Как Банк России может влиять на цены в магазинах?

icon 04/12/2018
icon 12:00
Как Банк России может влиять на цены в магазинах?

Автор:

Эксперты объясняют основные экономические моменты и рассказывают о связи ключевой ставки ЦБ РФ и стоимостью товаров и услуг.

Год от года мы наблюдаем рост цен на товары и услуги в магазинах, платежках ЖКХ и других счетах. Нормально ли это? Можно ли сделать так, чтоб цены не росли или даже снижались? Почему Центробанк выбирает именно такую политику и как в целом влияет на экономику России? На эти и другие базовые вопросы отвечали эксперты регулятора.

 

Если «заморозить» цены?

Человеку, который не вникает глубоко в вопросы экономики, со стороны может казаться, что нет ничего проще, чем директивно «заморозить» цены в магазинах. Можно же просто издать такой указ, который запретит менять стоимость товара. Тем более что многие вспоминают Советский Союз, испытывая ностальгию именно по той стабильности, которую он создавал. Однако те, кто застал времена СССР, должны помнить, что кроме стабильных ценников в магазинах, которые могли не меняться годами, было и еще кое-что – тотальный дефицит товаров, гигантские очереди и такое явление, как «достать по блату». Как бы нам ни хотелось, а одно без другого вернуть не получится, так как «замороженные» цены и дефицит востребованных товаров неразрывно связаны.

Дело в том, что цена – это своего рода финансовый язык, с помощью которого общаются потребители и производители. Последние, изменяя цену, могут управлять спросом. Чтобы увеличить спрос, нужно снизить цену и, наоборот, если спрос высок, чтобы он не превысил предложение, стоимость нужно поднимать. В то же время, если спрос падает, а снижение цены не помогает, значит, товар и вовсе нужно снимать с производства. Это простые и понятные сигналы от потребителей, которые производитель может считать, если у него есть возможность управлять ценой.

Что происходит, если цены «заморожены»? Посмотрим на очень упрощенном примере. Швейные фабрики выпускают шапки красного и синего цветов. Но цена на них одинаковая, и закон запрещает ее менять. Предположим, что красные всем нравятся, и их раскупают, а синие никто носить не хочет. В итоге первые станут дефицитным товаром, а вторые будут производиться с избытком. И прежде чем производители поймут, что один из товаров никому не нужен, синими шапками будут завалены и полки магазинов, и склады. Но фабрика, которая их шьет, не сможет переключиться на производство другого товара, пока не будут распроданы синие шапки.

Давайте вспомним прилавки магазинов того же Советского Союза. Очень многих товаров просто-напросто не хватало, а другая часть не пользовалась спросом и пылилась на складах и полках. Какой-нибудь магнитофон, телевизор или холодильник можно было достать только через знакомства среди кладовщиков и сотрудников магазинов. Даже за колбасой выстраивались очереди.

Цена ко всему прочему влияет еще и на качество товара. А если ее нельзя изменить, то зачем улучшать качество? Все равно же продукт уйдет в магазины по фиксированной стоимости. Поэтому «заморозка» цен приведет только к застою экономики и пустым полкам. А это никому не нужно.

 

К чему приведет постоянное снижение цен?

Рассмотрим другой вариант. Если «заморозка» цены останавливает экономику, то пусть цена будет подвижной, но только в одном направлении – в сторону уменьшения.

Это явление, когда продукты начинают дешеветь, противоположно инфляции и называется дефляцией.

Поначалу, наверное, жители страны будут радоваться. К примеру, вчера покупал палку колбасы за 300 рублей, а завтра ее можно будет купить за 295, послезавтра за 290 и так далее. Однако какой очевидный вывод сделает население? Нужно подождать! Потерпеть без колбасы неделю, а потом сэкономить. Некоторые товары можно и вовсе ждать месяц или два. Понимаете, к чему это приведет? Сегодня вы не купите палку колбасы. Деньги не придут на завод. Владелец не сможет выплатить зарплату своим сотрудникам. И тогда завтра эти люди просто не смогут купить то, что производит компания, в которой работаете вы. Движение денег начнет тормозиться, экономика сторнировать. Когда все ждут снижения цены и ничего не покупают, предприятия будут вынуждены остановить производства и увольнять людей. Начнется настоящий экономический коллапс.

Поэтому получается, полезнее всего для экономики рост цен. Не стремительный и неконтролируемый, а небольшой и управляемый. Для нашей страны, по мнению экспертов, оптимальной будет небольшая инфляция около 4% в год.

– Цель Банка России – обеспечение ценовой стабильности, удержание инфляции вблизи 4%. Низкая, предсказуемая инфляция является необходимым условием для сохранности доходов и сбережений. Все решения по ключевой ставке, которые принимает Совет директоров Банка России, направлены на достижение нашей цели по инфляции, – рассказывает в интервью изданию «Медиакорсеть» Алексей Заботкин, директор департамента денежно-кредитной политики Банка России.

 

Как Банк России может регулировать инфляцию?

