Что известно о трагедии в элитной школе в Подмосковье
Что известно о нападении ученика на школу в Подмосковье
© «Орловские новости»
В элитной Успенской средней общеобразовательной школе в подмосковном поселке Горки-2 16 декабря произошла чудовищная трагедия. Ученик девятого класса, пятнадцатилетний подросток, в балаклаве и с ножом в руках напал на людей, что привело к гибели ребенка и ранению охранника.
Хронология событий
Нападение началось утром, около 9:00. Подросток, который был учеником этой же школы, вошел в здание с холодным оружием и перцовым баллончиком. Он атаковал школьного охранника, после чего нанес смертельное ножевое ранение десятилетнему ученику четвертого класса. Перед нападением или сразу после него подросток опубликовал в чате своего класса 15-минутное видео, снятое от первого лица, на котором видно, как он собирает подозрительное устройство, а затем ходит по школьным коридорам с оружием. Также он разослал одноклассникам объемный манифест под названием «Мой гнев». После нападения подросток захватил в заложники как минимум одного школьника, закрывшись с ним в кабинете. Переговоры со спецназом завершились штурмом помещения, и примерно в 10:30 утра нападавший был задержан.
Последствия
В результате жестокого нападения один ребенок погиб, а охранник получил ранения. Из здания школы в срочном порядке были эвакуированы все дети. Ученики выбегали на улицу без верхней одежды и искали укрытия в подъездах ближайших домов. Более ста человек нашли временное пристанище в соседнем культурно-спортивном комплексе «Дом молодежи». Детский омбудсмен Московской области Ксения Мишонова пообещала оказать необходимую психологическую и иную помощь всем пострадавшим. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье об убийстве.
Возможные причины
Следствие рассматривает несколько версий произошедшего, включая как личные мотивы, так и возможную идеологическую подоплеку. В социальных сетях распространились фотографии задержанного, на которых видна надпись на его футболке — «No Lives Matter» (с англ. «Ничья жизнь не важна»). Это выражение известно по одноименной мизантропической организации, пропагандирующей насилие и терроризм. По данным СМИ, нападавший сделал селфи на фоне тела убитого им ребенка. После задержания правоохранительные органы начали проверку подростка на причастность к экстремистским движениям, изучают его социальные сети и назначат психиатрическую экспертизу. Специальные службы также проверили кабинеты школы на предмет возможного взрывного устройства.
Череда нападений
Эта трагедия произошла на следующий день после другого тревожного инцидента в учебном заведении. В школе № 191 в Санкт-Петербурге 15 декабря подросток напал с ножом на учительницу математики, а затем ранил себя. В результате пострадали педагог и двое учеников. По предварительным данным, причиной могло стать нежелание подростка посещать дополнительные занятия.
Мнения о случившемся
Трагедия в Успенской школе вызвала широкий резонанс и острые дискуссии среди экспертов и законодателей о глубинных причинах произошедшего и мерах безопасности. Депутаты и уполномоченные по правам ребенка указывают, что за чудовищным инцидентом стоит системный кризис.
Как заявила председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина, это история не только о преступлении, но о психологическом неблагополучии подростков и формальном, а не эффективном, присутствии психологов в образовательных организациях.
«Непоправимая трагедия. Желание выразить сочувствие родителям, одноклассникам, директору школы. Но с другой стороны, это показывает, что это системная проблема в наших образовательных организациях. Это — история психологического неблагополучия, это история о том, что у нас формально присутствует психолог в школе», — сказала Останина в беседе с telegram-каналом Shot.
Она также отметила, что технологические меры вроде биометрии не решат проблему, так как оружие можно пронести в портфеле, и призвала к созданию в школах систем безопасности уровня аэропортов с привлечением профессиональных служб.
Детский омбудсмен Орловской области Константин Домогатский поддержал этот вектор, подчеркнув, что ключевое внимание должно быть уделено профилактической работе с несовершеннолетними, особенно в интернет-среде, которая, по его мнению, стала основным каналом распространения деструктивного контента и навязывания опасных идей.
«Естественно, надо усилить работу профилактическую с несовершеннолетними, потому что мы обращаем внимание, что такие нарушения идут через деструктивный контент в интернете, через навязывания не совсем правильных суждений, мыслей. Всем органам профилактики надо вот эту работу усиливать», - подчеркнул Константин Домогатский.
Таким образом, мнения сходятся в необходимости глубокой психологической и социальной работы с подростками.