«За день было придумано и преступление, и назначен виновный» За что преследуют начальника УМИЗ Орла Максима Лобова. Репортаж «ОН»

icon 22/12/2017
icon 18:00

©

Советский районный суд Орла 22 декабря отказал начальнику УМИЗ Максиму Лобову в жалобе на постановление следователя Марии Позняк о возбуждении в отношении него уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями. Заявление на Лобова написал мэр Орла Василий Новиков, его обвинили в продаже акций «Базы строительных товаров» по заниженной стоимости. Сам Лобов в суде заявил, что физически не мог повлиять на определение стоимости акций, а в своих действиях руководствовался исключительно требованиями закона. За заседанием наблюдал корреспондент «Орловских новостей».

В 2016 году Орловский городской совет единогласно проголосовал за включение акций муниципального ОАО «База строительных товаров» в прогнозный план приватизации. Летом 2016 года акции были проданы за 23,5 миллиона рублей. Тогда – никаких вопросов к реализации муниципального пакета (100%) ни у кого не возникло. Однако 19 сентября 2017 года мэр Орла Василий Новиков пишет заявление на имя следователя УМВД Марии Позняк, в котором просит провести проверку и привлечь к ответственности лиц, продавших акции БСТ по заведомо заниженной стоимости. В тот же день Позняк возбуждает в отношении Максима Лобова уголовное дело по части 3 статьи 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). По статье, предусматривающей наказание – до 10 лет лишения свободы.  По данным следователя, Лобов причинил ущерб администрации Орла в сумме 23,1 миллиона рублей.

На период следствия Лобова отстранили от должности и за это время успели найти ему сменщика – бывшего наркополицейского из Брянска Максима Диордиева. Сам Лобов обжаловал возбуждение в отношении него дела в суде. Заседания несколько раз откладывались, но 22 декабря оно все же состоялось.  Оно началось с того, что адвокат начальника УМИЗ г-н Капустянский попросил следователя представить отчет об оценке акций, который делал независимый эксперт ООО «Энергоаудит – Орёл». Этот отчет по ходатайству защиты запрашивал у следствия суд. Мария Позняк отчет предоставила, однако выяснилось, что в нем отсутствуют 30 страниц.

- В чём дело? – поинтересовалась у следователя судья Гапонова.

Следователь ответила, что отсутствие страниц не имеет значения. «Что я посчитала нужным, то и представила. Материалы предоставлены суду в полном объеме», - сказала она.

- Но 30 страниц отсутствует! – вознегодовал адвокат Лобова.

- Никто не требовал предоставить отчет полностью, - невозмутимо ответила следователь.

- Так суд вас обязал! – не успокаивался защитник.

- Просили отчет, вот – отчет, - спокойно сказала Позняк и заняла свое место.

 Капустянский заявил, что дело было возбужденно безосновательно. «Мы считаем, что реализация пакета акций была проведена в соответствии с законом. Независимая компания проводила оценку, оценивалась, в том числе, стоимость земельного участка. В отчете, который предоставили мы и заверенном экспертом, содержится расчет стоимости этого земельного участка, - как раз на тех 30 страницах, которые отсутствуют в отчете, представленном сегодня следователем. Факт незаконного возбуждения дела, полагаю, налицо», - сказал Капустянский.

На это Мария Позняк ответила, что оснований для отмены ее постановления нет. А что до оценки, так ее предметом и вовсе являлся объект, расположенный по адресу на улице Михалицына, в то время, как «База строительных товаров» расположена на улице Городской. «Акции были реализованы по значительно заниженной стоимости», - еще раз сказала Позняк.

- А чем подтверждается выгода и заинтересованность Лобова? – поинтересовался адвокат.

- Действиями не в интересах администрации Орла, - ответила следователь.

- А какие именно действия Лобова были направлены на занижение стоимости?

- Подготовка документов. Кроме того, он нашел компанию, которая будет оценивать акции, и полностью реализовал этот проект.

- А вы знаете, что объявление УМИЗ было размещено на всех площадках, в том числе в СМИ, а количество участников торгов было неограниченным?

- Да, - ответила Позняк, а после череды уточняющих вопросов сказала: - Я не могу понять, что вы от меня хотите услышать?! Причастен Лобов или не причастен к преступлению? Я вам скажу: ему предъявлено обвинение, он отстранен от должности. Расследование дела находится на завершающей стадии.

После обмена репликами суд огласил материалы дела. Далее со своим заключением выступила прокурор Курилова. Она сразу же пояснила, что считает постановление следователя о возбуждении дела законным, а суд в рамках рассмотрения жалобы не вправе оценивать виновность или невиновность лица. Эти вопросы, в случае, если дело будет направлено в суд для рассмотрения по существу, должны решаться там.

Слово снова взял адвокат Капустянский. Он снова обратился к отчету, в котором отсутствует 30 страниц, а также заявил, что Лобов, являясь начальником УМИЗ, не принимает никаких единоличных решений. «О включении акций в план приватизации голосовал городской Совет, в том числе мэр Орла Новиков, в документах имелось заключение КСП, все документы рассматривали депутаты. Более того, акции были проданы даже дороже, чем сумма, вменяемая Лобову в качестве ущерба», - отметил адвокат.

Сам Максим Лобов также выступил в суде. Он заявил, что все действия по продаже пакета акций БСТ были проведены в полном соответствии с законом. «И, как результат, за выполнение требований закона на меня возбуждено уголовное дело», - отметил начальник УМИЗ. Он рассказал суду процедуру приватизации муниципального имущества, которая начинается с решения горсовета, далее следует проведение независимой оценки, проведение публичных торгов и, в конце, заключение договора купли-продажи.

«Если исполнение требований федеральных законов приводит к возбуждению уголовного дела, то каким законом я должен был руководствоваться?» - задался риторическим вопросом Лобов.

Он также обратил внимание суда на то, что до заявления мэра в полицию к сделке не возникало вопросов ни у горсовета, ни у КСП, ни у КРО. «Исходя из текста данного обращения, содержащего специфические юридические термины и адресованное непосредственно следователю, можно предположить, что, вероятно, оно было подготовлено по просьбе и под контролем самого следователя. Таким образом, напрашивается вывод, что в один день было придумано и преступление, и назначен виновный», - сказал Лобов.

Продолжать дальше суд ему не позволил. Впрочем, по объективным причинам: на данном заседании рассматривалась лишь законность возбуждения дела, но речь Максима Лобова являлась выражением его мнения на само предъявленное обвинение. А этот вопрос выходит за рамки данного заседания. Тем не менее, «Орловские новости» считают возможным опубликовать текст заявления Лобова ниже.

После того, как все стороны высказались, председательствующая отправилась в совещательную комнату для вынесения решения. Через 20 минут она вернулась, огласив, что постановление о возбуждении дела было вынесено следователем законно.  


 

Денис Волин, из зала суда