Жизнь на волоске
©
Недавний публичный разнос, устроенный подчиненным из департамента здравоохранения губернатором Вадимом Потомским, породил больше вопросов, чем ответов. С одной стороны, областные власти, наконец, признали существование дефицита лекарств для льготников, следовательно, признали, скажем так, недостатки в своей работе, что бывает нечасто. С другой стороны, невольно напрашивается вопрос: почему это произошло только сейчас? Неужели чиновники из высших эшелонов власти не знали о том, что тяжелобольным пациентам приходится всеми способами искать деньги, чтобы не умереть?
Устраивая «взбучку» на аппаратном совещании в администрации области, Вадим Потомский в горячке даже употребил слово «саботаж». Кто не знает, саботаж – это умышленное неисполнение или небрежное исполнение определенных обязанностей, скрытое противодействие осуществлению чего-либо. То есть, губернатор как минимум подозревает, что в его окружении завелись недруги. Говорят, пара чиновников департамента уже лишилась работы. Правда, подтверждения тому нет. Может, всего лишь слухи? Что за работники? За что именно их уволили и уволили ли вообще? Может, перевели на другую работу, не менее престижную и оплачиваемую? Почему «героев» не представили народу? Их отсутствие явно снизило эффект от публичной порки.
Что подумает обыватель, посмотрев сюжет с совещания? Ну, покричал губернатор, погневался, потряс воздух. Ну, посидели его подчиненные, уткнув носы и взгляды в стол, в первый раз, что ли? Им не привыкать. Разносы устраивали во все времена, и при Строеве, и при Козлове. При Потомском если разноса на совещании нет, подчиненные беспокоиться начинают, не захворал ли глава? Со стороны складывается впечатление, что миссию свою чиновники видят лишь в том, чтобы мастерски сыграть на публике, причем публикой можно назвать их самих. Один ругается, другие внимают. Всем понятно, кто главный. Они не должны забывать, кто главный. Это есть фундамент вертикали власти. Совещание закончилось, разбрелись по своим углам и… забыли о нем.
Ситуация с обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями льготников показательна. Губернатор ругается уже два месяца. И что? Да ничего. Ну, сообщила пресс-служба губернатора, что экстренно выделены миллионы рублей на закупку лекарств, так как в аптеках региона лежат две тысячи отсроченных рецептов. Ну, заключили несколько прямых договоров поставки. А раньше почему это не делали? И где гарантия, что через месяц ситуация не повторится? Ну, сказал губернатор, цитирую, «недопустимо, когда нуждающиеся тяжелобольные люди не могут получить жизненно необходимые им лекарства». Да это же любому… любому понятно. К тому же жизнь показала, что в Орловской области подобная ситуация допустима, раз допустили. Опомнились, только когда запахло народным бунтом. Пресс-служба так и написала о принятых срочных мерах в своем релизе: «Для снятия социального напряжения…».
Однако за всеми порками и разносами как-то забылось о том, что речь идет не просто о здоровье, а в ряде случаев о жизни больных людей. Они в буквальном смысле зависят от лекарств. И зачастую лекарства стоят столько, что человек не может оплатить их из своего кармана. Когда в аптеке ему говорят, что препарата нет, так как его не закупили из-за отсутствия бюджетных средств или из-за того, что какой-то там якобы уволенный мелкий чиновник что-то напутал в конкурсной документации, пациенту легче не становится. Он же не объяснит своему организму, что лекарства нет, и надо, мол, как-то перетерпеть. И не заключит перемирие с болезнью. Лекарство ему нужно здесь и сейчас, а не когда-то там после того, как губернатор якобы кого-то уволит.
На наш взгляд, реальное отношение властей к проблеме озвучивается не на аппаратных совещаниях, которые все больше напоминают хорошо поставленное шоу, а в залах судебных заседаний. Людям ничего не остается, кроме как приобретать «льготные» препараты за свой счет, а затем отсуживать у департамента деньги. Нам известен случай, когда родственникам ребенка-инвалида пришлось заложить квартиру и взять кредит. На аппаратном совещании об этом не говорили. Между тем, в Орловской области постепенно растет количество исков льготников к департаменту здравоохранения. Отметим, что в суд идут, как правило, люди отчаявшиеся либо те, чье лечение стоит очень дорого. У них просто нет иного выхода.
В качестве иллюстрации приведем статистику суда Советского района Орла. Как правило, подобные иски рассматриваются в нем – по месту регистрации департамента здравоохранения. Согласно официальной статистике, в 2014 году там было рассмотрено всего одно гражданское дело по иску льготника, имеющего право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. В прошлом июле требования были удовлетворены. Суд обязал департамент здравоохранения обеспечить истца лекарственным препаратом (даже скажем, каким – «Даназол»), а также взыскал с него сумму, которую льготник вынужденно потратил из собственного кармана на покупку препарата.
