«Творчеством надо заниматься даже для себя»: Геннадий Майоров о новой книге, проблемах писателей и борьбе с чиновниками

©
Накануне в Орел приехал депутат Госдумы РФ, член фракции «Единой России», экс-директор ФСБ и генерал армии Николай Ковалев. В ходе своего визита депутат принял участие в торжественной церемонии награждения ветеранов Отечественной войны памятными медалями, пообщался с орловцами в региональной приемной председателя ЕР Дмитрия Медведева и посетил ряд районов области. В интервью ИА «Орловские новости» Ковалев дал оценку подготовке Орловщины к юбилею Победы, рассказал, почему неправ Виктор Шендерович, раскритиковавший Рекорд Победы, высказал свое мнение относительно памятника Сталину, а также прокомментировал заоблачные зарплаты глав «Роснефти» и «РЖД» Игоря Сечина и Владимра Якунина.
- Николай Дмитриевич, с какими чувствами пожаловали на Орловщину в канун Дня Победы, и вообще - можно ли вас назвать частым гостем?
- Начну с того, что на Орловщину я стараюсь приезжать раз в месяц, и никогда не пропускать знаковые даты. В эти дни здесь буквально все пропитано духом патриотизма. И приехав в этот раз, в канун юбилея великой Победы, я очень рад, что встречаю людей, в особенности молодежь, с гордостью рассказывающих свою историю, которую они знают и чтят.
Кроме того, в Орловской области особая атмосфера отношения к ветеранам, которая характерна только для этого региона.
Знаете, что еще первым делом бросается в глаза? Радостные лица. В отличие от многих городов, где я бываю и где горожане несколько угрюмы, в Орле у людей лица, скажем так, празднично-радостные. И это замечательно.
- Как на ваш взгляд, готов ли Орел к празднованию Дня Победы?
- Я уже успел проехаться по городу, посмотреть на подготовку. Могу отметить праздничное оформление, улицы стали гораздо чище. Лучше стал асфальт. Конечно, проблем с этим еще много, но если говорить в целом, то атмосфера праздника чувствуется. Можно с уверенностью констатировать, что город к празднованию юбилея Победы - готов.
- Как вы знаете, уже завтра, 7 мая, в Орле состоится патриотическая акция «Рекорд Победы». В рамках мероприятия будут установлены два мировых рекорда, один из которых станет массовым: 10 тысяч орловцев выстроятся в звезду героя Советского союза на стадионе им.Ленина. Второй рекорд установит начальник орловского спорта Александр Муромский. Он намерен гнуть об голову арматуры. Буквально на днях данную акцию в «Новой газете» коротко, но остро прокомментировал известный публицист Виктор Шендерович. Гонорар за свой текст он пообещал перечислить «в Орловскую психиатрическую службу». Кроме того, в интернете появляется немало комментариев простых горожан, которые также стали выражать свое возмущение: дескать, зачем, по сути, карнавал и шоу устраивать под «знаменем» священной Победы. Что можете сказать по этому поводу?
- Самое первое и самое главное. Я считаю однозначно: чем чаще Орел заявляет о себе на международном уровне, тем лучше. То, что событие проходит в нашем городе — это, безусловно, здорово. Это наша гордость. А изгаляться, как мы с вами знаем, можно по любому поводу.
Классический пример. Я сам на очередной День Победы предложил создать такую электронную игру. Есть армия Гудериана, в ней, скажем, столько-то танков, столько-то иной техники, столько-то солдат. И есть, к примеру, противостоящий им орловский гарнизон. С таким же количеством военных сил. Бой ведется по следующим правилам: если ты выходишь за пределы исторической правды, то, извиняй, как говорится — «гейм овер», ты проиграл, начинай сначала. Какие при этом мысли? Эта игра ведь, по сути, процесс изучения истории. Дети любят играть. Так давайте сделаем это еще и познавательным действом, извлечем пользу. И что же вы думаете? Блогеры начинают писать: «Ковалев предложил создать игру, в которой всегда побеждает Советский Союз». То есть понимаете, да? Можно извратить все.
Так что я считаю, что на это обращать внимание не стоит. Тем более если учесть то, сколько человек читают «Новую газету». Не берем Москву и Питер. Единицы. К тому же мы прекрасно знаем, кто такой Шендерович.
Что еще важно понять. Довольно долгое время в обществе дискредитировалось само слово «патриот», «патриотизм». Вы помните, как часто использовалась фраза «Патриотизм последнее прибежище негодяев» - вырванная из контекста, смысл ее абсолютно искажен. И тот же самый Шендерович к этой компании «доброжелателей» подключился, и мы все это видим.
Я хочу сказать, что как бы ты ни ненавидел свою страну, как бы ты ее ни любил, все-таки нужно оставаться объективным и оценивать ситуацию в том же ключе. Давайте представим, что Орел откажется от акции «Рекорд Победы». И что? От этого кому-то легче станет? И я хочу спросить: а кому сейчас от этого плохо? Да, другое дело, что, может быть, следовало установление этого рекорда не посвящать юбилею Победы. Наверное, это правильно. Но сама атмосфера во время праздника — это же нормально. Гипертрофированные формы, конечно, не должно все это принимать. «Я посвящаю это событие дню великой Победы» и тд. - это, на мой взгляд, лишнее.
