В Орловской области весенние каникулы школьников в связи с опасностью распространения новой коронавирусной инфекции плавно перетекли в карантин. Со следующей недели, с 6 по 12 апреля все школы региона перейдут на дистанционное обучение. Предполагается, что через различные мессенджеры и соцсети педагоги будут пересылать учащимся домашнее задание, а те будут изучать новый материал самостоятельно или с помощью родителей. Ученикам младших классов, кто из-за отсутствия возможностей не сможет получить задание дистанционно, предложено посещать дежурные группы численностью не более 12 человек, а ученики старших классов будут приходить к учителям в школу за консультациями. О проблемах перехода на новую образовательную модель «Орловские новости» расспросили руководителя регионального департамента образования Татьяну Крымову. Готовность школ Орловской области к дистанционному обучению также прокомментировали педагоги школ Орла и районных общеобразовательных учреждений. 


- Татьяна Владленовна, насколько система школьного образования региона готова к дистанционному формату?

- В Орловской области есть успешный опыт дистанционного обучения, признанный министерством экономического развития одним из лучших в стране. С 2012 года успешно работает Школа дистанционных образовательных технологий для детей с повышенной мотивацией к обучению на базе Института развития образования. 450 обучающихся ежегодно имеют возможность в онлайн-режиме проходить обучение с использованием платформы Mirapolis.

Использование дистанционных образовательных технологий позволило обеспечить доступность получения общего и дополнительного образования для обучающихся из удалённых от центра сельских территорий. Школа дистанционных образовательных технологий позволяет обучающимся 7-11 классов подготовиться к участию в школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, а также расширить знания по предметам.

Возможности дистанционного обучения в условиях ограничения общения расширяет горизонты развития, как для педагогов школы, так и для обучающихся.
Конечно, все школы региона разные, как и возможности педагогов и семей. Где-то в области есть устойчивый интернет и мы рекомендуем перейти на современное дистанционное обучение, где-то, в связи с техническими возможностями мы рекомендуем организовать удаленное обучение.

- Что для этого требуется?

- Во-первых готовность педагогических кадров. Для этого в регионе организована серия обучающих вебинаров, а также подготовлены различные методические рекомендации департаментом образования и Институтом развития образования. На официальном сайте (оиро.рф) во вкладке Центр поддержки дистанционного обучения размещены нормативные документы, актуальные ресурсы, график дистанционных мероприятий. Работает «горячая линия» ситуационного центра по переходу на смешанные и дистанционные форматы обучения. Для коллективов образовательных организаций с 23 марта организована серия вебинаров на тему «Преподавание учебных предметов в дистанционной форме обучения».

На основе методических рекомендаций Минпросвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 года разработаны региональные подходы по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ.
Во-вторых, необходима нормативная готовность. Четких нормативов организации (не перегружая обучающихся) дистанционным, а тем более удаленным обучением нет. Нам приходится принимать управленческие решения в связи с текущей ситуацией. Но мы стараемся исходить из интересов детей и возможностей системы.

Поэтому в настоящий момент департаментом образования Орловской области и Институтом развития образования готовятся рекомендации по организации удаленного обучения в отсутствие интернета.

- Все ли школы оснащены необходимым?

- Школы оснащены всем необходимым для организации традиционного образования в соответствии с нормами закона и санитарно-эпидемиологическими требованиями, но сейчас мы, опираясь на профессионализм педагогов, лучший опыт педагогов Орловской области и других регионов активно перестраиваем образовательный процесс под различные потребности и возможности образовательных организаций и обучающихся.

- Школьники из районов в той же мере смогут получать образование, как и их сверстники их областной столицы?

Как показывает опыт Школы дистанционных образовательных технологий, в которой обучаются дети со всех районов области, такая возможность есть. А как это можно организовать в каждом конкретном случае зависит от уровня управленческой компетенции руководителей районов, директоров школ, профессионализма педагогов и взаимодействия с родителями. Окончательное решение принимает каждая конкретная школа в зависимости от специфики образовательного процесса в ней и имеющихся условий в настоящее время.

- Какие основные проблемы могут возникнуть при использовании такой формы образования?

Проблем с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не возникнет, если образовательная организация продумает порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, сформирует расписание учебных занятий, порядок проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, проинформирует родителей о выборе образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

- Какие вы видите плюсы и минусы дистанционного обучения?

Мы предлагаем воспринимать новые условия обучения как новые возможности. Современные ученики хорошо владеют современными технологиями, и им развивать их в будущем. Уже сегодня можно понять, что стоит улучшить.
Сегодня также появляется возможность воспользоваться ресурсами учреждений культуры, в том числе и нашего региона, и Москвы, Санкт-Петербурга абсолютно бесплатно. Можно виртуально посетить Орловский объединенный литературный музей, усадьбу И.С.Тургенева в Спасском-Лутовинове, посмотреть лучшие спектакли, например театра Современник.

Необходимо отметить, что техническая сторона оснащения школ инфраструктурой для качественной организации дистанционного обучения – перспективное направление организации образовательного процесса. Дистанционное обучение даст много возможностей: заболевшие ученики смогут подключаться к урокам в классе и не пропускать, таким образом занятия, педагоги смогут вести онлайн-уроки для учеников сельских школ, где не хватает учителей, также это усилит программу повышения квалификации педагогов и поможет им общаться друг с другом, обмениваясь опытом.

