«Зачем ломать? Нужно совершенствовать»: как прошла встреча с разработчиками транспортной схемы Орла. Репортаж «ОН»
©
В городской администрации 3 ноября прошла анонсированная мэром Орла Василием Новиковым встреча с представителями разработчика транспортной схемы Орла и Орловского района «МосТрансПроект». На встрече собрались депутаты, представители перевозчиков, чиновники городской и областной администраций, а также общественники и журналисты. Предполагалось, что все получат ответы на наболевшие вопросы. Однако по итогу встречи вопросов появилось больше, чем ответов. За заседанием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».
- Была разработана схема, которая должна была решить ряд принципиально важных задач, в частности улучшить качество пассажирских перевозок, организовать безопасное дорожное движение, соединить Орел и Орловский район, чтобы жители могли с максимальным удобством добраться из точки А в точку Б, а также избавиться от дублирующих маршрутов, чтобы не возникало конкуренции на дорогах, - начал представитель разработчика «МосТрансПроект» Сергей Саакян.
Согласно представленной схеме в Орле будут действовать 28 автобусных маршрутов, три троллейбусных и три трамвайных. Что касается организации движения, то планируется избавиться от малогабаритного транспорта, организовать транспортные узлы и т.д. Согласитесь, звучит прекрасно: увеличится пропускная способность улиц, транспортное сообщение будет оптимизировано, пересадок станет меньше, а время на дорогу сократится, ведь дороги не будут столь заполненными, а дублирующие маршруты пропадут. И, что самое важное, маленькие и неудобные автобусы должны исчезнуть с орловских улиц и быть заменены на транспорт большой вместимости по примеру крупных городов. Но, как водится, после очередной презентации новой транспортной схемы вопросов стало еще больше. А вот вменяемых ответов никто так и не получил.
Схемой оказались недовольны не только жители, активно обсуждающие этот вопрос в соцсетях, но и чиновники городской администрации.
- По новой схеме получается так, что не все районы города покрыты транспортным обслуживанием. Сама модель является еще лишь проектом, поэтому я думаю, что схеме еще требуется доработка в части того, чтобы ее усовершенствовать, - выступил руководитель транспортного отдела горадминистрации Вадим Хрипунов.
Однако Сергей Саакян упорно не видел проблемы.
- В той схеме, которую мы предлагаем, с точки зрения обслуживания, задействованы все точки связи и остановки, - заверил Саакян.
Однако чиновник привел один из примеров — переулок Бетонный, который в новой схеме действительно оказался не задействован.
Мэр предложил транспортному отделу письменно сформулировать свои предложения и предоставить их разработчику.
В ходе обсуждения всплыли и другие нестыковки. Оказалось совершенно непонятно, кто и за какие деньги заказывал данную транспортную схему. Как озвучила депутат Госдумы Ольга Пилипенко, на сайте госзакупок числится довольно странная закупка, где заказчиком некоего транспортного исследования в Орле является казенное учреждение Москвы. Однако прояснить ситуацию чиновники так и не смогли, сославшись на то, что исследование, где заказчиком выступал региональный департамент строительства, проводилось в 2018 году. А «Мостранспроект» предложил свою схему совершенно безвозмездно.
Интересовали присутствующих и результаты проведенных обследований, каким образом они проводились. Но вразумительного ответа и на вопросы о пассажиропотоке, интенсивности движения никто из присутствующих, опять же, не услышал.
Звучал и такой вопрос, как были ли учтены интересы перевозчиков, есть ли какое-то экономическое обоснование предлагаемой транспортной схемы?
- Есть определенные транспортные задачи. А кто их будет решать, это неважно, - ответил Сергей Саакян.
Действительно, вопрос — кто будет работать на маршрутах — вопрос второстепенный. Однако есть основные требования, которые должны быть учтены схемой — вопрос актуальный и первостепенный. В первую очередь, каждый житель Орла и Орловского района должен максимально быстро и без пересадок добраться без пересадок в несколько точек города. Во-вторых, необходимо максимально возможно сократить интервалы. И третье — безопасность. Эти вопросы поднял заместитель председателя горсовета Владимир Негин, обратившись к представителю разработчика.
