КС ограничил власти в запретах в проведении митингов. Отразится ли это на «Законе Потомского»?

icon 08/11/2019
icon 11:33
Важная новость
КС ограничил власти в запретах в проведении митингов. Отразится ли это на «Законе Потомского»?

Автор:

Конституционный суд РФ (КС) опубликовал в среду постановление, согласно которому региональные власти не должны больше будут отказывать активистам в проведении митингов, собраний, демонстраций, шествий или пикетов по трем самым распространенным основаниям. Так, чиновники в регионах не смогут отказывать в проведении митинга по причине близкого расположения к зданиям, занимаемым органами госвласти, создания помех транспорту и затруднения доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Основанием для публикации постановления послужили жалобы активисток из Коми. В 2017 году городские власти не согласовали им заупокойный молебен в память жертв Большого террора 1937–1938 годов и митинг против неудовлетворительной работы общественного транспорта. Причиной отказа стал региональный закон, запрещающий акции в 50 метрах от входа в здания органов власти и госучреждений. Теперь эти нормы закона признаны неконституционными.

В Орле, при принятии так называемого «Закона Потомского о митингах», его сторонники рьяно убеждали общественность в конституционности и пользе для общества в новых поправках.  Например, председатель адвокатской платы Сергей Мальфанов запрет на проведение митингов и пикетов возле госорганов и силовых структур называл обеспечением их нормальной работы. Он также заявлял, по проекту закона была проведена общественная экспертиза. Оценивался юридический аспект законопроекта, а также вопрос соотношения защищаемых прав и ограничиваемых. «Были исследованы акты США и Западной Европы, которые являются образцами демократии, и мы пришли к выводу, что у нас закон более либеральный», - заявил Мальфанов. Его поддерживал и депутат Валерий Савин, говоривший об абсолютно «обоснованных ограничениях».

Теперь посмотрим, что на этот счет думает Конституционный суд РФ. «Компетентные органы и должностные лица обязаны стремиться к принятию всех зависящих от них мер для легального проведения [публичных акций] в избранном организаторами месте и в запланированное время, а не пытаться под любым предлогом изыскать причины, оправдывающие невозможность реализации права на организацию и проведение публичных мероприятий в указанном в уведомлении формате», - отмечается, в частности, в постановлении КС.  Конституционный суд также признал, что создание помех работе транспорта и затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры не могут являться вескими причинами для отказа в проведении митингов, собраний, демонстраций, шествий и пикетов.

В феврале 2019 года орловским эсерам пришлось провести пикет в лесу, так как власти отказались согласовать акцию в центре города 

Как известно, в Орле никому, кроме власти и КПРФ (в честь коммунистических праздников) еще не удавалось провести митинг на площади Ленина. Администрации области и города постоянно в этом отказывают по разным причинам. В этой связи постановление КС РФ также любопытно. В нем, в частности, рассматривается отказ властей Коми согласовать митинг на главной площади города. Вот что пишет по этому поводу КС:

«Само по себе то, что Стефановская площадь является главной площадью в городе Сыктывкаре и выступает местом сосредоточения органов государственной власти Республики Коми, вовсе не подразумевает – даже с учетом наличия в этом городе специально отведенных мест для публичных мероприятий – установления в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка и общественной безопасности общего (полного) запрета проведения на ней любых собраний, митингов, шествий и демонстраций вне зависимости от характера и вида инициируемого публичного мероприятия, предполагаемого числа участников, планируемого времени (даты) его проведения, а равно иных факторов, свидетельствующих о реальных угрозах упомянутым конституционным ценностям, которые могут быть вызваны проведением на данной площади конкретного публичного мероприятия».

«Компетентный орган местного самоуправления, рассматривая уведомления о проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций на Стефановской площади в городе Сыктывкаре, не вправе отказывать в их проведении исключительно на основании общего запрета, - также говорится в постановлении. Там же отмечается, что власти в обязательном порядке в каждом конкретном случае должен оценивать реальную степень угроз безопасности и правопорядка, при этом учитывая конституционную ценность свободы мирных собраний, не предполагающую возможность установления избыточных запретов ее осуществления.

КС РФ обязал власти Коми внести поправки в местный закон о митингах, а указанные выше нормы признал неконституционными. Кроме того, соответствующие поправки должны быть внесены и в законы других субъектов. Между тем в Орловской области постановление КС встретили неоднозначно. Прежде всего потому, что в областной столице чиновники чаще отказывают в проведении публичных мероприятий по другим основаниям.

«Думаю, изменений будет не слишком много. Главная-то проблема не в законе, а в правоприменительной практике. К примеру, Советский районный суд города Орла считает, что уведомление о пикете из трёх человек на площади Ленина, поданная какой-либо фейковой организацией, является уже достаточным основанием для отказа в проведении пибличного мероприятия на площади, где может разместиться 10000 человек, - говорит правозащитник Дмитрий Краюхин. - С другой стороны, тот же самый Советский райсуд, несмотря на прямые запреты федерального законодательства, признаёт законным предложение городских властей о проведении публичного мероприятия на Химмаше прямо над магистральным газопроводом».

Кроме того, добавляет Краюхин, в Орле власти и сами осознают «бредовость» некоторых положений из «закона Потомского», а поэтому – активно их игнорируют.

«Да, формально это записано. Но де-факто, власти понимают, что это бред. Органы власти и местного самоуправления [в плане проведения рядом с их зданиями акций] исключены специальными оговорками. Запрет на проведение публичного мероприятия в 50 метрах от торгового объекта - прекрасно понимаемый властью бред, который, в случае его применения, перекроет проведение пикетов везде даже представителям властей (к примеру, в ходе предвыборной кампании О.Пилипенко подавала уведомления на проведение пикетов в районе магазинов. А при проведении пикета около остановки "Юность" напротив УФСБ, её агитатору даже лицо набили»,

- вспоминает правозащитник и приводит примеры многочисленных по сути нарушений властями принятого ими же закона.

В свою очередь координатор регионального отделения партии «Яблоко» Сергей Зайцев увидел в разъяснениях КС некоторую надежду. Орловские яблочники еще летом начали пытаться частично отменить положения закона. Теперь, по словам Зайцева, появилось дополнительное подспорье. «Наш закон явно противоречит позиции КС. У нас не то что что-то запрещено, скорее, у нас мало где разрешено проводить акции», - говорит Зайцев. Он говорит, что с разъяснениями КС появился шанс «реально оспорить закон Потомского». Собеседник «ОН» полагает, что региональные власти вряд ли самостоятельно будут вносить необходимые поправки. «Ничего не будет принято пока не пойдем в суд и не посудимся», - добавил Сергей Зайцев.

Тем временем в Совете по правам человека уже заявили о необходимости «сверки» федерального и региональных законодательств в части проведения публичных акций. Эту работу планируется провести совместно с депутатами Госдумы. В СПЧ уверены, что власти должны искать компромиссы при согласовании акций.

Пока же, на примере Орла, мы видим, что основной компромисс заключается в том, чтобы отправить активистов подальше от центра города, и все чаще этим местом становится лес. Именно туда при Вадиме Потомском был перенесен «гайд-парк» из сквера Ермолова. Пересматривать это место никто не торопится.