«Tолько забвение даёт истинную гибель»: в Орле показали фильм «Ступа»

icon 14/03/2020
icon 16:03
Важная новость
«Tолько забвение даёт истинную гибель»: в Орле показали фильм «Ступа»

Автор:

13 марта в Орле состоялся премьерный показ документального фильма «Ступа». Орловский рок-музыкант, фронтмен группы «Ночная трость» Константин Ступин в среде местных музыкантов известен с конца 80-х - начала 90-х. Маргинал, ведущий антисоциальный образ жизни, прошедший через тюрьму и психиатрическую клинику, - таким был Ступа для многих. Его творчество не воспринимали всерьез. Лишь малочисленные друзья, видевшие в Косте потенциал, продолжали бороться за него с ним самим же. С их помощью Ступа записал несколько альбомов и прокатился по российским городам, собирая все больше поклонников. 16 марта 2017 года, через несколько дней после завершения своего первого тура он умер у себя дома, предположительно от туберкулеза.

Прошло три года и о Ступе говорят как о рок-легенде. Рассмотреть в Косте творческую личность, талантливого музыканта и даже философа позволяет документальный фильм, смонтированный из видеозарисовок, снятых в период работы над записью альбома и концертного тура, организованного его друзьями. Автор фильма Кирилл Ненашев предложил зрителям своего рода «видеонаблюдение» за жизнью музыканта, идущего к своей мечте.

В Орле премьерный показ состоялся в кинотеатре «Победа». Фильм о Ступе вызвал интерес среди орловцев. Билеты на два сеанса были раскуплены заранее, оба зала кинотеатра полностью заполнены. Среди пришедших на фильм: несколько орловских музыкантов, знакомые Ступы, и молодежь, узнавшая о творчестве музыканта из интернета. В ожидании показа решаю узнать о главном герое фильма из уст тех, кто был знаком с ним лично:

- Последний раз, когда Ступа был у нас в гостях, он украл нож и пошел за водкой в круглосуточный ларек, - смеясь вспоминает лидер ска-панк группы «Яйцы Фаберже» Нильс. - Он не был приспособлен к социуму, он был сам по себе, как таракан. Он не искал славы, ни к кому не привязывался. Если бы не люди, которые взялись за продвижение его музыки, он так и был бы известен лишь тем, кто 20 лет назад пил с ним самогон по подъездам. Большинство из тех, кто слушает его песни сегодня, совершенно не знают, что это был за человек.

- Он был человеком вне системы, - делится своим наблюдением музыкант Владимир Вараксин. - Он говорил, что в каком бы состоянии он не был, он не впишется в систему, она его ни в каком виде не примет. Для меня Ступа — это человек, у которого либо нет вообще системы координат, либо они какие-то запредельные для этой вселенной. Сейчас, глядя на всех этих прилично одетых и приятно пахнущих людей в зале, я слегка удивлен. Большинство этих людей, встретив Ступу в том состоянии, в котором он чаще всего находился, прошли бы мимо или обошли бы его стороной. И им совершенно было бы неважно, какие песни он пишет.

- Он был самым настоящим рокнрольщиком. Да, он был наркозависимым, он пытался с этим бороться, но не мог. Он лежал в больницах, но проблема в том, что таким людям никто не помогает социализироваться, из-за этого он и оказывался в тюрьме, - дополняет его давний друг Денис Греков. - Мы пытались его вылечить, но любой нарколог скажет, что с таким стажем это невозможно.

