Шарль де Голль, старец Илий и Александр Невский. Кого вспоминали в Орле, обсуждая бюст Сталина
В Орле прошло общественное обсуждение установки бюста Сталина
© ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОВОСТИ"
4 октября в КДЦ “Металлург” прошло общественное обсуждение установки бюста Сталина в парке Победы. Рассказываем, как это было.
Мероприятие было запланировано на вечер пятницы вдалеке от центра города. Несмотря на отсутствие официальных анонсов, многие все равно о нем узнали из СМИ и нашли возможность поприсутствовать.
На порожках гостей встречали сенатор Иконников, зампред облсовета Дынкович и депутат Спиридонов.
До начала мероприятия появилась информация о том, что городская администрация мобилизует студентов для участия слушаний. На самом деле, студентов на обсуждении было довольно немного - либо мобилизацию в последний момент отменили, либо ее не удалось организовать. Студенты ОГУ присутствовали в зале, но в небольшом количестве и активно участвовали в обсуждении вопроса.
“Главное, чтобы власовцев-навальнистов не было”, - поделился ожиданиями от мероприятия боец “Бригады Катукова”, пришедший в военной форме с красной повязкой. По его словам, чем моложе аудитория, тем “ближе она к левым взглядам”.
Модератором встречи выступила Мария Родштейн. Она работает начальником градостроительного управления, но временно исполняет обязанности заместителя мэра.
В первую очередь она предупредила, что в случае сигнала ракетной опасности, всем нужно бежать к вахте. Впоследствии это не понадобилось - украинцы с союзниками не посмели тревожить орловцев в столь важный час.
Родштейн объяснила собравшимся, что предметом обсуждения является внешний вид парка Победы. По ее словам, согласно первоначальной концепции, в парке было решено установить 30 скульптур, посвященных людям, непосредственно участвовавших в планировании операции по освобождению Орла.
В центре композиции должен находится Иосиф Сталин (как тогдашний верховный главнокомандующий). Вокруг него - полководцы, включая маршала Жукова. И дальше - наиболее выдающиеся участники операции.
Городские депутаты уже обсуждали эту концепцию и ни у кого не возникло вопросов ни о Жукове, ни о Рокоссовском. В качестве токсичной политической фигуры выступил Иосиф Сталин, в связи с чем парламентарии переложили ответственность за принятие решения на всех горожан.
Их можно понять. Усилиями политиков времен Хрущева вокруг (на тот момент уже покойного) Сталина был создан непримиримый конфликт, основанный на культе личности. Часть граждан считает, что Сталин - символ победы в величайшей войне, создатель полутора тысяч современных на тот момент промышленных производств и Отец народов. Другие ассоциируют это имя лишь с репрессиями, приписывая в их жертвы любых покойников, покинувших нас в период с 20-х по 60-е.
Рациональные люди могут заметить, что, согласно архивным материалам, приказов о помиловании Сталин подписал намного больше, чем приказов о расстрелах. Кроме того, значительная часть приказов о расстрелах была посвящена организаторам и участникам репрессий. Однако, в масштабах русской истории это не важно - Сталину отвели роль виновного за всю кровь, которую проливали люди в тяжелые десятилетия междоусобиц, вражды и масштабных свершений.
Другое дело - кто как к этому относится.
Мария Родштейн пыталась акцентировать внимание на том, что на общественное обсуждение вынесен не только вопрос с установкой бюста Сталина, но и вся концепция парка Победы. Но это не помогло. Всех интересовал только Сталин, каким бы он ни был.
Жертвы культа личности Сталина традиционно разделены на два непримиримых лагеря. Одни приписывают скромному кадровику все достижения, которых, рвя жилы, достиг в 20-м веке русский народ. Другие искренне верят, что тоталитарный лидер написал миллионы доносов на граждан, а потом сам всех их расстрелял.
Мэрия, выступившая организатором дискуссионной площадки, предоставила инициативу сторонникам первой точки зрения. А конкретно - городскому депутату Сергею Швалову.
И он сразу задал дискуссии высокий градус:
“Это выдающийся государственный деятель, это стратег. Сталин - это освобожденный Орел. Сталин - это указ о первом салюте в честь освобождения Орла и Белгорода. Сталин - это феноменальные темпы восстановления Орла после Великой Отечественной войны. Сталин - это пересмотр нашей истории. Он видел в СССР продолжение тысячелетней русской цивилизации. Сталин - это возвращение в нашу историю имен Александра Невского, Кутузова, Суворова. Сталин - это восстановление патриаршества”, - заявил Швалов.
Также он зачитал цитату самого Иосифа Сталина, которая была актуальна для поколений, создававших экономическую мощь России в прошлом, но снова получившей актуальность в наши дни:
“Мы должны сделать нашу страну экономически самостоятельной, независимой и базирующейся на внутреннем рынке. Мы должны строить свое хозяйство так, чтобы наша страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы. Чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица”, - зачитал Швалов.
Дальше слово взял учитель истории Колабенко, работающий в 18-й школе. А после него - учительница начальных классов из 5-й школы. Оба они решительно выступили за установку бюста.
