27 сентября Орловская область отметит 80-летие со дня своего основания. В преддверии праздника «Орловские новости» в сотрудничестве с доктором исторических наук, профессором РАНХиГС Виктором Ливцовым продолжают серию материалов, посвященных истории края. Вторая часть цикла посвящена развитию региональной экономики.

По мере того, как граница государства все дальше отодвигалась на юг, крепости Орловского края утрачивали свое оборонное значение и упразднялись. В 1654-1680 годах в регионе активно развивается торговля. В это время регион становится крупнейшим в стране распределительным пунктом соли – главного товара в условиях полунатуральной экономики – в верховьях Оки. При этом орловский соляной рынок находился в руках московских, коломенских и калужских купцов.

К XVIII веку в Орле, центре региона начали развиваться мануфактурное производство и торговля. В 1722 году возник пенькопрядильный цех, объединивший 29 ремесленников. Изделия из волокон конопли в XVII-XIX веках играли чрезвычайно важную роль в экономике и военном деле – из конопли изготавливались грубые рогожные ткани, веревки и канаты. Орловская пенька была одним из важных составляющих российского экспорта, значительная часть английского флота была снаряжена веревочной оснасткой из России. Широко использовалось и конопляное масло.

Регион становится одним из всероссийских центров хлебной торговли – нового массового товара, который формировал рынок. В регионе происходила перевалка товаров, прибывших с юга гужевым транспортом. В период навигации эти грузы сплавлялись по Оке в Калугу, Москву, Коломну. Для ускорения сплава и возвращения судов назад использовался труд бурлаков.

К середине XVIII века экономическое значение региона еще более возросло по мере развития российского рынка. В этот период через Орловскую пристань из южных губерний хлеб, воск, конопляное масло, кожи, ремесленные товары пошли не только в Москву, но и на Балтику – Санкт-Петербург, Ригу, и на Волгу – в Нижний Новгород. О важном общегосударственном значении края можно судить по тому факту, что торговлю здесь вели, как местные, так и московские, тульские, калужские, новогжатские и другие купцы.

Развивается в регионе и промышленное производство. В 1834 году было открыто первое металлообрабатывающее предприятие московского мастера А. Воробьева, на котором отливались колокола для церквей. В 1855 году был основан чугуноплавильный завод братьев-купцов П.Н. и А.Н. Перелыгиных, с 1901 года – завод М.М. Хрущева, ныне завод «Текмаш». В 1868 году создано механическое заведение прусского поданного Э.О. Кале, выпускавшее металлические изделия бытового назначения. С него берет начало завод им. Медведева. В 1869 году образованы мастерские технического комитета губернского акцизного управления, сейчас завод «Продмаш».

Важнейшую роль в развитии рыночной экономики играют пути сообщения. XIX век был назван веком пара и электричества. К середине века в России разворачивается широкое железнодорожное строительство. В 1868 году через Орел были проведены железные дороги в направлениях Москва-Орел и Орел-Рославль. В 1870 году открыто движение на участке Орел-Елец. Орел, долгое время бывший перекрестком водно-гужевых торговых потоков, теперь становится важнейшим железнодорожным узлом, связывающим южные регионы России с центральными и западными.

С открытием железнодорожного движения значение водного пути уменьшилось. Орловская пристань, разрушенная наводнением 1868 года, окончательно прекратила свое существование. По железным дорогам теперь ежегодно вывозилось в среднем 5,5 млн пудов хлебных грузов, 437 тыс пудов пеньки, 500 тыс пудов конопляного масла, 70 тыс пудов мяса. Это в разы превышало масштабы речной торговли.

Российские реформы 1860-1870 годов внесли значительные изменения во все сферы жизни города Орла. Получило развитие банковское дело. С 1864 по 1883 годы в Орле действовал городской общественный банк. В 1865 году было создано отделение Государственного банка.

В 1895 году в Орле начала работать электростанция, впервые на улицах и в некоторых домах города появилось электрическое освещение. Событием всероссийского масштаба стал тот факт, что Орел стал третьим городом в Российской империи (после Киева и Нижнего Новгорода), где в 1898 году было открыто трамвайное движение.

 

Ссылки по теме: История края к 80-летию Орловской области. Часть 1. Под властью захватчиков