Последнее время в Орловской области активно обсуждается вопрос оптимизации школ. Так, в соответствии с заявками глав муниципальных образований в 2020-2021 годах планируется ликвидация 11 муниципальных общеобразовательных учреждений в Болховском, Краснозоренском, Ливенском, Покровском и Шаблыкинском районах. Тема реорганизации школ вызывает большие скандалы в СМИ, эту проблему активно поднимают общественники. В этой связи «Орловские новости» решили пообщаться с руководителем регионального департамента образования Татьяной Крымовой и выяснить, какое же будущее ждет сельскую школу.

- На последнем заседании облсовета вы выступили с докладом, в котором в частности, затронули тему оптимизации сельских школ. Для чего это делается?

- Оптимизация школ многими воспринимается как полная ликвидация образовательных организаций. Но, к сожалению, сейчас есть школы, в которых либо очень мало учеников, либо их вообще нет. Случается, что родители переезжают в другой населенный пункт, в другой регион и забирают документы из школы. В этом году в Урицком районе закрылась одна школа, потому что к августу там не оказалось ни одного личного дела. Ситуации разные. Но это объективная реальность. Цели проведения оптимизации или реорганизации не стоит. Цель как раз обратная – развивать сельскую школу. И иногда обстоятельства складываются таким образом, что приходится прибегать и к таким механизмам, как реорганизация или ликвидация. Но на это всегда есть объективные причины, связанные с оттоком населения или состоянием самого здания сельской школы. Есть школы, которые находятся в старых деревянных зданиях, не имеют нормальных санитарных условий. Если рядом с такой образовательной организацией есть новая современная школа, есть возможность осуществить безопасный подвоз учащихся, если родители обучающихся проявляют инициативу и готовы продолжить обучение в здании другой образовательной организации, тогда мы готовы эту тему обсуждать. Но на сегодняшний день цели другие – именно в сохранении и в развитии сельской школы. И механизмов для этого уже создано достаточно и на региональном уровне, и на федеральном. Задача стоит серьезная. И чем больше мнений мы услышим, тем лучше будет результат.

- Куда переводят детей? Общаетесь ли вы с жителями? Как они относятся к таким переменам, когда детям приходится ездить в школу за несколько километров?

Я сторонник того, что любую проблему необходимо проговаривать. Если возникает вопрос  - значит его нужно решать. Если родители обращаются в департамент образования, мы всегда выезжаем на место, особенно по таким острым вопросам. Обязательно встречаемся с населением, педагогами, самими обучающимися. Создается совет, в который войдут как педагоги, так и родители. Обязательно в такие советы нужно приглашать старшеклассников, которые тоже заинтересованы в  судьбе своей школы. И совместными усилиями принимается решение, как образовательная организация будет развиваться. Понятно, что удобнее обучаться в той школе, которая находится буквально в соседнем дворе. Это очень важно для обучающихся начальной школы. Кода дети маленькие, чем ближе школа, тем безопаснее. Но когда мы говорим о старших классах, то необходимо уже использование серьезного лабораторного оборудования, поддержка проектной деятельности, которая зачастую предполагает командный формат. Я предлагала и родителям, и педагогам начинать взаимодействие между образовательными организациями. Если есть определенные проблемы в организации образовательных процессов, то всегда можно найти ту школу, с которой можно дружить, обмениваться опытом, приезжать друг к другу на праздники, организовывать совместные проекты. Нужно коммуницировать между населенными пунктами для обеспечения достойного уровня качества образования. Такие решения о реорганизации, повторюсь, принимает естественно коллектив - коллектив учителей, родителей и учеников. Именно они принимают решение, как школа как организм будет развиваться дальше. А чтобы понимать, куда двигаться дальше, нужно изучать, оценивать все за и против, риски и последствия, знакомиться с жизнью соседних школ. Образовательная организация – это отдельная судьба. И нельзя одним росчерком пера сказать, что так будет правильно для всех. У каждой школы свои традиции, свои особенности. Поэтому каждый раз, когда возникают какие-то конфликтные ситуации, надо садиться за стол переговоров и вместе решать. Я всегда говорю родителям: «включайтесь в процесс». Если вас что-то не устраивает, то нужно выходить на диалог с администрацией района, предлагать какие-то свои решения по развитию. Просто сказать «нет». Но после того как говоришь «нет», нужно дальше принимать какие-то шаги. Нужно мыслить позитивно и думать каждый раз о развитии.

