Геннадий Парахин: Даже «Мослифт» готов закупать орловские лифты

icon 22/07/2015
icon 15:03
Главная новость Важная новость
Геннадий Парахин: Даже «Мослифт» готов закупать орловские лифты

Автор:

В начале этого года в Орловской области был создан департамент промышленности и связи. Его возглавил бывший бизнесмен, политик и даже в какое-то время гражданский активист Геннадий Парахин. С момента создания новой структуры на Орловщине произошло много событий, связанных с промышленной отраслью. Это не только создание особой экономической зоны и научно-промышленного кластера приборостроения, но и «бунт» рабочих «Дормаша», обострение кризиса на ОРЛЭКС и разного рода иные моменты, так или иначе относящиеся к сфере действия департамента. На минувшей неделе корреспондент ИА «Орловские новости» Светлана Чебанова встретилась с Геннадием Парахиным и выяснила, почему «бунт» - это не вызов, а предупреждение, остались ли в регионе пустые ниши, где можно зарабатывать, и когда наконец на Орловщине начнется радостная жизнь и процветание.

- Департамент был создан недавно. Каковы цели и основные задачи новой структуры?

- В департаменте два направления: промышленность и связь. Самое проблемное – это, скорее, связь. Потому что ей в Орловской области не занимались вообще на протяжении 5-7 лет. Но самое злободневное и самое тяжелое сейчас – это промышленность. Она дает 30% регионального бюджета, и в ней занято более 52 тысяч человек. Чтобы предприятия хорошо жили и даже развивались, нужны две вещи. Первая – это наличие устойчивого рынка для своего сектора продукции. Второе – это продукты, которые завод предлагает.

Учитывая задачу по импортозамещению, есть большой потенциал для промышленных предприятий. Нам необходимо создать линейку продукции, которая замещала бы импортную. Чтобы сделать это системно, отчасти и был создан департамент. Многие вещи предприятие самостоятельно потянуть не может. Поэтому мы сейчас делаем большой упор именно на создание кластера, на взаимодействие с научно-образовательными учреждениями, которые в рамках инжениринговых центров могли бы создавать готовый продукт для предприятий – рабоче-конструкторскую документацию, допромышленные образцы.

- Какие виды именно материальной поддержки может предложить, помочь получить департамент промышленности?

- В целях недопущения спада производства, Правительством РФ предусмотрены меры государственной поддержки. По Минпромторгу проходят пять основных программ промышленным предприятиям. Определенные меры поддержки разработаны и в рамках других министерств. В регионе создаются промышленные зоны, технопарки, которые позволяют обеспечить коммуникациями, предоставить льготы по налогам. В рамках особой экономической зоны, над созданием которой работает губернатор Орловской области Вадим Потомский, очень серьезные налоговые преференции не только региональные, но и федеральные. Кроме того, департамент промышленности выступил с инициативой о создании фондов поддержки промышленности: стартап фонда и так далее. Есть другие формы помощи – слоев много.

- Сейчас много говорят об особой экономической зоне. Насколько она реальна для Орловской области и какую роль может сыграть?

- То, что сейчас происходит в стране в экономике, нормальным назвать нельзя. Но у меня есть уверенность в позитиве, уверенность в том, что мы как-то выкарабкаемся, выберемся, переживем эти времена в подъеме. Сейчас губернатор принимает решения очень быстро и довольно смело. Не всякий руководитель региона позволит себе добиваться у президента создания особой экономической зоны в тот период, когда правительство предлагает все их отменить, так как они не очень удобны для федерального бюджета. Надо понимать, что на это не каждый способен. Это в меня вселяет серьезную уверенность: мы выйдем из сложившегося положения.

- Складывается ощущение, что промышленностью никто не занимался до Вадима Потомского. Так?

- Как это можно не заниматься, если это треть бюджета Орловской области? Подход был другой.

- А какой подход будет? В чем разница?

- У всех разные подходы. Абсолютно разные. При Козлове ситуацию с «Орлэксом» пытались решить, но не пришли ни к чему. Мы сейчас занимаемся «Орлэксом» и просто диву даемся, как можно было довести завод до банкротства при устойчивом портфеле заказов, причем по нескольким отраслям сразу. Мы специально делали рассылку на 81 предприятие-потребителя, 60 из них выказали готовность снова сотрудничать. Мы поможем возродить завоз через «Промтэкс», задача в сохранении производства и специалистов, а не в разбирательствах.