Другой педагог, Андрей Ковыршин, являющийся директором лицея “Магистр”, занял оппозиционную к большинству позицию. Помимо основной деятельности, Ковыршин возглавляет организацию с пара-масонским названием “Братство святого Георгия Победоносца”. Он (вероятно, считая, что все присутствующие являются набожными православными) привел цитату старца Илия о большевиках-богоборцах, после чего озвучил и свои мысли.
Ковыршин напомнил о сословном геноциде, устроенном Сталиным и бедах православных крестьян. После этого он зашел с козырей, вспомнив, что в 1951 году глава государства подписал указ о борьбе с нищими тунеядцами, многие из которых были инвалидами Великой Отечественной войны.
Аналогия с СВО возымела свое действие, и часть собравшихся прониклась симпатией к оратору. Родштейн пыталась перебить Ковыршина, но столкнулась с противодействием народа.
“Почему коммунистов не перебивали?”, - кричали из зала люди, потом все равно проголосовавшие за установку бюста Сталина.
Родштейн уступила народу и дала педагогу закончить свою речь.
Дальше оказалось, что среди присутствующих есть человек, боровшийся за установку бюста Сталина еще в 1963 году. Женщина, вступившая в КПСС в 50-е годы, вспомнила недобрым словом Никиту Хрущева и его борьбу с культом личности Сталина и, предчувствуя триумф, заявила:
“Это будет для меня радостная весть, когда будет бюст Сталина стоять”.
Слово взял глава орловского “Царьграда” Игорь Ешин и напомнил присутствующим, что сейчас идет спецоперация, а на линии соприкосновения бойцам не хватает маскировочных сетей. Исходя из этого, было бы логичным сначала обеспечить всем необходимым военнослужащих, а уже после победы тратить деньги на бюсты.
На самом деле, никаких денег на бюст Сталина еще нет. В Орел приезжали скульпторы, и им понравился орловский парк Победы. Однако, по словам Марии Родштейн, деньги на будущие работы еще только предстоит привлечь из грантовых источников.
“Этот вопрос неуместен. Сегодня было два прилета. И эти деньги, которые вы хотите отправить на бюсты, давайте сделаем после победы,” - заявил сторонник православного миллиардера Малофеева.
Слово взял очень манерный представитель молодежной организации “Данилевский клуб” и пытался напомнить о репрессиях, в том числе - против жен врагов народа.
“Слава войскам НКВД!”, - громко и брутально ответила часть зала, наградив, правда, парня аплодисментами.
Важно отметить, что присутствующие и выступающие студенты демонстрировали поразительную отстраненность от культа личности Сталина. Их, поколение айтишников, интересовала роль политика в технологическом развитии России. При этом, студентов абсолютно не затрагивал пропагандистский шлейф (ни сталинистов, ни антисталинистов). Молодежь, бравшая слово, высоко оценила сталинскую индустриализацию и высказалась за то, что бюсту Сталина в Орле быть.
“Не надо политики, это великий человек!”, - заявил один из студентов.
Уже упомянутый ранее катуковец оказался лидером поискового отряда “Костер”, объединяющего 24 отряда (800 человек личного состава). Он лично работал с делами четырех тысяч советских красноармейцев и уверен, что Сталин был великим человеком.
“Я вообще не понимаю, что мы сейчас обсуждаем. Мы говорим о человеке, достигшем победы. Нашими руками, нашими силами, нашим стержнем. Мы сейчас пытаемся вычеркнуть историю? Лидера? Вы хотите вычеркнуть человека, который создал всех нас?”, - вопрошал поисковик.
Волонтер отметил, что под красными стягами и сейчас в зоне СВО берутся украинские высоты, чем вызвал овацию зала.
Следующий оратор вспомнил политзаключенных сталинской эпохи и сразу озвучил отношение к современникам:
“Вообще, когда я слышу сталинистов, я перестаю верить в людей. Мне хочется сказать - все пропало, Господь, жги”, - заявил орловец, но не нашел поддержки у публики.
Другой его единомышленник напомнил, что в Орле уже был бюст Сталина, но его снесли сами коммунисты. Мужчина усомнился, стоит ли сейчас ставить новый бюст, не зная, что его ждет в будущем.
Отдельное внимание было уделено фигуре французского лидера сопротивления и президента Шарля де Голля. Один из выступавших предположил, что уважению к русской истории следует учиться именно у французов. Он вспомнил, что де Голль, приехав в Москву, вместо встреч с советским руководством отправился к Кремлю и долго стоял у могилы Сталина.
Тему де Голля поддержал и сенатор Совета Федерации Василий Иконников, бывший последним выступающим. Он отметил, что после того, как французский политик заявил о желании выйти из НАТО, на страну обрушились миллионные студенческие демонстрации, инспирированные американцами. Тем не менее, в 21-м веке во Франции все же стоит памятник де Голлю, к которому прийти может любой желающий.
“Французы поставили ему памятник и вспомнили, что это тот человек, который восстановил Францию после войны. Все видится издалека. Я уверен, что к Шарль де Голлю приходят разные люди, которые его любят и которые его ненавидят. Нет ничего зазорного в том, что мы поставим бюст наряду с другими военачальниками, которые освобождали нашу область, как факт исторической справедливости. Это историческая личность. У него были и плюсы, и минусы”.
После выступления Иконникова состоялось голосование. Как нетрудно догадаться, воздержавшихся почти не было. 14 человек проголосовали против бюста Сталина, остальные - за. Решение принято подавляющим большинством голосов.