- Повлияет ли коронавирус на изменение подходов к образованию?

Думается, что система образования сможет только улучшиться, отпадет что-то лишнее, появится что-то новое, современное. Обучающиеся станут более ответственно относится к получению образования, а общество сможет в полном объеме оценить социальную значимость труда педагога.

- Вытеснит ли онлайн-офлайн образование?

На мой взгляд, это не произойдет. Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил, что только личность может воспитать личность. Ничто не заменит человеческого общения, взаимообучения, взаимоподдержки, индивидуального подхода и личности учителя.

«Орловские новости» также попросил прокомментировать ситуацию с переходом школ на дистанционный формат обучения нескольких педагогов орловских и сельских школ. Некоторые из них не увидели проблем, связанных с переходом на новую модель преподавания, другие напротив сразу перечислили проблемные моменты, с которыми в ближайшее время столкнутся учителя и их ученики. Следует отметить, что один из опрошенных нами педагогов дал комментарий на правах анонимности, считая, что его личная точка зрения может не соответствовать мнению большинства коллег. Другие отказались комментировать проблемную тему даже анонимно.

Марковская Татьяна учитель истории и информатики средней школы №15: "Вторую неделю активно продолжаем готовиться к дистанционному обучению в школе. На прошлой неделе учителя и ученики прошли соответствующее обучение, дистанционно познакомили детей с работой сервисов и разослали инструкции, обучали учеников регистрации. В тестовом режиме уже проверили работу порталов. Активно продолжаем регистрацию учеников.

В работе будем использовать образовательные порталы РЭШ( Российская электронная школа), Учи.ру и, конечно, социальные сети и WhatsApp. Ученики в режиме онлайн будут изучать интерактивные уроки и затем выполнять задания, за которые будут получать оценки. Учителя готовы к дистанционному обучению полностью, подобрали соответствующие задания и уроки согласно тематическому планированию.

В основном интернет есть у всех учеников, у кого нет возможности выйти в интернет, то уже будем звонить и связываться по телефону с детьми и решать проблему в личном порядке".

Кузнецова Маргарита, учитель русского языка и литературы яковлевской средней школы им. Е. А. Благининой: "Ученики нашей сельской школы, как и все другие в области, находятся на вынужденных каникулах. Предварительный переход на дистанционное обучение планируется с понедельника 6 апреля, для этого предварительно перед уходом на каникулы было проведено общешкольное собрание, где родителей предупредили о необходимости связи с учителями. Были собраны базы данных с адресами электронной почты родителей, а также номеров для связи через мессенджеры (в основном WhatsApp).

По этим адресам планируется высылать задания для детей либо в соответствии с расписанием, либо сразу на неделю. В формате фото или текстовом. Затем по запросу родителям необходимо выслать результат работы детей. Общаться через скайп или видеозвонки на других программах непосредственно с детьми, к сожалению, невозможно, так как у большинства детей даже нет стационарных компьютеров и стабильного интернета.

Точный порядок работы школы на дистанционном обучении документально не подтверждён, ожидаем приказов от управления образования в течение этой недели".

Педагог, пожелавший остаться анонимным: "Проблемы, конечно, есть. И их станет больше, как только мы перейдем на дистанционку. Причин несколько.

Первая и самая очевидная. У нас нет подобного опыта. Все предыдущие годы во время карантина мы просто делали рассылку материалов, предполагающих самостоятельное изучение, плюс тесты и проверочные работы. А теперь нужно по-другому. Нужно объяснять новый материал, опрашивать учащихся, комментировать их ответы. И таких уроков в день должно быть ровно столько, сколько и всегда. То есть учеба с 9, уроки по 25 минут и перемены, классная и домашняя работа с понедельника по субботу. К такому режиму, увы, не готовы ни учителя, ни ученики.

Проблема вторая. Отсутствие инструментария. По сути, каждая школа решает проблему самостоятельно. Минпросвещения, безусловно, рекомендовало программы и платформы, но и только. Дальше сами. Будут трудности - звоните на "горячую линию". Ну и, пожалуй, главная проблема - это неопределенность. Мы не знаем, как долго будем работать в подобном режиме - неделю или дольше. И это тоже проблема, скорее психологическая, так как многие сейчас просто в спячку впали, для себя решив, что после карантина жизнь как раз и начнется и мы все успеем наверстать. А жить, работать и учиться нужно в таких условиях, здесь и сейчас.

Я не говорю о наличии интернета, скорости, невозможности целый день просидеть за компьютером или телефоном и пр. и пр. Я тоже с трудом понимаю, как будут учиться малыши, так как их урок 15 минут, и им, безусловно, понадобится помощь родителей. Сами они даже подключиться не смогут.

А так да, мы в целом готовы, обязали всех педагогов скачать zoom, на вынужденных каникулах пересмотреть учебный план, изучить РЭШ (российская электронная школа) и с понедельника начнем преподавать. Думаю, справимся. Главное, чтобы все были здоровы, а все остальное - это лишь временные трудности".

Материал подготовила Ольга Каштенкова