Терзать нельзя помиловать
©
Депутаты Орловского областного совета, воодушевленные выступлением на съезде «Единой России» президента Владимира Путина, 29 ноября, казалось бы, готовились воплотить его слова в жизнь. Напомним, глава государства призвал единороссов первыми выявлять проблемы в регионах на местах, а затем брать и начинать «терзать и трясти» чиновников для их решения. Уже тогда, сразу после съезда, прозорливые эксперты увидели в спиче противоречие: дескать, как же единороссы будут сначала «терзать», а потом еще и «трясти» самих же себя? Ведь большинство чиновников при постах в регионах – это члены «Единой России». Ответ на этот вопрос, кажется, дали в Орловской области. Здесь уже успели порассуждать и о том, что Путина, мол, не верно поняли, а затем и вовсе от тряски почли за благо – отказаться.
Дело произошло прямиком на «часе контроля» в завершение сессии регионального парламента. Терзать планировалось начальника департамента социальной защиты Ирину Гаврилину, которая, естественно, является членом «ЕР». Поэтому слушатели президента оказались в неловкой, или даже деликатной ситуации: вроде бы потрясти как-то надо, хотя бы для проформы, но с другой стороны – Гаврилина своя, она же член: в том смысле, что даже в региональный политсовет партии вхожа. Впрочем, грызть локти и рвать на себе волосы в поисках идеи выхода из ситуации единороссам не пришлось. Она, ситуация, разрешилась сама собой.
Сразу после того, как чиновница выступила с отчетом на тему работы над ошибками после великолепного по своему ужасу акта проверки ее департамента со стороны Контрольно-счетной палаты, слово взяли депутаты. Правда, не единороссы, а для начала – самовыдвиженцы, коих на съезде «ЕР» не было и к которым вроде бы президент со своим спичем не обращался.
- Ирина Александровна сейчас много говорила. Но каковы главные результаты работы ее департамента? – задался вопросом депутат Игорь Рыбаков. И тут же принялся зачитывать выдержки из акта КСП: нарушения, нарушения, нарушения. Они, в основном, выявлялись в домах-интернатах, подведомственных департаменту: 13 млн рублей, 38 млн рублей… - Вы, Ирина Александровна, компетентны в своей работе? Вы тут ответственность на других перекладываете, но ответственны именно вы.
Вот те на. Кажется, началось. «Терзать и трясти», так и крутится на языке.
Тем временем Гаврилина встала в позу.
- Я ответственности не снимаю. Но цифры взяты из контекста. Все нарушения уже исправлены. Цифры без контекста нельзя вытаскивать, - ответила взволнованная от предчувствия терзаний чиновница.
Тут уже подключился депутат от ЛДПР Тарасевич. Представители его партии тоже не были на съезде, на котором выступал Владимир Путин. Но идея с «терзать и трясти» и ему оказалась не чужда.
Тарасевич напомнил о случае с девочкой-маугли и упрекнул департамент в том, что социальные службы ничего не предпринимали, дабы не допустить произошедшего. Ведь они держали семью «на карандаше». В случившемся Тарасевич разглядел отсутствие системной работы.
- Только точечное реагирование на проблему. А в комплексе системная работа отсутствует. Я сужу это в том числе по приемам граждан. Что вы сделали для повышения эффективности работы? – спросил депутат, и сразу же дал понять, что трясти в общем-то никого не собирается.
Гаврилина немного расслабилась.
- Проблемы есть в любой сфере, - начала она с открытия секрета Полишенеля. - Что касается первого вопроса, то комплексная работа с семьями осуществляется всеми субъектами профилактики, а не только департаментом. Функции по опеке у нас переданы муниципалитетам, там работают комиссии ПДН. Каждый работает в своем направлении, а комиссия системно консолидирует эту работу. По нашим полномочиям было представление прокуратуры. Виновные административно наказаны. Но точка в этом направлении окончательно не поставлена.
Слово снова взял депутат Рыбаков, на этот раз – Виталий.
