ЕГЭ по истории России должен быть в списке обязательных – об этом говорят в ведомствах на протяжении уже нескольких лет. «…В 2020 году пройдёт масштабная апробация обязательного «Иностранного языка» в пилотных регионах. И в планах, подчеркну, в планах, действительно есть и обязательная выпускная работа по истории... Конечно, этот вопрос требует обсуждения, но не может человек, пройдя 11-летнее обучение, не знать своей истории…», – подчеркивала экс-министр Просвещения РФ Ольга Васильева.

Ученики, родители, и преподаватели истории обеспокоены. Многие считают это решение преждевременным так, как контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по истории сейчас «не отличаются корректностью».

В подготовке контрольно-измерительных материалов есть и еще одна проблема: в сообществе историков нет консенсуса по принципиальным вопросам: каким должен быть ЕГЭ по истории, что он должен проверять?

Как отмечают учителя истории, в решении ключевых проблем в околоисторической теме заинтересованы разные структуры, и каждая из них пытается решить вопрос по-своему. Особого мнения придерживаются в олимпиадном движении, своё представление и у издателей учебников и Федерального института педагогических измерений, который готовит материалы для ЕГЭ. Ситуация сейчас разбалансирована, и введение обязательного ЕГЭ по истории только еще ярче обнажит существующие противоречия между этими заинтересованными группами.

Многие родители опасаются, что история станет насквозь идеологическим предметом – таким, каким в СССР была история КПСС, – а детям в школе станут внушать единственно правильный взгляд на исторические события.

Хотя сейчас экзамен не особенно идеологичен, и его задания требуют скорее анализа и размышления, чем готовых ответов, уже сейчас не редки ситуации, когда выпускники и проверяющие расходятся в трактовке исторических событий, и на апелляциях это противоречие, как правило, разрешается не в пользу выпускника.

«Сегодняшний» экзамен по истории довольно сложен. Его общеобязательность повлечёт за собой ухудшение результатов сдачи. Хотя ситуация со стобальниками несколько изменилась в лучшую сторону в 2018 году их было 208, а в 2019 году уже 298 выпускников. Хотя в 2018 году на ЕГЭ не набрали даже минимального балла по истории 6,6% в 2019 году это число больше. Наиболее востребованным учебным предметом по выбору в 2019 году среди выпускников 11-х классов стало обществознание.

Это может повлечь за собой либо упрощение вопросов по истории, либо разделение его на базовый и профильный уровни, как это произошло с математикой.

Опасения внушает и увеличение количества обязательных экзаменов: сейчас усилия выпускников сконцентрированы на поступлении в ВУЗы; увеличение количества обязательных экзаменов будет рассеивать эти усилия и увеличивать нагрузку на них. Сейчас учителя называют 11 класс «мертвой зоной»: дети готовятся к поступлению, новый материал давать им почти невозможно.

По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Евгении Матвеевой, если увеличить количество обязательных ЕГЭ, учащиеся всё равно не перестанут готовиться к поступлению, но им станет труднее. Экспертам в первую очередь нужно думать о самих выпускниках, об их собственных потребностях и намерениях. Хорошим выходом могло бы стать введение базового уровня предметов – как с ЕГЭ по математике. Если сдать базовые экзамены в десятом классе, в одиннадцатом уже можно было бы заниматься профильной подготовкой для поступления. Именно сейчас линейка учебников по истории на это и рассчитана, что, кстати, вызывает вопросы у нынешнего руководства Министерства.

В ближайшем будущем весьма вероятно, что история станет очень популярным предметом по выбору. Раньше она была обязательным экзаменом на юридические и экономические специальности, но её место заняло обществознание. Не исключено, что результаты ЕГЭ по истории понадобятся для поступления на большинство гуманитарных специальностей – в том числе тех, для которых сейчас требуется ЕГЭ по литературе. Это означает, что обществознание и литературу станут выбирать меньшее количество выпускников.

Таким образом, введение ЕГЭ по истории влечёт за собой множество последствий – как очевидных, так и отдалённых; конкретные сроки не названы, но общественная дискуссия о системе ЕГЭ – не только о введении ЕГЭ по истории – уже сейчас насущно необходима.