- Перейдем к кадровому вопросу. Куда уходят учителя? Из вашего доклада следовало, что несколько учителей нашли работу не по специальности, например, в торговле. Вы считаете это нормальным?

- Все зависит от каждого конкретного человека. Есть педагоги, которых приглашают на работу в администрацию района . Я знаю, что одного заместителя директора пригласили в Роспотребнадзор на административную должность. Если человек грамотный управленец, то он вполне может применить свои навыки и в других областях. То, что педагоги уходят совсем другие сферы, например, в торговлю, каждый человек вправе принимать те решения, которые он считает наиболее правильными. В любом случае, всем педагогам предлагается трудоустройство в образовательных организациях, которые находятся внутри района. Не все принимают это предложение, потому что кто-то на пенсию уходит, кто-то в Орел переезжает. Если происходит ликвидация школы, то ни администрация района, ни отдел образования никого из педагогов не оставляет без работы  - всем обязательно предлагается трудоустройство. В этом году есть вакансии в начальных школах. Это связано с тем, что в этом году у нас больше первоклассников. Требуются также учителя физики, иностранного языка. Эти специалисты трудоустраиваются в первую очередь. Но и остальным учителям мы обязательно предлагаем работу.

- Вы говорите, что главное – это сохранение и развитие сельской школы. Так какое же будущее ждет образование на селе?

- От развития школы во многом зависит, куда дальше село будет развиваться. Понимая серьезность этих задач, достаточно серьезные мероприятия проводятся для поддержания сельской школы. В частности, речь идет о проекте «Современная школа». Создаются так называемые «точки роста». 20 сентября они открываются по всей стране. В Орловской области 28 образовательных организаций в сельской местности станут действительно такими «точками роста». На сегодняшний день эти школы получили современное оборудование. Это и мультимедийная техника, и компьютерная техника, из совсем нового оборудования – VR-шлемы (или дополненная реальность). Серьезное внимание уделяется развитию в сельской школе современных технологий и цифровой образовательной среды. К 2021 году во всех сельских школах должен быть высокоскоростной интернет со стабильным трафиком. Кроме того, по программе «Успех каждого ребенка» в этом году ряд школ отремонтировали свои спортивные залы, оборудовали спортплощадки, приобрели инвентарь для того, чтобы развивались спортивные клубы и, у ребят была возможность заниматься спортом. Понимаете, уделяется внимание не только образовательным программам, но и состоянию здоровья школьников.

