Как получить 12130 рублей? А если у меня нет справки с работы? Интервью с Александром Сотниковым о пособии по безработице в Орле

icon 15/05/2020
icon 13:00
Важная новость
Как получить 12130 рублей? А если у меня нет справки с работы? Интервью с Александром Сотниковым о пособии по безработице в Орле

Автор:

 

В конце марта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции президент Владимир Путин объявил об установлении в стране режима нерабочих дней и ввел ограничения для работы некоторых предприятий. После чего предложил оказать финансовую поддержку людям, лишившимся работы в этот период. Однако, как показывает время, не все граждане поняли, кому и какие выплаты положены. У многих возникают проблемы с онлайн-регистрацией в качестве безработных, с получением самих пособий. «Орловские новости» собрали часто возникающие нарекания к работе федерального портала, а также центров занятости и адресовали их руководителю управления труда и занятости департамента социальной защиты, опеки и попечительства Орловской области Александру Сотникову.

Александр Сергеевич, сколько орловцев обратились в службу занятости после того, как в стране ввели ограничения из-за коронавируса?

Начнем с того, что в связи с введением ограничительных мероприятий в рамках режима повышенной готовности, с 9 апреля на портале «Работа в России» заработал сервис, который позволяет дистанционно подать заявление о признании безработным. С этого дня по 14 мая к нам поступило 6052 заявления в электронном виде. Если говорить об общем количестве граждан, признанных безработными, то на сегодняшний день их 8024. С начала ограничительных мероприятий, т.е. за апрель и начало мая рост количества безработных составил 3000 человек. Во многом это связано с облегчением подачи заявления о признании безработным, а также с ростом максимальной величины пособия по безработице.

На какие пособия сегодня могут рассчитывать орловцы, оказавшиеся без работы?

У нас сейчас сформировалось три основных категории получателей пособия по безработице. Первая. С 12 апреля у нас установлено пособие по безработице для всех граждан, кто потерял работу и был признан безработным после 1 марта 2020 года. Для них пособие составляет 12130 рублей, независимо от стажа работы и дохода по последнему месту работы.

Принципиальным является положение о том, что человек должен был работать по трудовому договору. Ни по какому другому: ни по гражданско-правового характера, ни быть индивидуальным предпринимателем. Это пособие они будут получать в течение апреля, мая, июня, а также 3000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Вторая категория граждан — это те, кто потерял работу до 1 марта, но в предшествующий период этот человек отработал более 26 недель. Таким гражданам пособие по безработице платится на общих основаниях, а именно в процентном соотношении к среднемесячному доходу по последнему месту работы, но не ниже размера минимального пособия в 1500 рублей и не выше 12130 рублей. Первые три месяца пособие составляет 75% от среднего заработка, вторые три месяца — 60%. Выплаты на детей в данном случае не полагаются.

Кроме того, у нас есть такие граждане, которые не работали более года или в течение последнего года работали менее 26 недель, самозанятые, которые утратили свой статус, а также те, кто был индивидуальным предпринимателем и ликвидировал свое ИП. Они, в соответствии с действующим законодательством, получают минимальное пособие в размере 1500 рублей. Выплат на детей, к сожалению, тоже для них нет.

Так сколько человек получили полное "путинское" пособие? Скольким удалось зарегистрироваться и получить эти выплаты?

В настоящий момент в минимальном размере пособие у нас в регионе получают 2976 человек, пособие в интервале от 1500 до 12130 рублей получают 1356 человек, в максимальном размере — 2943 человека. Выплаты по 3000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка получают 738 человек. Если говорить о детях, ведь у некоторых более одного ребенка, то число детей, на которых назначена указанная выплата, составляет 1005 человек.

Давайте еще пройдемся по основным больным моментам, на которые обращают внимание граждане, потерявшие работу и претендующие на выплату пособия. Например, много жалоб на то, что невозможность дозвониться в службу занятости, людей отфутболивают от одного специалиста к другому? Это возможно?

У нас в департаменте социальной защиты, опеки и попечительства есть горячая линия. Наверное, имеет смысл сразу назвать номер этого телефона: 8 930 063 34 45. После того, как человек дозванивается на эту линию, автоответчик предлагает выбрать добавочный номер для соединения по конкретной проблеме: 1 и 2 — это по вопросам, связанным с социальным обеспечением, а 3 — это по всем вопросам, связанным с трудоустройством.