- Собственник предприятия, акционеры должны быть заинтересованы в том, чтобы их производство получало прибыль и развивалось. Почему тогда многие оказались неконкурентноспособными?

- Наука – это очень важное направление, которое иногда заводы недооценивают. Не все маркетинговые службы работают на обновление линейки. Ситуация, которая произошла на заводе «Дормаш», обусловлена многими факторами. Там корни еще в кризисе 2008 года. С другой стороны, восемь лет прошло, а завод этот «хвост» так и не подтянул. Они остановились на той линейке, которая была. Завод выпускал грейдеры, погрузчики, несколько лет назад освоил выпуск бульдозеров, последние высокого качества и довольно современные, и все. Задача департамента – помочь им выйти на новый уровень, помочь разобраться с рынком.

- Получается, что не заинтересованы в развитии, если к этому не подталкивать? Арбитраж регулярно публикует новости о банкротстве предприятий, список «погибших» представителей орловской промышленности все увеличивается. Может, была пройдена некая точка невозврата?

- При той макроэкономической ситуации, которая сложилась, у многих одна беда: они не в состоянии платить те налоги, которые им начисляют. Ситуация с Болховским заводом полупроводниковых приборов, которая сложилась еще при прошлом губернаторе, возникла на пустом месте. Есть такое понятие как «зачет НДС». Там очень много тонкостей и нюансов. А налоговая инспекция, подходя формально, отказала в возмещении заводу на довольно большую сумму. Или другая ситуация. Сейчас у завода «Флакс» нехватка оборотных средств в связи со снижением количества заказов. Но налоговая инспекция, как только возникает задолженность по налогам, сразу проводит блокировку счетов. А это сразу делает невозможным ведение хозяйственной деятельности, то есть, ставит предприятие в безвыходную ситуацию. Заводу «Дормаш», чтобы разблокировать счета, нужно выплатить налоги – 63 миллиона рублей, тогда он начнет нормально работать. Можно поработать с кредиторами, и они, понимая перспективу, пошли бы на уступки. Но у предприятия заблокированы счета, и все деньги, которые приходят, просто списывают. Нам предлагают делать реструктуризацию долгов по банку, но не применяют инструменты реструктуризации долгов по налогам. Налоговая инспекция действует в строгом соответствии с законодательством РФ, но законы кризиса диктуют другую финансовую стратегию. В последнее время налоговая инспекция Орловской области оказывает серьезную помощь в разрешении правовых тупиков. Я искренне благодарю за это руководителя Орловской налоговой службы Владимира Колесникова. Но, конечно, на федеральном уровне должны быть приняты постановления и законы кризисного периода.

- Кто-нибудь пытался применить реструктуризацию налогов в Орловской области?

- Да, на заводе «Дормаш» налоговая инспекция предложила пути разрешения правовых тупиков. Но дело не только в налогах. Чтобы расширить линейку заказов, надо выходить на другие сегменты рынка. Надо выпускать погрузчики на газомоторном топливе. С дизельным двигателем техника может применяться только на открытом воздухе, а эти предназначены для работы в закрытых помещениях, они будут пользоваться спросом. Но «Дормаш» не может разрабатывать и производить, если нет средств. Будем искать разные финансовые инструменты для вывода завода из кризиса. Если мы добьемся – это будет очень серьезный шаг.

- А если говорить в целом по заводам, которые сейчас работают в Орловской области, все оказались в одинаковой непростой ситуации?

- В Орловской области еще ситуация более-менее благополучная. Не очень приятные процессы на предприятиях, которые работают на общепромышленный рынок. Еще хуже на тех заводах, которые завязаны на бюджет. Но в Орловской области много предприятий, которые ориентированы на монополистов: «Роснефть», «Газпром» и ОПК. У них складывается обратная ситуация: они загружены настолько сильно, что вынуждены работать в две - три смены. Например, завод «Сибмаш», БЗПП, «Протон», «Ливгидромаш» и другие. На последнем запускают новый цех, который позволит им на 30% увеличить объем выпускаемой продукции. Завод «Техмаш» не может брать заказов больше, так как просто не справляется с объемами, хотя предложений очень много.