- Был недавно в Глазуновке. Там есть объект, «Здоровая страна». Здание бывшего роддома. Ничего не работает, двери закрыты, но весит вывеска. Я позвонил, спросил, как здесь люди содержатся. Хотел узнать. Меня впустили. Пища готовится в Орле, и каждый раз три раза в день кто-то ее возит в Глазуновку. Собрали там 30 человек со всей области. Персонал – четыре человека. Ни охраны, ничего. Там люди беззащитные. Я так понял, что там сборная команда, собранная не без участия департамента Гаврилиной. Сейчас там прокурор разбирается. Но вопрос: почему поселили людей в таком месте, где нет ни кухни, ни инфраструктуры? – спросил депутат.
Но, честно говоря, и это на «терзания» не очень-то похоже. Гаврилина снова расслабилась.
- Есть поручение президента по доступу НКО и предоставления им финансирования на осуществления своей деятельности. Это учреждение частное. Поставляет социальные услуги. Их документы соответствуют всем требованиям. Услуги имеют право оказывать. Людей туда направляют исключительно по их желанию. Все, о чем говорил Виталий Анатольевич, абсолютно законный характер носит. Питание - это их частное дело. У департамента нет функций контроля за деятельностью этих учреждений, - парировала чиновница.
Попытку начать терзать могла совершить депутат Валентина Остроушко. Но после первых же слов стало понятно, что далее последует лишь приятельский диалог. Остроушко вспомнила о старике в доме-интернате Болховского района, который лежал на полу, пока персонал травил тараканов.
- Руководитель никакого по сути наказания не понес. И чем же он отвечает на это? – говорит депутат. - Он подает иск о защите своих чести и достоинства к инвалиду, который распространил эту информацию. Считаю, что руководитель не имеет такого права. Он еще и местный депутат. И тут начинает судиться с инвалидом. По-моему, таким образом не очень морально решать такие проблемы.
- Я так понимаю, он защищает себя как частное лицо, - ответила Гаврилина. - Ситуация была крайне сложной. Важно, чтобы ситуация находилась под контролем. Там была обособленная группа людей, которая эту ситуацию развивала. Остальная часть страдать была не должна. Важно, чтобы интернат функционировал в рабочем режиме. Люди получали питание и так далее.
Эсера Дениса Филипченко тоже не было на съезде «Единой России». Но и он попытался немного «потрясти» Гаврилину, раз уж президент разрешил (хотя, справедливости ради отметим, что пока разрешение получили только единороссы, сугубо с фактической точки зрения).
- В ваших учреждениях людей кормили фальсификатом. Это нормально? – задал вопрос эсер, на который ответить мог бы и сам, чего уж прикидываться.
- Нормы питания были увеличены, - отчиталась Гаврилина. - Два директора интернатов, где выявили нарушения, уже не работают, чтоб вы понимали. Не могу сказать, что кто-то что-то разворовывают. Но мы заложники 44-го федерального закона. И если нам привезли продукты неизвестного качества, мы не можем резко все развернуть. Мы должны чем-то накормить людей, должны думать об этом.
Впрочем, чиновница признала, что кормить людей дрянью как-то не по-людски, и, разумеется, обещала взять вопрос на контроль.
Тут подоспели и единороссы. Набрав воздуха, подумал: ну, сейчас начнется! Держись Ирина Александровна! Вот теперь-то вам несдобровать. На арену выходит депутат-единоросс Ирина Пашкова. Сейчас будем и терзать и, что не менее важно, трясти.
И тут произошло что-то невообразимое. Пашкова начала с того, что сказала, что у Гаврилиной слишком большой департамент с большим количеством полномочий. Могут ли такое количество людей такой объем работ выполнять? Может, нужно увеличить число работников в нем? То есть Ирине Александровне не нагоняй давать нужно, а помогать всем миром! А вы - трясти. Ишь, чего удумали…
Пашкова назвала Гаврилину «ответственным и исполнительным» человеком. «Наша задача сейчас не поднимать эти вопросы, их можно обсудить с ней лично, на встрече», - сказала она, как будто съезда «ЕР» и не было вовсе.
Восстановить статус «кво» снова попытался депутат Игорь Рыбаков. Дескать, ну вы чего? Все ж, если на съезде и не было, то по телевизору Путина точно слышали. Не глухие же вы, в конце-то концов.