По этому номеру вас соединяют непосредственно с отделом трудоустройства, отфутболивать дальше просто некуда. Все вопросы по трудоустройству решаются именно этим отделом.

Единственное, когда возможна озвученная вами ситуация, это если граждане звонят в приемную управления, и пытаются выяснить технические вопросы, тогда им дают номер службы занятости и предлагают уточнить ситуацию там.

А как вы прокомментируете возникающие проблемы при регистрации через интерненет? В частности, люди жалуются на длительное время ожидания ответа на заявление.

Начнем с того, как происходит процедура регистрации через интернет. Прежде всего гражданин должен зарегистрироваться на портале Госуслуг как физическое лицо. Это необходимо, чтобы подтвердить личность. Для этого необходимо пойти в МФЦ и предъявить документ, они в настоящий момент продолжают работать на прием граждан. После этого человек может зарегистрироваться на портале «Работа в России», т.е. подать заявление о признании безработным: заполнить анкету с паспортными данными, СНИЛС, ИНН, местом прописки и составить резюме, по которому будут предложены вакансии. Его заявление уходит в соответствующий центр занятости. Система автоматически запрашивает из Пенсионного фонда данные о стаже работы гражданина и о дате его увольнения.

Этот вопрос является принципиальным, поскольку от этого будет зависеть размер пособия. Разумеется, сервис новый и не всегда корректно работает. Как только его запустили, с первого же дня массово пошли заявления. Первые дни сервис отправлял заявления в режиме автомата в крайний срок рассмотрения заявления, по закону это 11 дней. Сейчас эта ситуация несколько улучшилась, сервис отправляет запросы на 8-9 день, соответственно, мы можем регистрировать граждан быстрее.

Кстати, еще в апреле работодатель должен был предоставлять данные об увольнении сотрудника до 15 числа следующего месяца, т.е. данные долго шли, а сейчас он обязан передать их уже на следующий день.

Но, независимо от того, сколько дней будет рассматриваться заявление гражданина, если его признают безработным, пособие будет начисляться со дня регистрации входящего заявления. Т.е. если он подал заявление 20 апреля, а его рассматривали 10 дней, то пособие будет начисляться с 20 апреля.

Могут ли отказать в приеме заявления, мотивируя тем, что оно неправильно заполнено?

Действительно, часто бывает, что гражданин допускает ошибки при заполнении. В таком случае сотрудник центра занятости звонит гражданину и просит уточнить сведения. Если гражданин не указал эти сведения и отказывается их предоставить, а Пенсионный фонд также эти данные не подтверждает, то тогда ему либо отказывают в регистрации в качестве безработного из-за нехватки объема предоставленных данных, либо назначаеют меньший размер пособия.

Надо сказать, что очень много граждан работали неофициально, они обратились к нам за пособием, а Пенсионный фонд говорит, что за этого человека взносы не платились. В этом случае мы просим его предоставить подтверждающие документы: трудовую книжку с записью и печатью работодателя, копию трудового договора, справку о зарплате, все что угодно. Если он не может подтвердить свою занятость официально, то ему начисляется только минимальное пособие.

Есть случаи, когда у людей нет доступа к интернету или они не могут понять, как зарегистрироваться на портале. Что в таком случае им делать, кто может помочь?

У нас есть прямое поручение губернатора — обеспечить возможность регистрации всем гражданам. Идем по пути того, куда человеку в любом случае необходимо явиться для подтверждения личности — это МФЦ. Здесь есть оборудованные места с компьютером, где гражданин сможет выйти на портал и зарегистрироваться. Если человек из дома не может понять, как пройти регистрацию, то сотрудники центра занятости могут помочь ему в этом по телефону.

Вот еще такой комментарий: «Требуют справку с последнего места работы о полученном доходе, хотя президент сказал, что справки не нужно запрашивать».

Это к вопросу подтверждения данных, о котором я говорил. Если приходят данные неполные и по этим данным получается сумма меньше, чем та, на которую человек рассчитывает, то мы просим предъявить документ, который позволит платить больше. Мы опираемся на данные, которые дает нам Пенсионный фонд.

