В Орле начинается «зачистка ларьков». Почему Хинштейн и участники СВО такое не одобряют?
![](https://region.center/source/Orel/pavel4/150230.jpg)
© ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ"
Орловская мэрия, планирующая кардинальную ревизию нестационарных торговых объектов, не одинока в своих желаниях и точно не является первопроходцем. "Орловские новости" обобщили опыт других регионов, где общественность тоже возмущалась "зачисткой ларьков".
Еще по теме: Более 700 орловцев уже пожаловались на грядущий передел орловских ларьков
Объекты нестационарной торговли - наследие уже ушедшей эпохи, где вместо маркетплейсов был "молочный" рынок, вместо электронных СМИ и Telegram-каналов люди читали газеты, а в отсутствие гаджетов все время нужно было покупать ручки и прочие канцтовары (из-за чего по городу было много ларьков Роспечати).
Кроме того, повсеместно торговали овощами, фруктами и цветами, а часто - тряпками и солнечными очками.
Насколько все это было законным, доподлинно неизвестно. Например, критики Василия Уварова в свое время сообщали, что в свой последний рабочий день тот подписал трехзначное количество распоряжений, связанных с муниципальной недвижимостью и вызывавших подозрения. Уголовные дела в отношении бывшего градоначальника до суда так и не дошли, поэтому сейчас не столь принципиально, как все тогда было. Важно, что ни для кого не будет откровением, если окажется, что многие орловские предприниматели долгие годы занимались уличной торговлей с ведома городских властей, но все же незаконно.
Также вопросы может вызывать, кто из предпринимателей платит налоги (в том числе - как именно это делает) и как оформляет наемных работников. А в эпоху премьерства бывшего налоговика Михаила Мишустина подобное, конечно, выглядит странно и вызывающе. За последние годы власти сумели вернуть в правовое поле гораздо более злостных и крупных неплательщиков налогов, нежели мелкие торговцы.
Еще одним аргументом, используемом сторонниками "зачистки" ларьков, является антисанитария. Например, как, покупая товар, быть уверенным, что данная продавщица не ходит в ларьке "на ведро". А ведь среди товаров часто есть мороженное, цветы и выпечка. Аналогичные вопросы могут быть и к условиям хранения овощей и фруктов, а также - к производителям шаурмы.
Важный момент - внешний вид города. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что хаотично построенные и разнородные сооружения уродуют пейзаж. На фоне цивилизованных магазинов все это выглядит как "Москва Лужкова" в сравнении с "Москвой Собянина" или "Черкизон" в сравнении с "Крокус Моллом". Для Орла это обстоятельство особенно важно, поскольку за последние годы город и так сильно изуродован серой плиткой и вырубкой деревьев. Кроме того, как и прежде, по дорогам колесят не только низкопольные "Лиазы", но и архаичные "ПАЗики" с "Газелями".
Несмотря на заманчивость "окончательного решения ларечного вопроса", не все это одобряют. Как сообщил первый зампред облсовета Михаил Вдовин, уже сейчас более 700 орловцев пожаловались на планы мэрии.
Многие из них бояться потерять основной источник дохода. Для нынешних мелких предпринимателей это может быть вдвойне обидно, поскольку совсем недавно они умудрились пережить пандемию коронавируса и соответствующие ограничения, которые многие не стеснялись называть геноцидом малого и среднего бизнеса.
Учитывая, что после пандемии начались СВО и ужесточение антироссийских санкций, людям, работающим на себя, легче не стало.
Любопытно, что, в отличие от орловских властей, этот момент хорошо понимают в соседнем Курске. Александр Хинштейн, исполняющий обязанности местного губернатора, пока не имеет большого управленческого опыта, зато хорошо чувствует политическую конъюнктуру. Поэтому он обратился к подчиненным с требованием думать, прежде чем что-то делать.
"Глава региона попросил замглавы администрации Курска Николая Цыбина быть осторожнее с наведением порядка в сфере уличной торговли. Он подчеркнул, что понимает, что многие из торговцев нарушают законодательство, но к людям с невысоким доходам, по мнению ио губернатора, нужно относиться с пониманием", - рассказывали пару недель назад наши коллеги из "Курских новостей".
Немаловажно, что среди представителей малого и микробизнеса есть люди, оказывающие помощь участникам СВО. Разумеется, это обстоятельство не является аналогом средневековой индульгенции (такие правовые инструменты распространяются только на непосредственных участников боевых действий), однако, пока мирное соглашение не достигнуто, эта тема общественную значимость будет иметь. Не секрет, что волонтеры, собирающие именно частные средства, закупают для армии огромное количество дронов, систем радиоэлектронной борьбы, продовольствия, инструментов и транспортных средств.
Не случайно, что именно эта тема уже взбудоражила общественность Екатеринбурга. Местные участники спецоперации записали видеообращение к уральскому полпреду Артёму Жоге (который сам является героем Русской Весны и ветераном СВО) и потребовали помочь тем, кто помогает им. Действия, аналогичные планам орловских властей, военнослужащие назвали "переделом мэрией рынка киосков в пользу бандитов". Кого именно там подразумевают под "бандитами", не столь важно. Главное, что участники СВО заостряют внимание на том, что среди предпринимателей-киоскеров есть их "товарищи по борьбе".
"Екатеринбургский кейс" формируется прямо сейчас. Чем все там закончится, пока неизвестно.
Еще один риск "зачисток ларьков" - двойные стандарты чиновников. Так, в Челябинске еще много лет назад предприниматели были в бешенстве от того, что ухоженные павильоны, в которые они вкладывали деньги, оказались на штраф-стоянке, зато стоявшие по соседству "вонючие ларьки с шаурмой" успешно пережили сложный период и продолжили работать.
На русских людей, исторически склонных к требованию справедливости, "выборочный демонтаж" действует как красная тряпка на быка. А если это еще дополняется хамством и безнаказанностью мелких чиновников, то получается взрывоопасная смесь.
Но не всегда реформы сопровождаются волнениями. Так, в соседнем Брянске только за 2019 год было снесено 214 ларьков. При этом, власти смогли пройти этот период без потрясений. Хотя эта тема остается для наших соседей актуальной и сейчас.
Как сообщают коллеги из "Новостей Брянска", уже в 2025 году разногласия решались в том числе и в судебном порядке.
Так, один индивидуальный предприниматель попытался оспорить правила внешнего облика киосков, утверждённые постановлением администрации Брянска (это один из местных поводов для сноса ларьков). Он утверждал, что эти требования ограничивают его право на торговлю и создают дополнительные препятствия, не предусмотренные федеральным законодательством. Однако суд первой инстанции признал, что киоски относятся не только к сфере торговли, но и к градостроительству. Следовательно, внешний вид объектов должен соответствовать единому городскому дизайну, обеспечивая благоустройство и эстетический порядок. Областной суд пришел к тем же выводам.
Как именно болезненная реформа пройдет в Орле, пока неизвестно. Но то, что массовые жалобы начались еще до начала "зачистки", пока вселяет пессимизм.