- Та схема, которая предлагается вами сейчас, на ваш взгляд, улучшает ситуацию по сравнению с действующей или нет? - задал вопрос Негин.
- Улучшает в части безопасности кардинально. Объясняю. Сейчас схема выстроена так, что в городе настолько сильная конкуренция, что водители вынуждены играть в так называемые «шашечки», чтобы забрать своего пассажира, нарушая правила дорожного движения. В автобусы малой вместимости набиваются как в консервную банку пассажиры, что опять же негативно сказывается на безопасности дорожного движения, а многие жители и вовсе не могут дождаться своего транспорта, так как он переполненный едет. Что касается интервалов, то по центральным магистралям автобусы будут ходить чаще, а вот в отдаленных районах предполагается увеличение времени ожидания транспорта, что опять же делается из соображений улучшения качества обслуживания, - ответил Саакян.
Депутаты задавали и конкретные вопросы по своим округам: как жителям отдельных районов добраться из одной точки в другую согласно новой схеме. Но вразумительных ответов так и не было. Видимо разработчики решили, что постоянно повторяя как мантру, что новая схема определенно улучшит ситуацию с транспортом в городе, все присутствующие будут удовлетворены такими ответами. Но воз и ныне там. Депутат Игорь Цуканов, не получив исчерпывающего ответа, развернулся и ушел с заседания. Остальные присутствующие все-таки попытались добраться до истины.
Так, депутат Иван Дынкович заступился за Зареченский район, заявив, что сейчас там работает шесть маршрутов, и те не справляются с тем пассажиропотоком, который образует все строящийся и строящийся микрорайон. Аналогичная ситуация складывается и в Болховском микрорайоне. Новая схема значительно сокращает число маршрутов в эти места.
Сергей Саакян пояснил, что при исследовании использовались так называемые «тепловые карты». На что Дынкович возмущенно ответил: «Видимо, в этих микрорайонах было холодно в тот день. Спасибо».
Заместитель руководителя департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Алексей Васильев напомнил, что транспортная схема предлагается для обсуждения и еще не будет принята, пока не будет удовлетворять большинство. Далее эту фразу он повторял еще несколько раз в ходе совещания в качестве заготовленного ответа на любые вопросы.
Присутствующих интересовала и роль муниципального перевозчика в новой транспортной схеме. В частности, первый троллейбус сейчас ходит по основной артерии города Орла. Но, по мнению депутатов, тот маршрут, который предлагается, меняет схему движения и предприятие теряет пассажира.
- Изначально каркасная сеть данной схемы — это сеть электротранспорта, - заверил Сергей Саакян. - Из четырех троллейбусных маршрутов действительно остаётся три, так как один становиться более длинным. Дело не в нумерации. Но сути это не меняет.
Прозвучал и основополагающий вопрос: зачем было кардинально менять существующую схему? И есть ли удачные примеры, где аналогичная схема работает, кроме столицы и крупных мегаполисов.
- Все это делается для того, чтобы улучшить качество транспортного обслуживания населения. Сейчас с частым интервалом ходят три автобуса малой вместимости. Их предлагается заменить на один большой вместимости. Таким образом, мы разгрузим дороги от пробок, автобусы будут ходить строго по расписанию и жители будут его знать, перевозка пассажиров станет более безопасной. Что касается транспортных узлов, то есть пригород, а есть город. По закону жители пригорода должны ехать до Автовокзала. Но мы предлагаем иное решение этой проблемы, - ответил Саакян.
В качестве успешного примера представитель разработчика назвал Липецк.
В полемику вступила Ольга Пилипенко.
- Откуда вообще взялись такие странные маршруты? Почему везем студентов института культуры в Образцово? Они все в городе живут, им домой надо, - задала вполне резонный вопрос народная избранница.
Ее поддержал депутат Тимур Нерушев.
- Новая Ботаника. Это мой район. Людям надо на работу, студентам — на учебу, пенсионерам — в поликлинику. А мы их зачем-то на Колхозную везем. В чем логика? - спрашивает он.
