«Оборудование на станции абсолютно безопасно» Майоров прокомментировал свое заявление в суде

icon 13/03/2017
icon 11:41
Главная новость
«Оборудование на станции абсолютно безопасно» Майоров прокомментировал свое заявление в суде

Автор:

На минувшей неделе «Орловские новости» опубликовали часть выступления в суде по уголовному делу Смоленской строительной компании (руководство обвиняется в хищении 200 млн рублей на строительстве станции обезжелезивания) гендиректора проектной организации ООО «Экобизнеспроект» Сергея Майорова. В частности, он заявил, ссылаясь на заключение эксперта, что метод очистки воды, используемый на станции, способен вызывать раковые заболевания. Эта публикация вызвала большой резонанс. 13 марта региональные власти заверили, что станция абсолютно безопасна, сам Сергей Майоров также отметил, что его слова поняты превратно. В связи с чем «Орловские новости» публикуют текст его комментария на тему своего выступления.

Сергей МАЙОРОВ:

Пришло время дать разъяснения по информации, которая попала в средства массовой информации. Для начала хотелось бы немного экскурса в историю вопроса. В 2012 году в Орелгосэкспертиза на рассмотрение поступил проект модернизации системы водоснабжения, предполагающий строительство станции обезжелезивания на территории III подъема Южно – Кромского водозаборного узла, о котором сейчас и пойдет речь. В 2012 году я был привлечен к рассмотрению данного проекта в качестве внештатного эксперта Орелгосэкспертиза. Ознакомившись с технологической частью проектной документацией по станции обезжелезивания, у меня возникла масса вопросов (первоначально 64 вопроса).

Дело в том, что в технологии обезжелезивания для окисления растворенного железа используются железобактерии. Обратившись к литературе и доступной информации в интернете можно свободно подчерпнуть информацию о железобактериях. Сами по себе эти железобактерии не представляют опасности для организма человека, однако продукты их жизнедеятельности канцерогенны. Канцероге́н — это факторы окружающей среды, воздействие которых на организм человека или животного повышает вероятность возникновения онкологических заболеваний. (Википедия). О канцерогенах мы знаем много из средств массовой информации,  они окружают нас повсюду и в овощах, жирной и жаренной пище, при этом мы не отказываемся от продуктов или предположим шашлыка, в котором немало канцерогенов. Но с другой стороны не хотелось бы, чтобы эти вещества попадали в наш организм еще и с водой.

Конечно, есть множество других методов обезжелезивания воды, но отчасти одни не подходили для состава нашей воды. Другие были намного более затратные, как при строительстве, так и при эксплуатации, что в свою очередь существенно повлияло бы на тарифы на водоснабжение в сторону повышения.

Технология обезжелезивания методом железобактерий была мне не по душе, но эксперт не может пользоваться своим субъективным мнением, а основополагается на нормы и требования нормативных документов, в том числе и санитарных правил.

Так, при проведении экспертизы проекта все замечания эксперта подтверждаются сноской на тот или иной пункт нормативного документа. Поэтому моей главной задачей при проведении экспертизы было, не только проверить соответствие проекта строительным нормам и правилам, но и обратить внимание на санитарную безопасность. Проектной организацией ООО «Эководстрой» совместно с проектом были представлены материалы, подтверждающие санитарную безопасность применяемой технологии и оборудования. По результатам рассмотрения документации, в проектную документацию были внесены корректировки, а также представлены расчеты режима работы, уточнены характеристики водоочистного оборудования и проверены режимы подачи воды населению.

Могу сказать, что экспертиза проекта была длительной в связи со сложностью проекта. По вопросам данного проекта я консультировался со специалистами НИИВОДГЕО (ведущим институтом в области водоподготовки и водоочистки нашей страны). Как раз в конце мая месяца в 2012 году в Москве проходил международный конгресс Экватек, в котором я участвовал – самый крупный конгресс в области водных технологий в России. Таким образом, учитывая все аспекты и представленные ООО «Эководстрой» откорректированные материалы, мною было предложено положительное заключение по данному проекту.

Могу и сегодня подтвердить, что данный вид очистки с использованием оборудования, которое заложено ООО «Эководстрой» в проекте и установлено на станции обезжелезивания Орла  абсолютно безопасен для человека. Если бы проект не удовлетворял хотя бы одному пункту нормативного документа, то проект не получил бы положительного заключения экспертизы.

Проектом предусмотрена защита от попадания железобактерий и их продуктов жизнедеятельности в сеть питьевого водоснабжения. Некоторые могут сказать, что есть человеческий фактор. Мол, мало ли что может случиться.

