения экспертного мнения является оскорблением, а что нет, и его доводы будут сильно напоминать доводы директора филологического института ОГУ им. Тургенева Владимира Панюшкина, который выступал в судебном разбирательстве между советником губернатора Сергеем Лежневым и фельдшером Дмитрием Серегиным (их фамилии, кстати, еще не раз будут упомянуты в ходе заседания) и не увидел факта оскорбления в постах Лежнева, где тот называет Серегина «балаболом» и «пустобрехом».

- Убежден, что вы не являетесь средством манипуляции, а напротив, призваны урегулировать возможные споры и разногласия в городском совете. В чем я виноват? Где грубость? Где факты? Где аудио- и видеозаписи? Комиссии все это надо предоставить, а не устраивать шоу с приглашением всех СМИ региона, - сказал в завершение своего выступления Рыбаков.

И на этом этапе включили аудиозаписи с февральского заседания сессии горсовета. Все вышеуказанные фразы действительно звучали. Но Рыбаков по-прежнему настаивал на неверной их трактовке.

- И где здесь оскорбление? Это во-про-сы! – по слогам, видимо, чтобы звучало доходчивее, произнес Рыбаков. – Это любой лингвист и специалист на раз докажет! Вот вы, товарищ профессор, что скажете? – обратился он к члену комиссии и ректору ОГИК Николаю Паршикову. – Я даже привел в пример Гарри Трумэна, президента Соединенных Штатов, в 1945 году он сложил свои полномочия, историческая справка.

- В 1953 году он сложил свои полномочия, - поправил его Паршиков.

- Точно, Трумэн был после Рузвельта, извините, - согласился Рыбаков.

- А Парахина сюда вообще приглашали? – произнес очередную ремарку Паршиков прежде, чем ответить на вопрос Рыбакова.

Председательствующий пояснил, что уведомления направлялись всем заинтересованным лицам, и те, кто пришел, сейчас находятся здесь.

- То, что он не явился, говорит о многом, - добавил Рыбаков. Он был готов продолжить свое рассуждение, но его перебили.

- Подождите секунду, когда вы говорили, «как можно назначать лису охранять птицеферму?», вы имели ввиду Парахина? – перевел тему председательствующий Владимир Букалов.

- Я задал вопрос в виде русской поговорки, а кто как думает в меру своих инсинуаций, это не мое дело и не моя проблема, - уклончиво ответил Рыбаков.

- Мы все-таки сейчас конкретные вещи рассматриваем и я считаю, что без мнения экспертов, сейчас бессмысленно вообще заниматься рассмотрением данного вопроса, - вполне ожидаемо встал на защиту Рыбакова член комиссии Клепов.

Юрист горсовета Ирина Абрамова пояснила, что сегодня комиссия не рассматривает тот факт, оскорбил или не оскорбил, обидел или не обидел депутат мэра, а рассматривает имели ли место грубые и некорректные выражения. А все, что касается оскорбления, то это будут рассматривать уже правоохранительные органы и суд, «если туда поступит соответствующее заявление от Парахина».

- То есть если по каким-то там признакам человек решит, что другой является глупым, кривым, слепым и комиссия большинством голосов решит, что это так, человек сразу становится сразу глупым, глухим и слепым? Где правовая база вопроса? Где доказательства, где мнение эксперта, что эти выражения являются грубыми и некорректными? За что мы будем голосовать? – возмутился Клепов.

А далее председательствующий Букалов популярно дал всем понять, на каком основании будет приниматься решение, и судя по его словам, главным критерием принятия решения станут «внутренние убеждения членов комиссии».

Паршиков, тем временем, напомнил, что комиссия по этике созывалась лишь однажды, когда рассматривали поведение депутата Евгения Косогова, который при рассмотрении вопроса по повышению тарифа на проезд в Орле завил, что «сегодня мы голосуем за тарифы, сдаем город Орел также без боя, как когда-то в 1941 году фашистам». Тогда его исключили из фракции «Единой России».

- Больше комиссия не заседала. И я считаю, что это был показатель работы комиссии, потому что задачей комиссии является не раскачивать лодку, а находить компромиссные решения даже в пылу полемики. Можно понять и Виталия Анатольевича [Рыбакова – прим.ред.]. Он горячий человек, я это знаю, и это видно по нему, эмоции зашкаливают. Но я думаю, может быть, нам просто ограничиться замечанием и как бы сказать, что надо держать себя, потому что русский язык многообразный. Я вчера прочитал большую статью о Жукове. Мы все идеализируем маршала, но он был матюкашник еще тот и считал это главной формой убеждения, даже на заседаниях военных советов, при штурме Берлина, там был трехэтажный мат. А русский язык без мата превращается в… Но мы не полководцы и не маршалы, поэтому нам лучше не раскачивать лодку. Это все рабочие моменты. Что значит осудить? Мы не суд. Давайте сделаем замечание, чтобы поменьше прибегать к такому языку. Есть замечательный выражение «со свиным рылом в калашный ряд». Гоголя почитайте, там все это есть, - наконец-то взял слово Николай Паршиков.

И на этой ноте ему начали аплодировать сидящие по ту сторону баррикад члены «справедливой команды». Но Паршиков поспешил добавить, что такие выражения, тем не менее, недопустимы на сессиях городского совета, и вновь воззвал к компромиссу, предложив «списать все на эмоции». И члены комиссии перешли к голосованию.

- Согласен с первым выражением, в нем нет ничего такого, и вы даже привели в пример слова президента США Гарри Трумэна. Но постоянно обвинять кого-то в лживости, я считаю, это недопустимо. Я бы не стал так говорить. Это мое личное мнение, - обозначил свою позицию председательствующий и предложил перейти к голосованию.

- Поверьте, для меня как для председателя комиссии, это тяжелая ноша, потому что я принимаю на себя гнев с двух сторон. Вот Виталий Анатольевич на меня смотрит с претензией и другая сторона на меня также смотрит пусть и из другого кабинета. Но у меня лежит на столе заявление Парахина. Если бы претензий не было, если бы за час до начала заседания комиссии принес какое-то еще письмо, коллеги, я бы не утаил. И мы бы все по-другому рассматривали. Но факт остается фактом, - как бы оправдываясь перед голосованием, добавил Букалов.

Трое из четырех (кроме депутата-справедливоросса Константина Клепова) признали выражения Виталия Рыбакова на февральской сессии грубыми и некорректными. И в итоге было принято решение (в той же пропорции голосов) рекомендовать горсовету потребовать от депутата надлежащего исполнения обязанностей, иными словами, чтобы впредь он так не выражался.

Впрочем Рыбаков уже написал целую кипу бумаг, которую назвал своим возражением на это решение. Председательствующий Владимир Букалов его принял.

- Мы ждём, когда в силу вступит решение по суду Серёгина и Лежнева, и тогда вас, товарищи, ждёт сюрприз, - подытожил Руслан Перелыгин, и рассмотрение вопроса завершилось.

Вторым вопросом на комиссии по этике рассмотрели ситуацию, произошедшую уже на мартовской сессии горсовета. Прокуратура нашла нарушение регламента в действиях председательствующего Василия Новикова, который не объявил перерыв по требованию «справедливой команды», которая устроила тогда что-то вроде митинга во время рассмотрения вопроса о повышения тарифа на проезд в общественном транспорте. 20 апреля депутаты вновь попросили объявить технический перерыв, чтобы посмотреть видео, доказывающее это. Однако большинством голосов перерыв объявлен не был. И депутаты в знак протеста покинули зал заседаний. Но это уже совсем другая история…

 

Елена Торубарова