Другие депутаты также указали на то, что в городе есть знаковые точки, куда нужно добираться людям. Но новая схема, на их взгляд, этого не учитывает.
- Маршруты сложились исторически их нельзя взять и отменить. Зачем ломать? Нужно совершенствовать существующую, - добавил к своему выступлению Нерушев.
- Схему мы вынесли на обсуждение именно для того, чтобы получить сведения от жителей. Все эти вопросы рассматриваются сейчас. Может, где-то что-то мы действительно не учли. Никто не говорит, что завтра все так и поедут, - ответил Сергей Саакян.
Слово взял и профильный чиновник администрации Орловского района. Один из вопросов поднятым им был запуск автобусов большой вместимости. Чиновник указал на то, что дороги в некоторых населенных пунктах района просто-напросто не позволяют пустить габаритные автобусы. Это будет возможно, по его словам, после полной реконструкции улично-дорожной сети, что требует больших денежных вложений.
Сергей Саакян ответил, что такие нюансы будут еще прорабатываться.
Примечательно, что дорожный вопрос касается не только Орловского района, но и областной столицы. Однако ответа на вопрос журналиста, какие вложения потребуются для внедрения данной схемы в реалии — сколько уйдет на строительство транспортных узлов, оборудование заездных карманов и т. д. Ответа так и не поступило. Алексей Васильев заявил, что об этом пока говорить рано, так как схема — лишь модель, которая еще будет выноситься на обсуждение.
Перевозчики также выступили со своими замечаниями. Так, по их словам, в Орле сейчас используется радиально-комбинированная схема построения движения общественного транспорта, которая позволяет добраться практически из любой точки города без пересадок. Она исторически сложилась и удобна как для горожан, так и для перевозчиков. При этом новая схема оставляет многие кварталы без маршруток, орловцев ждут сплошные пересадки, увеличатся интервалы, а конечные маршруты не оборудованы для разворота. Нюансов было озвучено много. Но кроме как мантры о том, что внедрение схемы улучшит нашу жизнь, четких ответов не прозвучало.
Есть ли какой-то толк от «горячей линии» с жителями также неизвестно. С 17 сентября чиновники областной администрации собирают мнения горожан. На вопрос, о чем именно говорят орловцы, Васильев ответил, что все звонки он делит на два типа: обращения и ругательства.
По окончании официальной части журналисты решили попытать счастья и задать свои вопросы разработчикам и чиновникам во время пресс-подхода. Ситуация не сильно изменилась.
Снова прозвучал вопрос: так зачем же городу транспортные узлы?
- Транспортные узлы, как я уже сказал, это метод достижения того результата, который перед нами ставится. Перед нами стоит задача — улучшение качества транспортного обслуживания и переход на большой класс вместимости автобусов. Соответственно, для этой схемы транспортные узлы важны, - ответил Сергей Саакян.
Задали журналисты и другой не менее волнующий жителей вопрос: придется ли платить дважды за проезд при пересадке?
Сейчас, по словам представителя компании-разработчика, рассматривается вопрос внедрения системы, позволяющей не платить дважды. Однако как это будет реализовано, вопрос большой. Ведь разные маршруты — разные перевозчики. И как они будут между собой договариваться и делить деньги, собираемые с пассажиров — неизвестно. Ответа не знают пока ни чиновники, ни разработчики.
Еще один не менее важный вопрос — придется ли перестраивать город под существующую схему и сколько для этого потребуется средств?
- Мы изучили существующую структуру города и разработали схему без резких переделок, - заверил Саакян.
Однако, как мы видим, предлагаемая схема все же предполагает много изменений.
- Видите ли вы минусы в своей транспортной схеме? - прозвучал один из вопросов.
- Транспортная схема — это живой организм. И у любой системы есть как плюсы, так и минусы. Очевидно, что есть большие минусы и в существующей модели, и есть нюансы в предлагаемой схеме. Но именно поэтому мы и выносим ее на обсуждение, - ответил Саакян.
На том и разошлись...
Елена Торубарова