Врач в Москве не отличается от врача в Орле. Как Клычков впервые в 2023 году поговорил с главами, но озадачил сенатора

icon 12/01/2023
icon 15:00
Главная новость Важная новость
Врач в Москве не отличается от врача в Орле. Как Клычков впервые в 2023 году поговорил с главами, но озадачил сенатора

Автор:

Губернатор Орловской области Андрей Клычков 12 января провел первое в этом году совещание с главами муниципальных образований. На нем коротко поговорили о региональных проектах, которые будут воплощать в жизнь в этом году чиновники, и долго обсуждали вопросы и проблемы региональной медицины. «Орловские новости» рассказывают, почему совещание не внушило уверенности в окончании реконструкции Красного моста в этом году, и как Клычков нагрузил сенатора Владимира Круглого и депутата Ольгу Пилипенко. 

Губернатор проводил совещание будучи в не совсем респектабельном положении. В том смысле, что он был простужен, периодически шмыгал носом, как он сам накануне выразился, и прибегал к помощи платка.

Впрочем, это не мешало ему выслушивать отчеты и делать замечания.Первым делом отчитывался вице-губернатор Вадим Тарасов. Его доклад был относительно кратким. Тарасов рассказал, что в 2023 году в регионе будут строить школы, ремонтировать спортзалы и дома культуры, оборудовать новые места для обучения детей по дополнительным программам, не забудут про дворы и дороги, а также в этом году запланировано «продолжение реконструкции Красного моста».

То есть в завершении реконструкции, судя по слайду и докладу, по-видимому, чиновники пока не уверены. В отличие, скажем, от мэра Орла Юрия Парахина, который уже несколько раз успел пообещать, что в этом-то году — сдадут, баста!

В конце доклада Тарасов предложил установить предельные сроки подписания соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов районам — до 1 февраля, и завершить заключение контрактов с подрядчиками — до 1 марта. И попросил глав районов серьезно к этому отнестись. 

Клычкову идея понравилась. Для начала он похвалил подчиненных за работу в 2022 году. Она, как оказалось, была лучше, чем в 2021-м. А затем сказал: «2023 год будет непростой. Мы всегда начинаем год с этих слов. Но 2022 год был совсем не простой. А этот год должен быть еще лучше».

Что касается предложения Тарасова об установлении дедлайнов, губернатор вспомнил русскую традицию, которая, как он счел, не нуждается в полном изложении. Губернатор был краток, просто попросив не откладывать все на декабрь.

«Старинная русская традиция, но давайте мы от нее откажемся», — сказал Клычков. «Давайте сразу договоримся, чтобы потом не было никаких вопросов».

Далее глава региона сменил тон. Он стал строже. Тех, кто не хотят успевать в сроки, Клычков предупредил, что скоро «мы дойдем до точки».

На этом моменте захотелось зажмуриться, мало ли что будет дальше. И губернатор не разочаровал. Эта самая точка означала, что его подчиненными будет выработан некий механизм, который позволит не самым приятным образом решать вопрос отстающих или не желающих поспевать за сроками чиновников. Здесь показалось, что речь шла именно об отставках. А может, и нет. Во всяком случае, у губернатора в голове уже есть какой-то план, это было видно даже несмотря на то, что он наверняка употреблял необходимые при лечении простуды медикаменты, что, конечно же, отражалось на его лице.

В конце своей реплики в адрес Вадима Тарасова губернатор попросил держать вопросы «Титаника», школы на Зеленина и Красного моста на особом контроле.

«Прошу всех синхронно работать», — попросил Клычков. Это было уже ко всем присутствующим. 

Хотя, услышали, возможно, не все. Во время выступлений губернатора в зале постоянно кто-то перешептывался, это было слышно даже в трансляции. За шептунов даже стало как-то неловко. Вдруг, когда глава региона «дойдет до точки», начнут именно с них…

Второй вопрос, стоявший на повестке, — оказание медпомощи в районах и городах Орловской области. 

«Многое сделано», — сказал Клычков. Что-то построили, что-то отремонтировали. Но тут же дал понять, что это обычная рутина, что  так в общем-то и положено делать. Поэтому губернатор попросил главу департамента здравоохранения Игоря Петчина рассказать то, о чем не всем наверняка известно.

