«Кто, если не мы?»: во время пандемии орловцы объединились, чтобы помогать. Репортаж «ОН»
©
Пока во всем мире бушует коронавирус, а люди вынуждены оставаться на самоизоляции, в Орле для общего дела объединились волонтеры из разных организаций. Это и волонтеры-медики, и волонтеры ОНФ, и волонтеры «Красного креста», и еще множество добровольнических организаций. Но, чтобы помогать — не обязательно состоять в какой-то организации. В соцсетях волонтеры призывают всех неравнодушных жителей протянуть руку тому, кто сейчас нуждается в помощи — своим соседям, знакомым, коллегам, близким. Ежедневно помощь требуется нескольким десяткам жителей. «Орловские новости» пообщались с неравнодушными орловцами и выяснили, как все организовано и зачем они это делают.
Я приехала в штаб к волонтерам уже во второй половине дня. По разным комнатам были распределены человек 20. В ожидании ребята общались между собой, кто-то говорил по телефону с человеком из «изолированного мира», а кто-то уже выехал на помощь.
Вот сидит девушка. Практически все время вижу ее с трубкой у уха, потому поговорить с ней не удается. Волонтер принимает заявку, перезванивает человеку, уточняет фамилию, имя, отчество; уточняет, что нужно, где человек проживает.
Как мне объяснили, обратиться к добровоьцам можно по телефону горячей линии, в соцсетсях или через приложение на смартфоне. Есть в этом отношении и взаимодействие с департаментами здравоохранения и соцзащиты.
Пока жду вызова, общаюсь с ребятами. Главный вопрос — что движет волонтером, почему ребята готовы тратить свое время и силы, чтобы помогать другим.
«Я уже два года занимаюсь волонтерством. Почему я это делаю? Хочется помогать людям, не быть пассивным, не оставаться в стороне, тем более, когда такая ситуация. Кто если не мы?», - говорит Влад, молодой парень, ему лет 20.
К нам присоединяется молодая девушка Саша, студентка, будущий медик.
«Мы все-таки выбрали такую ответственную профессию как медицина, которая напрямую связана с помощью другим людям, и мы никак не могли остаться в стороне в сложившейся ситуации, оставить людей без помощи. И как правильно сказал Влад: кто, если не мы, кто, если не волонтеры? Но это все скорее порывы души. Если человек открытый и хочет помогать, то он в любом случае поможет», - говорит она.
Задаю ребятам вопрос — есть ли какие-то сложности в этой профессии, и как реагируют люди.
«Сложностей я пока не встречал, только положительные эмоции. Приятно видеть бабушку пожилую, которой ты помог, выслушать слова благодарности», - начинает Влад, и его мысль подхватывает Саша.
«Ведь к нам обращаются люди, которым действительно нужна помощь. И мы эту помощи оказываем. Благодарят волонтеров лично, а кто-то перезванивает и по телефону еще благодарит. Людям очень приятно видеть, что они не одни, что им есть на кого положиться, что они могут позвонить на горячую линию, и к ним действительно кто-то приедет и кто-то поможет», - добавляет девушка.
«Зачастую люди встречают с улыбкой и благодарностью. За все время работы я еще ни разу не встречал какого-то негатива», - отмечает Влад.
«А тут и добавить нечего. Человек ждет помощь и он ее получает», - сказала Саша.
К нам присоединяется Алексей. «Медики — еще и коммуникабельные люди, потому что ввиду своей профессии общаются со своими пациентами, обладают некой эмпатией и могут помочь людям справиться с психологическим давлением, когда они оказываются в замкнутом пространстве, эту заботу на себе чувствуют и наши подопечные», - говорит мой новый собеседник.
Но все же сегодня не самые простые времена — мы живем в период пандемии. Сегодня только в Орловской области 9 человек болеют коронавирусом, трое уже выздоровели. А ребятам приходится общаться с людьми, интересуюсь, не бояться ли они заболеть.
«Часть волонтеров — это студенты-медики, старшекурсники, которые уже работают в больницах города, все они имеют базовые медицинские знания — механизмы и пути передачи инфекции. И зная, как защититься, у них нет никакого страха заразить себя», - поясняет Алексей.
И действительно, меры предосторожности соблюдаются. Все сидят в масках, соблюдают дистанцию, пользуются антисептиками. Снабдили и меня.
«Откуда такая роскошь?» - спрашиваю я. Ведь сейчас средств защиты в аптеках не найти.
«Москва помогает», - ответил мне председатель штаба ОНФ Владимир Филонов.
Пока мы беседуем, выясняется, что сейчас собирается группа на выезд к многодетной матери. Меня берут с собой. Один из волонтеров Леонид попросил подержать в руках заявку: имя, фамилия, адрес и целый список продуктов: геркулес, макароны, масло, тушенка и еще много всего. Сухпаек забираем в одной из волонтерских организаций и отправляемся по адресу.
«Я сегодня первый день. Нашел где-то в интернете объявление, что требуются водители-волонтеры, многим требуется помощь. Пришел, заполнил анкету и вот еду. Это вообще первый мой волонтерский опыт. Решил попробовать, потому что мне нравится помогать людям, а во-вторых, нужно чем-то заниматься, дома сидеть не особо интересно», - поделился со мной водитель Виктор.
Ему не жалко ни своего времени, ни бензина. Машина дорогая, поэтому вывод можно сделать такой — помогают все, кто неравнодушен, независимо от социального статуса.
Развозят волонтеров по адресам такие же неравнодушные орловцы на своих машинах, автомобили предоставляет департамент соцзащиты, администрации, передвигаются и на общественном транспорте — администрация города предоставила даже проездные для этих целей. Ездят волонтеры исключительно в защитных масках и перчатках.
Подъезжаем к нашему адресу. Поднимаемся к квартире. Нас встречает молодая женщина Ольга. Именно она и оставляла заявку.
«Узнала из «Вконтакте». Очень сильно ребята помогли. Я потеряла работу, сижу с тремя детьми, еще и бывший муж избил, приходится снимать комнату, так как туда вернуться не могу, и из дома выйти тоже не могу», - поделилась с нами Ольга.
Больше допытываться ее я не стала.
«Я такие истории всегда через себя пропускаю. Эмоционально это, конечно, подавляет, становится грустно, начинаешь задумываться о жизни, о всех тех моментах, которые могут произойти в жизни, почему люди поступают так или иначе, что произойти может с каждым», - рассказал волонтер Леонид, когда мы выходили из подъезда.
«Успокаивает то, что мы помогли этому человеку. Этот человек нуждался в помощи, и мы пришли на выручку», - добавил Влад.
О том, как все устроено, интересуюсь не только я, но и новичок в этом деле — наш водитель. Виктор сравнил работу волонтеров с курьерами по доставке пиццы. Но оно оказалось не самым удачным.
«Они же не готовят эту пиццу по дороге, а мы, можно сказать, готовим. В некоторых случаях нам и самим нужно закупить лекарства и продукты по дороге, а это требует определенных затрат времени», - ответил Влад.
В день на одну выездную группу приходится заявок 5-7.
«Сначала мы заезжаем на адрес, берем деньги у человека, идем в магазин и закупаемся. И на одну заявку уходит 1,5 — 2 часа», - рассказывает Влад.
И так происходит целый день с утра и до вечера. В помощи нуждаются в основном пожилые и одинокие люди. Но бывают и нестандартные ситуации, как случае с выездом, на который мне удалось попасть. А помогать стараются всем, кто действительно в этом нуждается. Да и я оказалась в приподнятом настроении, став хоть ненадолго частью этого большого и доброго дела.
Елена Торубарова