Еще одна задача, которая стоит перед нами – развитие предпрофильного и профильного образования. Это делается для того, чтобы ребята, окончившие 9 или 11 классов, не уезжали из села. Важно, что если бы они уезжали в города для получения среднего профессионального образования, они понимали, что есть необходимость и есть смысл вернуться в свое родное село, потому что там есть для них работа. Работа, которая, так или иначе, связана с агропромышленным комплексом. Мы прекрасно понимаем, что Орловская область – это аграрный регион. Поэтому я считаю, что нашей молодежи нужно дать возможность со старших классов получать уже предпрофильные знания о том, какие профессии будут востребованы на селе в ближайшем будущем. На сегодняшний день создана рабочая группа, в которую вошли сотрудники департамента образования, директора школ, педагоги. Эта группа будет работать над проектом «Агрокласс», который планируется запустить в следующем году в сельской школе. Ребятам расскажут, какие профессии сегодня могут оказаться интересны для них в сельском, лесном хозяйстве, животноводстве и других сферах, что будет в будущем. Обязательно будем говорить о том, как IT-технологии входят в сельское производство. Например, сейчас достаточно активно в сельском хозяйстве начинает использоваться искусственный интеллект, беспилотные летательные аппараты - дроны и т.д. Для нынешних школьников это может быть и игрушка, но они увидят, что в будущем эта игрушка может обеспечивать сельское хозяйство, а тот навык, который они получат может им пригодиться в работе. Мы говорим о программировании, биотехнологиях. Это достаточно серьезные профессии, о которых ребятам сейчас, может, ничего и неизвестно, но для того, чтобы они понимали, что они востребованы нашим сельским хозяйством, надо об этом говорить. Современные технологии, опять же интернет пространство, позволяет нам на сегодняшний день использовать такую онлайн-платформу, как «Билет в будущее». Эта платформа позволяет каждому школьнику проходить предпрофильное тестирование. Для каждого ребенка в зависимости от его особенностей, склонностей и характера формируется профессиональный навигационный маршрут. Это не просто профориентация, это уже своего рода профнавигация. Платформа создана для того, чтобы к окончанию 9 класса ребята делали осознанный профессиональный выбор. Мы так запланировали, что у нас очевидно Краснозоренский и Орловский районы уже готовы участвовать в этом проекте. Иными словами, есть те образовательные организации, которые имеют очень хорошее сотрудничество с агропромышленным комплексом на сегодняшний день. Готов поддержать нас департамент сельского хозяйства, готов с нами сотрудничать аграрный университет. Создается надежная рабочая группа, которая поможет нам в 2020 году запустить проект «Агрокласс».

В регионе есть несколько малокомплектных сельских школ, которые довольно успешно развиваются за счет того, что внутри сельских поселений обеспечивается межведомственное взаимодействие,  а также взаимодействие с представителями агропромышленного комплекса. В качестве примера могу привести Плосковскую среднюю школу. В помещениях одновременно занимается дошкольная группа, учебные классы с лабораториями, дом культуры, сельская библиотека, фельдшерско-акушерский пункт. И таким образом, школа получается социально-культурным центром, все процессы которого происходят внутри одной образовательной организации.

Второй очень интересный пример, который заслуживает внимания – это Малиновская средняя школа. Она расположена в небольшом населенном пункте. Школа сама по себе малокомплектная. Но в этом селе идет очень серьезная поддержка со стороны попечителя – руководителя животноводческого предприятия. За счет этого плотного взаимодействия в школе есть и современное оборудование, и ремонтные работы обеспечиваются, и театр работает, и исторический музей. Школа развивается.

Есть уверенность, что у сельской школы очень хорошее будущее. С теми процессами сложными, которые в некоторых районах идут, мы сможем справиться. Ведь то, о чем я выше сказала – действительно очень серьезные намерения. Старт таких серьезных проектов дают возможность сельской школе получить билет в будущее.

- Идет ли молодежь работать в сельские школы?

Молодежь в сельских школах есть и в достаточно большом количестве. Ребята, которые пришли в школу после колледжа или института, получают надбавку как молодые специалисты,  а также «сельскую» надбавку. Плюс они получают единовременную выплату на обзаведение хозяйством. Также мы ожидаем внедрение проекта «Земский учитель». Он стартует в 2020 году. Мы уже подали заявки в Министерство просвещения на те вакансии, которые есть в образовательных организациях. И я уверена, что молодежь по этой программе пойдет в село. С одной стороны, ожидается хорошая выплата – 1 млн рублей, а с другой стороны, на пять лет будет подписан договор со специалистом, причем возраст не ограничен. Это может быть и молодой специалист, и зрелый педагог, который в образовательных организациях уже наработал определенный опыт. Думаю, с программой «Земский учитель» выпускники педагогических вузов будут более активно приезжать на село.