И Петчин рассказал все. И начал он прямо с проблем, о которых говорил так же прямо. Глава департамента сразу же напомнил о низкой кадровой укомплектованности в медучреждениях региона, проблемы с маршрутизацией пациентов, недостаточность денег для восстановления материально-технической базы медучреждений и прочее. 

Но, как отметил Петчин, это реалии, и в них приходится работать. Выбора-то нет. Да и вообще, как следовало из дальнейшего доклада главы департамента, не все так пессимистично.

Петчин отметил, что в этом году оказание помощи пациентам будет проводиться во всех ЦРБ. Диспансеризация и профосмотры тоже не уйдут на второй план. Кроме того, Орловская область вошла в пилотную программу Минздрава по созданию единого колл-центра, что, по замыслу авторов, должно помочь пациентам записаться к любому специалисту по номеру 122.

«Эффект уже возымел действие. Более 20%, которые ранее не могли попасть на прием, уже реализовали эту возможность [благодаря программе]», — отчитался Петчин. 

Одна из главных проблем, которую озвучил Петчин, отсутсвие специалистов в районах. Процесс решения этой проблемы длительный. И пока, как сказал глава депздрава, принято решение о маршрутизации пациентов из тех районов, где нет нужных врачей в стационарах, в клиники областного уровня. Это в том числе позволяет сделать помощь федерального центра, за счет которой закупаются автомобили скорой помощи.

«Можно сказать, что автомобильный парк скорой помощи полностью обновлен», — сказал Петчин.

Кроме того, уточнил главный врач Орловской области, проблема нехватки медиков на местах решается с помощью выездов на места комплексных медицинских бригад. Их формируют в областной клинической больнице и детской больнице. В последнем квартале 2022 года эти бригады уже выезжали в районы. По словам Петчина, это позволило снизить смертность от БСК (болезни системы кровообращения). 

«Орловская область по этому показателю вышла с первых мест в России на середину», — отчитался Петчин. 

Также глава департамента коснулся вопроса санитарной авиации. Как известно, у Орловщины имеется свой вертолет. Который, правда, пока так и не летает. «Мы знаем, что у нас закрыто небо над Орловской областью, принято решение из-за экономической неэффективности, пока отказаться от санитарной авиации», — предупредил Петчин. По его словам, зато у региона есть санитарные автомобили, с помощью которых можно тоже довольно эффективно доставлять пациентов куда потребуется. 

Игорь Петчин также доложил, что в этом году в регионе внедрят «бесшовную маршрутизацию», что позволит одновременно с двух точек отправлять медицинские бригады и «на середине пути принимать пациента и эвакуировать его в клиники». «Это позволит оперативно возвращать машины скорой помощи в районе области», — уточнил Петчин.

«Поставленные задачи губернатором перед системой здравоохранения будут однозначно выполнены», — отчеканил Петчин в конце своего доклада. 

Однако на этом совещание не закончилось. Вопрос к главе депздрава возник у депутата Госдумы Ольги Пилипенко. Она попросила рассказать, сколько получают врачи коммерческих клиники в сравнении со специалистами госучреждений и как депздрав планирует возвращать кадры.

«Это коммерческая тайна, и никто с нами делиться не будет», — ответил Петчин относительно зарплат. Но тут же дал понять, что кое-какую информацию выудить все же удалось. По словам главы депздрава, данные эти извлекли из системы лечения по ОМС, ведь у частных клиник власти имеют право затребовать структуру расходов в этой части. 

«Оказалось, что в государственных организациях из общего объема структуры расходов около 60% идет на заработную плату. А в системе частного здравоохранения — 10%. О чем это говорит? Мы говорим о том, что, наверное, существует так называемая серая схема зарплат», — предположил Петчин. 

О том, как возвращать кадры, глава депздрава сказал столь же неопределенно. Мол, будут внедряться современные методы лечения, привлекаться «идейные» внештатные специалисты, развитие KPI медработников «позволит им вернуться в государственную структуру», уверен Петчин. «Потому что в частном сегменте это либо амбулаторное звено, либо узкий спектр косметических или небольших каких-то вмешательств, — сказал глава депздрава. — Если человек хочет развиваться профессионально, он может развиваться только в государственном секторе».

Тут уже слово взял губернатор Андрей Клычков. И неожиданно адресовал свой вопрос сенатору Владимиру Круглому.