Еще один положительный момент акции, который я могу отметить, — это привитие психологии победителя. В чем многие годы была наша общая проблема? В том, что многие россияне были подвержены так называемому синдрому неудачника. Неудачник всегда во всем винит всех, кроме себя. Государство, власть, все кругом виноваты. Виноваты в том, что жизнь у него не задалась, карьера не задалась, проблемы в личной жизни. В этом все вплоть до президента виноваты. От такой психологии нужно избавляться, в том числе путем проведения патриотических акций.
- Еще один болезненный для Орловщины вопрос: установка в областном центре памятника Сталину. Ваше мнение?
- На мой взгляд, любые памятники должны быть священны. Разрушать памятники — это варварство, кому бы они не стояли. Да, можно по-разному относиться к историческим личностям, но я всегда говорю: не уважаешь ты его, так не возлагай цветы — в чем проблема? Но памятник - это частичка истории. Да, Сталин фигура противоречивая. Но давайте не забывать, что многие люди умирали с его именем на устах. Да, у нас историки до сих пор ведут «гражданскую войну». Одни Сталина идеализируют, другие поливают только черной краской. Но человек же не может быть соткан либо из белого, либо из черного. Это всегда ком противоречий. Человек состоит из полутонов, и нельзя, исходя из коньюктуры сегодняшнего дня, относится к тем или иным событиям истории соответствующим образом.
Благодаря этой «коньюктурности» мы теряем нашу молодежь. Возьмем учебу. Было время, когда никто не знал, к кому ты попадешь на экзамен по истории: то ли к читателю «Огонька», то ли к адепту марксизма-ленинизма. Как отвечать? Исходя из коньюктуры. Так ломалась психология целого поколения. Люди не историю изучали, а приспосабливались. И этот отпечаток отложился на наших современниках. Таким образом мы теряем целый пласт принципиальных людей, людей, готовых отстаивать свою точку зрения.
- И все же. Памятник ставить будем или нет?
- На мой взгляд, этот вопрос должен решаться абсолютным большинством голосов жителей города. Другое дело, что, как мне кажется, здесь всегда будет разделение примерно поровну. Но лично моя позиция — нам сохранить бы старые памятники, прежде чем думать о новых. И не возводить те, которые способны внести раскол в общество.
- На Орловщине довольно часто поднимается вопрос о статусе «Детей войны». На встречах с ветеранскими организациями губернатор уже не раз говорил, что вот-вот, уже скоро Госдума примет закон. И до сих пор ничего не принято. В чем дело? На какой стадии зависли?
- Я бы выдал Нобелевскую премию тому, кто предложил бы вменяемую формулу определения «дети войны». Есть разные точки зрения и предложения. Кто-то говорит так. Давайте считать детьми войны всех, кто родился с ноября такого-то года… Но уже тут возникает вопрос: а почему с ноября? И так далее. Я, например, предлагал признать детьми войны тех людей, кто на войне потеряли родителей. На мой взгляд, совершенно четкий критерий. Но эксперты мне говорят: вы внесете очередной раскол. А в чем он выражается? Отвечают: а если через год родители скончались, через месяц? Это же все равно последствия войны. Получил ранение, лежал в госпитале полгода, скончался. Признавать их детей, простите за тавтологию, «Детьми войны»? И опять категория становится абсолютно безразмерной. В широком смысле у нас больше половины населения страны дети войны. Вспомните, сколько пало на полях Великой Отечественной войны. Поэтому в Госдуме по-прежнему идут споры по определению критериев, кого считать детьми войны. На мой взгляд, этот вопрос, может быть, так остро не стоял, если бы мы в первую очередь решали вопросы «для всех». А это увеличение пенсионного обеспечения. И тогда бы от общего не отделялось частное. Пока же, повторюсь, споры продолжаются.
- Вопрос как к депутату Госдумы. На днях «Роснефть» раскрыла размер оклада своего президента Игоря Сечина: 15-20 миллионов рублей в месяц. Более того, для президента предусмотрена и годовая компенсация в размере 150 процентов годового оклада. Народ — ахнул. Ранее Forbes назвал примерное жалование главы РЖД Владимира Якунина. Цифры отличаются не многим. Народ тогда тоже ахнул. Скажите, это вообще нормально? У нас без Сечина «Роснефть» развалится? Оправданы ли зарплаты топ-менеджеров?
- Совершенно убежден, что такие зарплаты неоправданны. Но вопрос этот нужно решать в плоскости закона. Та же «Роснефть» — это акционерное общество, которое вправе самостоятельно определять, кому сколько платить.
- А почему Госдума не вмешивается?
- Вмешивается, и вмешивается активно. Но насколько это позволяет закон. Делаются соответствующие запросы. Закон о «золотых парашютах» - это только первый шаг. Сегодня федеральный закон не позволяет вмешиваться в деятельность частных компаний с тем, чтобы отрегулировать там зарплаты. Но, я думаю, постепенно с этим вопросом как-то разберемся. Движемся в этом направлении.
- Последний вопрос. В следующем году выборы в Госдуму. Пойдете?
- Я не загадываю так далеко. Все будет зависеть от настроения орловцев и от их желания продолжать видеть меня в качестве своего избранника. Я очень рад, что судьба забросила меня на Орловщину. Мне кажется, что мы дышим одним воздухом, мы оцениваем ситуацию одинаково, но загадывать рано. В конце концов, если люди скажут, что я им нужен в Госдуме, значит — пойду. Я всегда говорю, что депутат — раб своих избирателей.
Беседовал Денис Волин