Но помимо материальной, важна и моральная поддержка. В Орловской области хорошо развито конкурсное движение. У нас хорошо работает коллектив молодых педагогов «Учительское единство». Это победители и призеры конкурса «Учитель года». Люди, которые в разные годы побеждали в этом конкурсе, не теряют друг друга, общаются, обмениваются опытом, готовы сотрудничать с молодыми педагогами, готовы их поддерживать, давать советы, как грамотно войти в профессию, чтобы не разочароваться. Если в течение первого года педагог не загорелся, то можно молодого педагога потерять. А если у молодого педагога есть наставник в лице такого коллектива творческих людей, то в профессии он уже чувствует себя на своем месте.

- Что с зарплатами учителей? Всем же понятно что «показных 25 тысяч» они не получают. Тем временем, Васильева в Госдуме заявила, что только оклад должен быть 70% от средней по региону. Будут повышать?

- Те цифры, которые мы озвучиваем– 24 800 рублей – это средняя зарплата учителей по региону от молодых до более опытных специалистов. Есть педагоги, которые получают значительно больше. Это, например, сотрудники сельских школ, так как им предлагается 25%-ная надбавка. Надбавку получают и молодые педагоги в первые три года после окончания вуза. При этом есть небольшая часть педагогов, которые получают более низкую заработную плату. Это связано с тем, что не у всех педагогов нагрузка на полную ставку. Кроме того, заработная плата состоит из базовой части и стимулирующих выплат. В базовую часть входят отработанные часы, классное руководство, заведование кабинетом, проверка тетрадей. А есть стимулирующая надбавка, которая дается за результативность. Она дается в случае, если ребята показывают высокие результаты на государственных экзаменах, в проектной деятельности, на олимпиадах и т.д. В плане повышения заработной платы: думаем, думаем... В любом случае, мы сейчас работаем над документом, который связан с системой оплаты труда, и небольшое повышение заработной платы будет. Но, хочу заметить, что те цифры, которые озвучивались на горячей линии с президентом, таких зарплат у нас в регионе нет. Мы проверяли по каждой образовательной организации. 10 800 рублей – это оклад. А к окладу, как я уже сказала, есть надбавки. Суммируя все надбавки, минимальные границы – это прожиточный минимум. А все остальные надбавки и дают ту сумму – 24 800 рублей.

- Вы внедряете тему с проведением уроков в музеях. За чей счёт учитель должен везти туда детей? Как организован этот процесс?

- Проект «Урок в музее» отрабатывается на сегодняшний день Краеведческим музеем. Учеников по разным темам приглашают на «живой урок», экскурсию ведет сотрудник музея. Приходить на такие уроки ребята могут как в учебные дни с педагогом, так и в выходные дни с родителями. Чем интересен урок в музее, так тем, что это совершенно другой взгляд на общеобразовательную программу. Любой человек устроен так, что чем больше новой информации, тем выше интерес и мотивация. Тем более, что в наших музеях совершенно замечательные экспозиции и творческие сотрудники, которые преподносят ту же самую информацию, что и в учебнике, но в другом исполнении. Когда окунаешься в обстановку тех произведений, если мы про литературу говорим, получаешь совершенно иное восприятие художественных произведений. То же самое и с уроками истории, географии. Цель – чтобы дети пришли в музеи, которые пока совершенно незаслуженно являются невостребованными. Хотя я бы не ограничивалась только музеями. У нас совершенно замечательная заповедная зона «Орловское полесье»: биология, география – все можно проводить там. Когда ребенку интересно, то он и результаты показывает совсем другие. Сегодняпосещение музеев в Орловской области платное. Но я думаю, по взаимодействию с музеями и родителями эти все вопросы решаемы. За чей счет передвижение? У нас есть школьные автобусы, которые пока ходят исключительно по школьным маршрутам, но в Министерстве просвещения стоит вопрос, чтобы школьные автобусы можно было задействовать и в экскурсионной деятельности. Сейчас готовятся соответствующие документы, вопрос прорабатывается с Госавтоинспекцией. Важно понимать, что это, в первую очередь, вопрос обеспечения безопасности.