- Недавно был съезд ЕР, где президент сказал не ждать, а выявлять проблемы. Президент сказал ключевые слова: терзать и трясти, - с недоумением напомнил всем Рыбаков. - Сама Гаврилина никогда не решится покинуть должность. Вам как председателю партии, - обратился депутат уже к спикеру облсовета Леониду Музалевскому, который был на съезде, - предлагаю требовать от Клычкова, потому что сам он этого не сделает, уволить товарища Гаврилину.
Где-то в коридоре послышался треск советского шкафа.
Между тем уже Виталий Рыбаков, подхватив инициативу брата, попросил Гаврилину не выгораживать.
- Гаврилину надо было увольнять еще в мае. Там нарушения на десятки миллионов рублей. Где оргвыводы? Департамент в развалинах и полное неэффективное управление. Компетенция ее – нулевая. Я делаю этот вывод их отчета КСП. КПД ее 10%, а зарплату она получает полностью», - сказал Рыбаков, явно пытаясь помочь единороссам не ударить в грязь лицом перед президентом.
Но единороссы оказались непрошибаемыми, вот уж поистине – фракция. Депутат Крючков тут же включился и сказал, что проблема носит системный характер, и происходящее не вина департамента. «Ни одного отзыва негативного об органах соцзащиты я не слышал», - внезапно сказал Крючков, чем настроил на себя не один десяток взглядов.
Коммунист Вячеслав Морозов примерил на себе роль свадебного генерала.
- Ирина Александровна, я не собираюсь вас терзать и трепать, - заявил коммунист, чем вдоволь рассмешил единороссов. Сам Морозов рассказал историю про ортопедическую обувь, которую не могут получить инвалиды, и по-отечески попросил Гаврилину разобраться.
Добродушную атмосферу создавать продолжила и депутат Астахова. «Мы забываем, что в департаменте работают люди, кадры. Они должны иметь терпение и сострадание, ведь работают в основном со стариками. Когда мы говорим, что есть какие-то нарушения, наша цель их не замалчивать. И вопросы надо решать, и решать системно». Астахова пустилась в долгие рассуждения, они закончились вопросом к самим себе: а все ли мы сделали?».
И тут - на арену вышел сам спикер облсовета, лидер орловских единороссов Леонид Музалевский. Он-то президента точно слышал и точно начнет «терзать», подумалось само собой. Но и здесь что-то пошло не так (или так, как надо). Музалевский попросил закругляться. Он, конечно же, отметил, что замалчивать никто никакие проблемы не собирается. Но вместе с тем, Гаврилина руководителем работает около года, сказал спикер облсовета. Он напомнил, что департаменту подведомственно 88 учреждений. У руководителя – один заместитель.
- Если там есть хищения – будут уголовные дела, не сомневаюсь. Но деньги-то не украли, люди получили качественную помощь, - сказал Леонид Семенович. Взял паузу, и тут уже невозможно было ошибиться, сейчас-де однозначно начнет трясти. Но – не сегодня. Музалевский продолжил, назидательно: - Нужно подставить плечо новому руководителю, дать время».
Не имея вопросов к своему однопартийцу, говоря словами Рыбакова, «товарищу Гаврилиной», он, напротив, попросил ее жестко наказывать провинившихся руководителей учреждений. По всей видимости, «терзать и трясти» нужно бы уровнем ниже. Наверное, и правда, как сказал во время обсуждения вопроса один из депутатов, президента просто не так поняли.
- Ставить вопрос об увольнении самой Гаврилиной – я бы воздержался, - тем временем сказал в микрофон Леонид Музалевский. А депутаты приняли решение рекомендовать департаменту усилить контроль за поставщиками.
- Благодарю депутатов за поддержку, - ни с того, ни с сего вдруг выстрелила Ирина Александровна. И кажется, такого в сценарии не было. Потому что ее партийный руководитель резко и даже, кое-как грубовато, ответил:
- Вы не благодарите, а делайте выводы!
Посмотрел на Гаврилину, хотел, видимо, добавить что-то еще, но…
Не добавил ничего и его зам, Михаил Вдовин, как всегда воодушевленный словами президента. Он лишь изредка и фрагментарно (фасоном своего костюма в стиле второй части «Крестного отца») попадал в кадр онлайн-трансляции…
Сегодня никого «трясти и терзать» не стали. Посмотрим, что будет дальше. Шанс начать, безусловно, был.
Денис Волин