В 2015 году Советским районным судом Орла рассмотрено уже семь таких гражданских дел. Если оперировать бесстрастными математическими формулами, а именно так обычно и поступают чиновники, то количество исков выросло в семь раз, или на 700 процентов. Как сообщили ИА «Орловские новости» в суде, список лекарственных препаратов, за которые шел спор, разнообразен. В него, в частности, вошли такие препараты, как уже упомянутый «Даназол», «Афинитор», «Сутент», «Трипторелин» и «Эналаприл».
Упаковка «Даназола» в 200 мг, к примеру, в розницу продается от 15 тысяч рублей и выше. Дозы и сроки лечения индивидуализируют в зависимости от заболевания, эффективности терапии и переносимости препарата. Как правило, взрослым назначают примем от 200 до 800 мг в день. Вот и считайте, сколько надо денег на лечение. Цена «Сутента» в розницу начинается с 250 тысяч рублей. Не случайно такие препараты правительство РФ включило в список жизненно важных, обеспечение которыми производится за счет бюджета.
Средства выделяет федеральный бюджет. От местных чиновников требуется лишь вовремя подать заявку, причем она должна быть достоверной. Кроме того, в круг их обязанностей входит проведение закупок. Как сообщили в Советском райсуде, по трем из рассмотренных дел предметом рассмотрения являлись не лекарства, а изделия медицинского назначения, а именно: тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови. Об одном из них ИА «Орловские новости» уже рассказывало.
Такие тест-полоски необходимы юной жительнице Северного района. Но в аптеке их не оказалось. Мама обратилась в прокуратуру, а та пошла в суд. Иск был удовлетворен в полном объеме. В этом нет ничего удивительного, ведь департамент здравоохранения еще не выиграл ни одного подобного процесса. Статистика неумолима – либо иск удовлетворяется в полном объеме, либо дело прекращают в связи с добровольным исполнением департаментом заявленных в иске требований.
Практика показывает, что в большинстве случаев чиновники не признают иски. Характерен упомянутый процесс о тест-полосках. В суде представитель ответчика заявила следующее: «департамент предпринимает все необходимые для обеспечения граждан Орловской области, имеющих право на льготное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения, в рамках выделенных финансовых средств. В связи с недостатком выделенных для обеспечения федеральных льготников финансовых средств тест–полоски на второй квартал 2015 года не закупались». Вот и вся позиция – нет денег, нет лекарств. Интересно, что сказала бы представительница, если бы в такой ситуации оказалась она сама или кто-то из ее близких.
Подобные будто бы заранее отрепетированные фразы звучат в судах довольно часто. Причем чиновники отлично знают, как возразит суд. Существует не только список жизненно важных лекарств, есть еще и закон, который обязывает власти обеспечивать больных препаратами. В нем нет ни строчки о том, что отсутствие денег в казне является основанием для отказа в оказании помощи пациенту. Иначе в нашей стране, наверное, уже миллионы людей умерли бы. Важно знать, что в соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медпомощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Гарантии оказания такой помощи инвалидам дает федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». А согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2005 года № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств», рецепты на лекарственные средства, включенные в утвержденный правительством страны перечень, «обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение». Не могут чиновники этого не знать.
Но вернемся к процессу о тест-полосках. Суд в своем решении подчеркнул, что департамент здравоохранения Орловской области обязан был закупить для обеспечения льготных категорий граждан изделия медицинского назначения, а именно тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови. «Ссылка представителя ответчика на недостаток выделенных денежных средств для обеспечения федеральных льготников лекарствами и изделиями медицинского назначения не может быть принята судом во внимание, поскольку бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации», - сказано в решении. Вот и все, что надо знать. И нечего кивать на федеральный центр, на дыры в бюджете – этого нет в должностной инструкции. Не справляешься с работой, будь добр, освободи место. Почему из-за тебя должны страдать люди? Еще и губернатор нервничает и вынужден отвлекаться, когда ему надо строить особую экономическую зону. Ох, нехорошо…
В заключение отметим, что в суде Советского района в эти дни рассматривается еще три иска от льготников, недовольных поведением департамента здравоохранения. Букмекеры не принимают ставки на исход процессов. Он и так ясен – департамент проиграет. За истцов можно по-хорошему порадоваться. Однако не отпускает ощущение циничности происходящего. Суд отнимает не только нервы, но и время. Его у чиновников полно, и оно у них строго регламентировано. За исключением сотрудников нескольких подразделений областного правительства, остальные не перерабатывают. Приходят строго по расписанию, обедают строго по распорядку и уходят ни минутой позже окончания рабочего дня.
У льготников, здоровье и жизнь которых, так уж получилось, поставлены в прямую зависимость от желания и умения чиновников работать, времени нет. На счету не только каждая копейка, но и каждая секунда. Их гложет болезнь, которая не спит и не уходит на обед, которой нет дела до финансовых проблем региональной власти. Она старается убить человека, а человек всеми силами сражается за свою жизнь. Цинизм заключается в том, что чиновники лишь декларируют помощь таким людям. А в реальности отношения предпочитают выяснять в суде, будто забыли известную поговорку: «Все под Богом ходим»…
Максим Романов