- В последнее время в Орле начали проводить акции типа «Зарядки с чемпионом». Как правило, они проходят по субботам. Учителя должны собирать свои классы и вести на площадь Ленина. Вроде бы все круто, но почему вдруг учителя должны в свой выходной этим заниматься? Почему никто за это не доплачивает? Одно дело были бы зарплаты по 30 тысяч, но они лишь на бумаге. Не кажется ли ей это несправедливым? Мы ни при коммунизме живём.

- Если мы говорим о трудовом кодексе, то если суббота – не рабочий день, то оплата должна быть в двойном размере. Но многие школы региона работают по субботам. И в рамках этого шестого рабочего дня педагогов и приглашают на эти мероприятия. Не обязательно задействовать учителей. Есть и родители. А суббота – традиционно является тем днем, когда ребята с удовольствием общаются с родителями, а родители со своими детьми. Выходные – это как раз те дни, когда можно создавать условия для такого творческого общения родителей с детьми. Сейчас в городе проходит большое количество мероприятий, направленных на развитие и семейных отношений, и на поддержку молодых семей. С учителями проще организоваться, но я думаю, что правильнее все-таки взаимодействовать с родителями. Это способствует укреплению семьи и помогает родителям взглянуть на своего ребенка другими глазами. Опыт таких образовательных суббот есть во многих регионах.

- Хотелось бы затронуть тему второй смены. Как этот вопрос решается в регионе? Сколько школ еще работает в две смены?

- Во вторую смену в основном работают школы в Орле и других городах области. Что делается для решения этой проблемы? Мы подали заявку в министерство просвещения и уже получили подтверждение на начало строительства в 2021 году школы в Орле на 1 225 мест. Сейчас готовится проектно-сметная документация. Есть еще заявка на строительство школы в Орловском районе и в Ливнах. Как сократить вторую смену и совсем от нее уйти? Это вопрос не только нового строительства, но и вопрос демографии. Если мы начнем хорошо строить, хотя бы по одной школе в год, думаю, в течение пяти лет вопрос этот можно будет решить. Главное начать.

- Как вы оцениваете качество образования в регионе? С какими проблемами еще приходится сталкиваться? И как их планируется решать?

- Качество образования в Орловской области оценивается очень хорошо, если сравнивать с другими регионами России. У нас работают талантливые и заинтересованные в своей профессии педагоги. Это подтверждается и результатами государственной итоговой аттестации, и всероссийскими проверочными работами, и внутренними диагностиками. Стоит также отметить, что в этом году мы имеем 50 стобалльных результатов: 47 одиннадцатиклассников имеют 100 баллов по разным дисциплинам, еще трое считаются мультибалльниками. Сейчас уже можно говорить о выпускниках, которые не получат аттестат. В этом году это всего четыре человека. И то это те ребята, которые в этом году не захотели пересдавать базовую математику. В прошлом году таковых было 16. Получается, с одной стороны мы имеем высокие результаты, а с другой – сокращаем число неуспешных сдач. Есть чем гордиться. А то, что касается проблем, они есть всегда и во всем. Если проблемы не видеть, это значит жить в розовых очках и не ставить перед собой высоких задач на дальнейшее развитие. Надо заниматься предпрофильной и профильной подготовкой, чтобы ребята более осознанно подходили к своему будущему. Необходимо также развивать среднее профессиональное образование. В этом году был хороший конкурс. Когда молодежь видит, что рабочие профессии востребованы, они принимают решение и поступают в средние профессиональные учреждения. На сегодняшний день мы говорим о том, что надо закупать современное оборудование, в том числе и в средние профессиональные организации. Хочется более высоких темпов. Все будет. Национальный проект «Образование» даст хорошие возможности для того, чтобы значительно повышать качество образования.

 

Беседовала Елена Торубарова