- Мне, прежде всего, хотелось рассказать о Косте, как о музыканте, рассказать о его творчестве, - поясняет режиссер фильма Кирилл Ненашев. - Рок-н-ролл для него был образом жизни, он им горел. Да, это маргинальный образ жизни, но, с другой стороны, он любил повторять: «Я хотя бы попробовал». И то, что его творчество сейчас так популярно, говорит о том, что Костя победил, он исполнил свою мечту. Хотя он этого не увидел, и не успел осознать до конца. Незадолго до своей смерти он понял, что у него есть популярность. Однажды он подозвал меня и спросил, показывая на количество просмотров его видео на ютуб-канале: «Посмотри, это правда?». А там на тот момент было около 18 млн просмотров, сейчас уже где-то 65 млн. Для него это было шоком. Я рад, что у Кости все получилось, сейчас в Орле его считают одним из самых ярких музыкантов, хотя всерьез его никто до этого не воспринимал. Но это нормально, как говорят: «Мертвый рокнрольщик ценится гораздо больше живого», и это феномен не только Ступы. При жизни он, по большому счету, никому не был нужен. Не сказать, что ему от этого было грустно, он вообще не любил грустить, но в последних своих песнях он говорит о своем одиночестве, он это осознавал. Костя осознал и свою зависимость, и пытался с этим бороться. Особенно последнее время, когда соблазнов было много. После концертов ему часто предлагали выпить, но он отказывался и злился на этих людей, говорил, что хочет музыкой заниматься и просил меня увести его из этой компании. Он записал альбом в электричестве, акустический альбом, съездил в свой первый и последний тур и через несколько дней умер. В фильме мы показываем, как человек идет к своей мечте.

Это история несломленного человека, который всю свою жизнь был рокнрольщиком. Несмотря на тюрьмы, дурдомы, зависимости он радовался жизни. Я не встречал таких позитивных и добрых людей. Сложно представить, что эти качества можно не растерять в тех условиях, в которых он жил. У него очень много было от ребенка. Может быть от этого и появилась его наркозависимость. Он как подросток, который не может себе отказать в чем-то. Его нужно было сдерживать. Он умел радоваться простым вещам, например, я как-то купил попкорн и пепсиколу и мы с ним кино смотрели. И у него была такая неподдельная радость, он искренне был счастлив. И это его качество мне сейчас помогает. Когда что-то нехорошее происходит, я вспоминаю Костю и думаю, ну, чего тут расстраиваться.

Фильм действительно оказался очень искренним и трогательным. Зрители в зале смеялись над шутками и философскими мыслями музыканта, тихо подпевали знакомые строчки из песен Ступы. Фильм «зашел» на одном дыхании, даже титры зрители досмотрели до конца. После фильма орловцы поспешили высказать свое мнение режиссеру, благо, он этому не противился.

- Когда я смотрел фильм в Москве, я подумал, что хорошо бы в нем было больше именно «орловского» Ступы, такого, каким его знали здесь, Ведь зрители в других городах не понимают всего «масштаба бедствия», я боялся, что они могут идеализировать эту его красивую рокнрольную историю. А посмотрев здесь, я рад, что орловцы смогли увидеть в нем музыканта, интеллигентного, начитанного и с чувством юмора, - поделился мнением его давнишний знакомый.

- Я очень большое удовольствие получила о фильма, - призналась одна из зрительниц. - Такой он теплый и искренний получился. Я не ожидала что Ступа, который ассоциируется с чем-то диструктивным, будет показан таким искренним и трогательным. Было над чем посмеяться, было из-за чего слезу пустить. Жалко, что для него все закончилось, когда только-только начался подъем его творчества.

- Почему фильм таким получился, потому что Костя был таким светлым и жизнерадостным человеком, - резюмировал режиссер. - Его сложившийся образ не соответствовал тому, каким он был внутри, и я рад, что нам удалось передать то, каким он был на самом деле.

У тех, кто не попал на премьерный показ, еще есть шанс открыть для себя Ступу. Ленту орловцам покажут еще раз 20 марта. Фильм будет интересен не только тем, кто был знаком с этим ярким музыкантом, но даже тем, кто никогда не слышал о его творчестве и никогда в последствии не будут слушать его песен.

С удовольствием посмотрела фильм и пообщалась со зрителями и создателями Ольга Каштенкова.