Уверен, что специалисты Орелводоканала, которые эксплуатируют данную станцию, а со многими я общался, способны эксплуатировать данную систему в безаварийном режиме. И даже в случае аварии система предусматривает защиту от попадания продуктов жизнедеятельности железобактерий в сеть централизованного водоснабжения в автоматическом (я подчеркиваю – в автоматическом режиме).

Теперь о сегодняшнем дне и той информации, которая попала в СМИ. К сожалению, информация была преподнесена частично и соответственно воспринята с тревогой. Тем более под заголовками «Станция обезжелезивания в Орле может вызывать раковые заболевания» или «Орловская станция обезжелезивания может спровоцировать онкологию».

Как уже отмечали СМИ, строительство станции обезжелезивания «сопровождалось чередой скандалов и сменой нескольких подрядчиков». И если у многих, кто участвовал в борьбе за станцию обезжелезивания все уже в прошлом, то у меня она не заканчивается уже 6-ой год. Одним из самых крупных скандалов был скандал с так называемым монтажом водоочистного оборудования. Так, при производстве работ «Смоленской строительной компанией», работники управления капитального строительства по Орлу вовремя обратили внимание, что элементы, из которых производилась сборка оборудования, отличаются от проектного. Опять же, руководство УКС г. Орла обратилось ко мне с просьбой дать оценку тем элементам оборудования, которое находилось на строительной площадке. Я неоднократно, совместно с руководством УКС выезжал на площадку строительства для оценки оборудования, после чего давал свои разъяснения. Как впоследствии оказалось, сборка водоочистного оборудования производилась из элементов производства Китай и частично изготавливалась прямо на площадке.

В итоге, ввиду отклонения от проекта, руководство УКСа остановило монтаж. А по данному факту несоответствия оборудования проекту было возбуждено уголовное дело. В процессе проведения следственных действий в 2014 году управление МВД России по Орловской области попросило меня выступить в качестве эксперта в данном уголовном деле. В ходе проведения экспертизы я отвечал на вопросы, поставленные мне следователем. 25 января я был вызван суд, где давал пояснения по выполненной экспертизе. Адвокаты обвиняемой стороны втроем пытались убедить суд в моей некомпетентности в вопросах водоподготовки, а также задавали различные вопросы на тему: а не заинтересован ли я в поставке оборудования, которое было предусмотрено проектом. Все эти вопросы были связаны с тем, чтобы судья усомнилась в моем заключении и исключила его из материалов дела.

По факту получается, что я приложил свою руку к тому, чтобы китайское оборудование не появилось на станции обезжелезивания.

Но ведь страшно себе представить, что могло бы случиться, если оборудование не соответствовало бы тому технологическому процессу, который был принят проектом, и вот в этом бы случае станция обезжелезивания могла бы представлять опасность для здоровья людей. Изменения процессов окисления, конструктивные изменения дренажных систем, изменение режима и вида промывки могут оказывать решающее влияние на работу станции обезжелезивания воды.

В результате ответа на вопрос о своей заинтересованности в поставке оборудования, предусмотренного проектом, в суде я и произнес фразу «Да. Будь моя воля, я бы никогда в жизни не допустил данный проект к реализации. Но у меня не было такой возможности». Этой фразой я и подчеркнул свое отношение к данному виду (или технологии) очистки питьевой воды. Сославшись на то что данный вид очистки может вызывать раковые заболевания. И как мне казалось, тем самым я подтвердил свою не заинтересованность в поставке оборудования заложенного проектом.

Ранее я уже отмечал, что технология обезжелезивания методом окисления железобактериями мне не нравится. Что касается второй части фразы «Но у меня не было такой возможности», говорит о том, что технология и оборудование полностью соответствовало всем предъявляемым требованиям. Но эта фраза абсолютно не означает, что Орловская станция обезжелезивания может вызывать раковые заболевания. Я за то, чтобы на нашей станции обезжелезивания стояло оборудование соответствующее всем требованиям строительных и санитарных норм, а не китайское оборудование которое не рассматривалось в процессе экспертизы.

Повторюсь, что на станции обезжелезивания г. Орла предусмотрены и реализованы все мероприятия по предотвращению таких последствий, управляет и обслуживает станцию грамотный и опытный персонал, а за качеством питьевой воды постоянно ведет наблюдение Роспотребнадзор Орловской области. Сам же проект станции обезжелезивания имеет положительное заключение Государственной экспертизы и заключение Роспотребнадзора о возможности его реализации.