Можно ли подать заявление повторно, если его по каким-то причинам отклонили?

Если было принято решение об отказе в присвоении статуса безработного, то повторно подать заявление можно только через 30 дней. В этой связи у нас возникает одна ситуация, на которой особенно надо акцентировать внимание. У нас уже было несколько таких случаев. Человек увольняется, забирает свою трудовую книжку, уходит с работы, а дома в этот же день регистрируется на портале. Система фиксирует заявление, автоматом уходит запрос в Пенсионный фонд, а там говорят, что этот день у человека был рабочим. Здесь мы ничего не можем сделать и вынуждены отказать заявителю. Получается, что человек вынужден ждать месяц, чтобы подать заявление повторно. Мы просим граждан обращать на это внимание.

Есть такая претензия: «Ставят на учет в качестве безработного, но никакого пособия не начисляют или начисляют меньшую сумму». Почему так происходит, что делать?

Здесь подробнее надо сказать о порядке выплат, о порядке их начисления. Хочу пояснить, что пособие по безработице отличается от социальной выплаты, оно не платится за месяц. При регистрации гражданину назначается явка каждые две недели. Он подтверждает, что работу за это время не нашел, а сотрудник центра предлагает ему новые вакансии. Сейчас это делается по телефону без личной явки. Так вот, если гражданин работу не нашел, то только за эти две недели ему начисляется пособие. Единоврменно вся сумма не выплачивается.

Также, повторюсь, все зависит от того, какие данные пришли из Пенсионного фонда. Огромное количество людей работали неофициально, возможно, работодатель перечислял взносы за работника не за весь период или оформил его как-то иначе. По каждому такому спорном случаю мы при возможности связываемся с самим предприятием, даже в другие регионы звоним, пытаемся выяснить ситуацию.

А может человек подтвердить свой доход, предоставив выписку из банка о начисляемых средствах? Например, если он работал в «серую», т.е. фактически получал большую зарплату, чем прописана в его договоре.

Мы исходим только из его официально подтвержденного стажа, данных трудового договора. А если работодатель платил больше, но записал меньшую сумму, то это уже вопрос договоренностей. В таких случаях следует обращаться в Трудовую инспекцию, они имеют право проводить разбирательства по данному вопросу и понуждать работодателя заключать соответствующий договор.

Чтобы доказать право на получение большего пособия нужна справка с места работы, но человек не может ее получить, потому что предприятие закрыто на карантин. Что в таком случае делать?

Мы идем по следующему пути: с момента регистрации в качестве безработного мы назначаем ему пособие на основе данных из Пенсионного фонда, а когда откроется предприятие и человек сможет получить справку из бухгалтерии, то мы ему пособие перерасчитаем.

Те, кого уволили по собственному желанию, а не по сокращению, могут рассчитывать на антивирусные пособия?

Главное условие, чтобы получить социальную выплату в 12130 рублей и 3000 на ребенка — быть уволенным после 1 марта, но только не по причине нарушения трудовой дисциплины. Если уволены по виновным основаниям, то такие граждане получат только 1500 рублей.

Если человек ушел по сокращению, то три месяца ему выплачивает компенсацию работодатель, исходя из средней зарплаты. Т.е. если в этом месяце человек уйдет по сокращению, то до августа он будет получать от работодателя, а потом от центра занятости, но уже на общих основаниях: три месяца 75% от зарплаты и три месяца 60%. Одновременно и выплаты, и пособие получить нельзя.

Помощь от центра занятости можно получать только полгода, так?

Так, за исключением людей предпенсионного возраста. Для них установлен особый порядок начисления пособий. Границы нижняя и верхняя те же, но период и объем выплат другой. Первые три месяца — 75%, следующие четыре месяца — 60%, оставшиеся пять месяцев — 45%. Всего год.

Если у человека заканчивается срок получения выплат, например, он стал безработным в ноябре прошлого года, может ли он подать заявление повторно и будут ли в этом случае ему положены "путинские" выплаты?

К сожалению, согласно действующим правовым актам, этому человеку прекращается выплата пособий. Мы можем помогать ему искать работу, предлагать вакансии, но на иные выплаты от службы занятости он рассчитывать уже не может.


 

Беседовала Ольга Каштенкова