«Жизнь уже не будет прежней»: как орловские кофейни выживают после начала СВО

Как живут орловские кофейни после начала СВО

icon 27/10/2023
icon 09:30

© Фото: ОН

Фото: ОН

После начала спецоперации на Украине российский бизнес делает все возможное, чтобы выжить в условиях огромного санкционного давления. Исключением не стали кофейни. Еще в прошлом году ведущие производители техники и кофе начали объявлять об уходе с российского рынка. Не стабилен и курс российского рубля. Недавно федеральные СМИ сообщили, что колебание курса валют и рост цен могут заставить российские кофейни снизить требования к качеству кофе. О том, как изменилась работа орловских кофеен с 2022 года, «Орловские новости» узнали у самих владельцев и управляющих заведений.

Тяжело. Мы ужимаемся

Как рассказала управляющая сетью одной из сети кофеен, пожелавшая остаться инкогнито, поставщики давно увеличили цены на зерно.  «Есть проблемы с качественным зерном и поставкой его в Россию, но все реально достать - вопрос времени и денег», - пояснила она.

Еще год назад сети пришлось поднять цены, однако на это повлиял не только рост стоимости кофе.

«Цена за один килограмм зерна стала выше, цена на молоко увеличилась за один литр, цена на картонные стаканчики увеличилась и так далее» - объяснила управляющая сети.

Держать цены на прежнем уровне оказалось невозможным. При этом, по словам собеседницы «ОН», качество в сети не снизили.

Владелец сети кофеен «Маффин» Никита Пешехонов также указал на неоднократное повышение цен на кофе поставщиками.

«Мы также отталкиваемся от рынка. Если другие заведения начинают цены поднимать, то мы действуем таким же образом. Благодаря собственной обжарке мы цены можем удерживать долгое время на фоне всех колебаний, изменений курса, замерзшего урожая и прочего. Как только рынок сам начинает ползти вверх, то следуем за ним», - объяснил он.

В то же время, как объясняет Пешехонов, базовая цена на кофе в долларах фактически откатилась до уровня 2020-2021 года – то есть периода пандемии коронавируса и неурожая в Бразилии. Причем именно изменение курса рубля существенно повлияло на стоимость кофе.

Фото предоставлены Никитой Пешехоновым

Переходить на дешевое сырье в «Маффине» также не собираются. «Более дешевый кофе не планируем закупать. Скорее, даже в угоду своей маржинальности готовы работать благодаря собственной обжарке на текущем кофе. На том, на котором мы сейчас работаем или даже на чем-то более интересном», - поделился Никита Пешехонов.

Тем временем владелец кофейни «Зернышко и Листик» Анатолий Булыгин отмечает, что, в основном, повышать цены приходится из-за увеличения налогов и стоимости продуктов, того же молока.  По его мнению, рост цен на кофе не играет здесь большую роль.

«Тяжело. Мы ужимаемся, но пока так…Мы тоже недавно повысили, но мы с 2021 года не повышали цены. В общей массе где-то десять рублей на позицию…Максимум 20 рублей», - рассказал собеседник «ОН».

Причем, по словам Анатолия Булыгина, проблем с поставщиком кофе нет. Заведение продолжает работать с итальянской компанией, которая занимается обжаркой на месте.  «Они никуда не уходили и не собираются уходить», - добавил он.

Переходить на закупку более дешевого кофе Булыгин также не планирует. Как отмечает собеседник «ОН», такое решение чревато потерей клиентов.

Китайское оборудование уже проникает на рынок

Два собеседника "ОН" заявляют о проблемах с оборудованием для кофеен. Купить его можно, однако по высоким ценам.

«Мы работаем на итальянском оборудований. Все реально достать - время и цена, поэтому конечный продукт не может уже стоить столько, сколько год назад…Жизнь уже не будет прежней.  Это реалии, которые или ты принимаешь и идёшь дальше, или закрываешь бизнес и занимаешься чем-то другим», - объяснила управляющая одной сети.

По оценкам Анатолия Булыгина, стоимость некоторых кофемашин увеличилась в два-три раза. «То, что сейчас продают - это 90% запасы, которые в «жирные» времена завезли на склад», - продолжил он.

Закупать оборудование приходится в основном по предоплате.

Фото: ОН

Никита Пешехонов более позитивен в этом вопросе. Он отмечает, что основные бренды либо вернулись, либо никуда не уходили. Покинувшие российский рынок компании, замещают другие производители, в том числе, китайские.

«Китайское оборудование уже проникает на рынок.  Те же кофемашины в Москве закупают заведения небольшого формата. Пока тестируют. И кофемолки, и ростеры для обжарки кофе и так далее уже тоже китайцы давно делают нормальные. Теоретически, уверен, что есть из чего выбирать. По дизайну, по каким-то таким вещам если мы говорим про кофемашины - это самая лицевая часть, то, что видят посетители - китайцы в этом плане молодцы, на мой взгляд», - высказался Пешехонов.

Как указывает собеседник «ОН», стоимость оборудования привязана к курсу. Таким образом его колебание напрямую сказывается на цене.

При этом насчет повышения цен пока владельцы кофеен не задумывались. Они отмечают, что будут ориентироваться в этом вопросе, в том числе, на другие заведения. Иначе говоря, друг на друга.