— А почему уходят в частные клиники врачи? — спросил глава региона. Круглый сначала не понял, почему вопрос адресован ему. Но губернатор добавил:— Вы же врач, а не я. 

Клычков вспомнил, что Круглый был практикующим детским хирургом, когда возглавлял детскую областную больницу.

— Я думаю, что в первую очередь это вопрос заработных плат, — ответил Круглый. 

Тогда Клычков поинтересовался, как можно эту зарплату врачам в областных учреждениях повысить. И сам же начал отвечать на свой вопрос. 

— Я о том, что это вопрос не регионального регулирования. — сказал Клычков. — Давайте ставить вопрос.

Это он уже снова обращался к Круглому, а также и к депутату Госдумы Пилипенко. 

— Президент, слава богу, поддержал.  Есть доплаты медикам, — продолжил рассуждать Клычков. — Но мы понимаем, что они неконкурентоспособны с частным сектором. 

Круглый пытался что-то сказать, но губернатор решил, что еще не закончил свою мысль. Клычков попросил не вести теоретических дискуссий, а перейти в практическую плоскость. То есть обратился напрямую к сенатору Круглому и депутату Госдумы Пилипенко с тем, чтобы и они наконец поработали в этом направлении.

«Если мы вопрос на федеральном уровне не будем поднимать все вместе, то толку никакого не будет. Вопрос нужно поднимать сейчас. Иначе вопросы задаются Игорю Васильевичу [Петчину]. А ему что сказать? Сказать, что так получилось? Потому что студенты медицинских вузов идут в Москву в частный сектор. И мы получаем деградацию качества медицинских услуг и вымывание кадров из региона», — сказал Клычков. 

Также губернатор дал понять, что ему не нравится ситуация, когда врачи областных клиник совмещают работу с работой в частных. «Не хочется обо всех говорить, но чаще всего это ведет к некачественному выполнению работы в одном месте, и зарабатыванию денег в другом месте. Вот и результат», — сказал Клычков. 

Он заявил, что он не намерен в Орловской области заменить частной медициной государственную. И пообещал быть в этом вопросе принципиальным. Круглый был с ним согласен. 

«Вы правильно сказали, — обратился Клычков к Круглому еще раз. Он был решительно уверен, что они с ним нашли общий язык, — Врач в Москве ничем не отличается от врача в Орловской области. Но это будет бесконечная дискуссия, если мы не поменяем подход».

Затем губернатор счел нужным вернуться к докладу Петчина. Он попросил главу депздрава, что при всех реформах и модернизациях тот держал в голове сохранение качества медицинских услуг. И не только он. Клычков попросил Петчина посеять эту мысль даже в головах главных врачей всех орловских клиник. «Во главе у нас должен стоять пациент», — еще раз повторил губернатор. 

Петчин вроде бы усвоил сказанное. Но заговрил почему-то о другом. Как оказалось, другая вещь тревожила его в гораздо большей степени. Он говорил таким тоном, что было видно, все это его уже допекло. 

«Хочу информацию до всех глав довести, — перешел к главному для Петчина глава депздрава. — Ни в одном муниципальном образовании, ни в одной клинике стационарные койки не закрываются».

Затем Петчин объяснился. Он сказал, что периодически видит информацию об этом в СМИ, и не хочет, чтобы кто-то думал, что это правда. «На самом деле мы даже не планировали их закрывать», — сказал Петчин.

Губернатор его поддержал. И уточнил, что такие слухи плодят доброжелатели, но и департамент не дорабатывает — в части слабого информирования. «Это результат нашей с вами работы. Друзей у нас полно, кто-то что-то услышал, и начинают высасывать из пальца», — сказал Клычков.

В конце губернатор попросил не отпускать на самотек вопрос диализного центра. С одной стороны, сказал Клычков, есть решение суда. Но с другой — необходимость обеспечить права пациентов. Он отметил, что эта работа ведется, но не так публично, «как многим хотелось бы».

В конце совещания кто-то из собравшихся что-то выкрикнул из зала. Это позабавило не только участников совещания, но и губернатора.

«Что хорошо на Орловщине, это — что все люди все понимают», — отреагировал Клычков и попросил откланяться,  «немного простыл, чтобы вас не заражать».