- А можно ли наладить взаимодействие между успешными и менее удачливыми коллегами, чтобы не упускать заказы?

- Вопрос внутрирегиональной кооперации – это тоже задача департамента. Очень непростая задача, потому что много подводных камней. Но здесь мы видим очень серьезную перспективу. Региональная кооперация – это один из рычагов поддержания наших заводов, привлечения новых. У некоторых есть возможность получить еще больше заказов, но мощностей не хватает.

- Получается, есть пустые ниши, в которых можно зарабатывать?

- Да, конечно, есть. Но на эти ниши нужно дорабатывать. Слово «кластер» неприятное и слух режет, но это один из инструментов, который позволяет реализовать эту политику. Кластер «Приборостроение» – 22 предприятия. В его рамках создали программу по выпуску лифтового хозяйства. Кстати, они сделали очень интересную кооперацию: каждый выпускает свой сегмент, только лебедку покупают за пределами региона. Прорабатываем вопрос с департаментом ЖКХ, чтобы лифты, которые сейчас будут подлежать ремонту, приобретали у наших орловских заводов. Если этот опыт получится, то даже «Мослифт» готов закупать орловские лифты.

- Антимонопольная служба не выскажется в защиту конкуренции, если департамент ЖКХ нацелится на работу только с орловским производителем?

- Я молодой чиновник, всю жизнь занимался бизнесом. И в конкурсах играл очень много по всем регионам. Еще не было ни одного субъекта, который бы не был заинтересован в том, чтобы побеждали местные компании. В конкурсе, как правило, основной решающий критерий выигрыша – это низкая цена. Если региональная компания, у нее, наверно, накладные расходы будут ниже. Кроме того, в условия конкурса могут быть заложены различные условия. Все торги в Российской Федерации регулируются двумя законами: ФЗ 44-й и ФЗ 223-й. Во всех регионах очень интересно, грамотно пользуются ими. Если, допустим, было бы объявление конкурса с последующей эксплуатацией, по-моему, было бы оправдано и разумно. Я здесь не вижу каких-то противоречий с антимонопольной службой. В любом случае региональная компания всегда будет в более выигрышной ситуации. Здесь раздули какую-то шумиху, я считаю, что она совершенно не объективная и политизированная.

- Пару слов о политике. Редко такое бывает, когда сразу в одну неделю два бунта на двух предприятиях. Связано ли это с грядущими выборами или оппонентами действующей власти?

- А почему бунта? Людей волнует невыплата зарплаты. Они в тяжелой ситуации. Но один из главнейших вопросов, который ставят – сохранение своего завода. Первый вопрос на «Орлэкс» – почему наш завод закрывают? Они просили сделать что-нибудь, чтобы завод сохранить. Это не бунт, а народная инициатива. Завод «Дормаш» – не бунт, предупреждение. Люди поставили два важнейших вопроса на том собрании. Первое – выплата заработной платы (кстати, после нашего вмешательства выплачена часть и намечены пути к погашению дальнейшей задолженности). Второе – сохранение завода. Я бы отметил, что менеджмент завода «Дормаш» руки сложили, потому что «везде плохо» и ждут хороших времен. Но так не бывает. Встряхнули, всколыхнули, с собственником поговорили. Инициатива рабочих была оправдана. С этим «кризисом» у многих людей, появилось пассивное отношение к жизни. «Вот кризис кончится – все расцветет и запахнет». Многие просто заняли выжидательную позицию. Но так нельзя, надо обязательно самому что-то делать.

- Сложилась добрая и позитивная картина. Так ли это?

- Не хватает еще многого. Кроме того, у нас должно быть соответствующее освещение. Объективизм и популяризация – это очень важные элементы в индустриальном развитии России вообще, регионов и подавно. Здесь роль прессы, блогеров и так далее громадная. Сейчас в Орловской области много негативных и необъективных публикаций. Обстановка не совсем такая, как ее описывают.

Светлана Чебанова