Ключевая ставка Центробанка – это процент, под который коммерческие банки могут занимать деньги у регулятора или размещать средства на его депозитах. Это основной инструмент, который позволяет ЦБ РФ осуществлять денежно-кредитную, или, другими словами, монетарную политику в рамках нашей страны. То есть, изменяя ключевую ставку, Банк России управляет экономикой.

Происходит это так. Когда ключевая ставка повышается, то вслед за этим банки тоже вынуждены повышать процент по своим кредитам. Если ставка снижается, то банки могут предлагать населению более выгодные кредиты. Это напрямую влияет на стоимость денег. Дорогие кредиты возьмут меньше людей, на эти кредиты будет куплено меньше товаров, спрос упадет. Тогда производители будут вынуждены снижать цены, чтобы вернуть интерес к покупкам у своих клиентов. Если же проценты по кредитам снижаются, то это приводит к увеличению спроса. Причем по цепочке спрос увеличивается также почти на все товары – инфляция растет.

Банк России отвечает за то, чтобы темпы роста потребительских цен были не слишком большими, но и не слишком маленькими.

Нужно понимать, что изменения ключевой ставки не отражается моментально на стоимости товаров и услуг. Для того чтобы изменение дошло до потребителей (до нас с вами), нужен временной интервал в 3–6 кварталов. Получается, что влияние ключевой ставки Банка России хотя и не всегда заметно обычному человеку, но оно есть, и мы сталкивается с ключевой ставкой каждый раз, когда идем за покупками.

 

Если резко снизить ключевую ставку?

Резонно возникает вопрос, если у Банка России есть возможность влиять на цены в магазинах, почему бы не делать это почаще? Было бы здорово взять и резко снизить ставку – деньги подешевеют, станут доступнее. Люди смогут позволить себе больше, и экономика пойдет вверх стремительными темпами.

Увы, но резкое снижение процентной ставки может дать обратный эффект. Если резко снизить ключевую ставку и сделать деньги слишком дешевыми, то люди могут ринуться сметать товары с полок магазинов. При резком увеличении спроса продавцы так же резко увеличат цены, в итоге инфляция непомерно возрастет, что только навредит экономике.

К тому же вовсе не факт, что резкое снижение ключевой ставки заставит коммерческие банки удешевить кредиты. Аналитики банков понимают, что резкое снижение ставки приведет к разгону инфляции. Они начнут закладывать в стоимость кредитов эти риски, что в итоге приведет к увеличению процентов.

 

Личная и официальная инфляция

Порой, приходя в магазин, нам кажется, что продукты подорожали больше, чем составляет официальная инфляция. В прошлом году, согласно статистике, инфляция составила 2,5%, а по итогам этого года прогнозируется на уровне 3,8–4,2%. Но когда в супермаркете мы видим, что наш любимый сыр стал продаваться на 10% дороже, нам кажется, что статистика что-то недоговаривает. Тут нужно понимать два ключевых момента.

Во-первых, официальная инфляция учитывает стоимость не отдельных конкретных товаров, а удорожание продовольственной корзины основных товаров. Обычно в расчет берут около 500 основных наименований продуктов и услуг. Что-то дорожает больше, чем на 4%, что-то меньше, а что-то и вовсе дешевеет. А итоговый показатель инфляции является средним значением с учетом изменения цены всех этих продуктов. Также учитывается и то, как часто мы приобретаем товары и услуги. Продукты питания нам нужны каждый день, а автомобили приобретаются раз в несколько лет. Все это учитывается при расчетах.

Во-вторых, на субъективность нашего восприятия влияет и то, что мы оцениваем удорожание тех продуктов, которые привыкли покупать. Например, люди с более высоким достатком чаще приобретают импортные товары, которые могут подорожать сильнее еще и из-за других факторов – изменения курса валют или проблем логистики. Статистика же беспристрастна. Ей безразличны наши предпочтения, она учитывает общую картину в целом.

Если вы хотите узнать свой личный индекс инфляции, то это можно сделать. Он покажет, насколько стали дороже именно те товары, которые вы привыкли покупать. Для этого сначала сформируйте список продуктов и услуг, которые составят вашу личную потребительскую корзину. Внесите в нее продукты питания, одежду, услуги, лекарства, развлечения – в общем, все то, что вы покупаете часто. Затем начните наблюдать за ценами на эти товары и фиксируйте их хотя бы в течение года. Если период наблюдения будет меньше, то вы можете пропустить сезонность на те или иные продукты. Логично, что в сезон товар стоит дешевле, чем в период, когда он в дефиците. После на основе наблюдений высчитайте собственный индекс инфляции – разделите стоимость корзины в конце периода наблюдения на стоимость этой же корзины в начале периода наблюдения. Можно сделать это так, как считается официальная инфляция: сравнить декабрь к декабрю.

Если вы хотите подробнее изучить тему инфляции, посетите сайт «Финансовая культура». Он был специально разработан для повышения уровня финансовой грамотности россиян. Можно начать с изучения информации по этой ссылке.