«Я лежал среди гильз». История жителя соседнего региона, пережившего трагедию в Крокус Сити Холле

© Орловские новости
- Расскажите немного о себе. Чем занимались до отправки на СВО?
- Я военный пенсионер. Мог бы и никуда не идти, но долг, совесть и честь для меня и моей семьи не пустые слова. У меня выслуги 24 календаря, последняя должность заместитель начальника отдела спецназа. Короче говоря, подполковник запаса.
Мне 48 лет, родился в Орле в семье военных офицеров. В моем роду все офицеры, действующие, либо пенсионеры. Когда ушёл на пенсию по оргштатным изменениям, работал в коммерческих структурах, параллельно преподавал в Аграрном университете на экономическом факультете. Всем моим бывшим коллегам по универу передаю привет. Учился в аспирантуре в РАНХИГС, бросил уже на предзащите, не потянул по деньгам. Потом открыл свой маленький бизнес - ЧОП и учебный центр по подготовке охранников и параллельно вёл военно-патриотический клуб имени генерала А. П. Ермолова. Там дети занимались борьбой и спортивной стрельбой. Учитывая среднюю цену за тренировки мои занятия были почти бесплатны.
В Отрадинской школе вёл кадетские классы. Их было три. Все воспитанники, кто сдавал нормативы ГТО, сдали на золото.
В 2015 году мне из Москвы поступило предложение создать региональное отделение практической стрельбы России и на её базе при поддержке ДОСААФ создать учебный центр по подготовке и формированию мобилизационного резерва.
Какое-то время это всё работало на личном энтузиазме моих друзей и коллег. Но господдержки я не дождался, больше того, нашлись добрые чиновники, которые похоронили этот проект ещё не родившись.
- Как давно принимаете участие в СВО? Почему решили отправиться?
- После того, как фактически не удалось реализовать проект, я остался без работы, а после и без семьи. Предпринимал попытки, чтобы найти достойную работу, но губернатор и мэр не считали мою кандидатуру достойную внимания, имея три высших образования и огромный опыт работы в различных отраслях. Выход был только один, чтобы выжить – продать старую машину, купить новую в кредит и таксовать последнее время до подписания контракта в январе 2022. Контракт на военную службу мне предложили подписать мои кураторы.
Имея хоть какой-то опыт в военном деле, мне заново пришлось быстро учиться в учебном центре подготовки в Ленинградской области, так как моя специфика работы сильно отличалась от предыдущей - сконцентрирована на борьбе с организованной преступностью и антитеррористической деятельности. За один месяц я освоил всё, кроме танка из сухопутных единиц вооружения. Согласился возглавить один из взводов: их было три в отряде ВОП. Взвод огневой поддержки: ЗУ-23, 2 миномета 120 мм, 2 ПТРК, 2 ПЗРК, снайперы, пулеметчики и стрелки.
В середине февраля нас всех, добровольцев, перебросили из Ленинградской области в Белгород на военно-транспортных самолётах и тут сразу стало понятно, что идём на Украину. В ночь с 22 на 23 февраля ко мне во сне пришёл мой дедушка фронтовик во всей своей амуниции, обнял меня и сказал, что будет всегда со мной рядом и убедил ничего не бояться.
И вот на следующий день с 23 на 24 февраля в составе мобильной штурмовой группы при поддержке трех танков и одного «Тигра» в районе Журавлевки пересекли государственную границу и сразу вступили в бой с погранзаставой "Закардонная служба СБУ".
Российские военные зимой 2022
- Как оцениваете боевой дух у российских солдат? С какими проблемами столкнулись в зоне СВО?
Боевой дух высокий, но с самого начала СВО мы были не готовы к такой встрече. Мы думали, что будет как в Крыму достаточно тихо, в лучшем случае локальные перестрелки, но не позиционные бои. К таким потерям мы точно были не готовы.
Уровень подготовки рядовых солдат регулярной армии оставлял желать лучшего. Слава Богу, что всю “грязную работу” выполняли бойцы Спецназ и ЧВК.
- Насколько важна поддержка земляков, находящихся дома - в Орле, районах Орловской области, да и других городах страны?
- Поддержка есть, мы её чувствуем, она очень сильно нужна для поднятия боевого духа. Писем нет и не было, гуманитарки ещё сюда не привезли [на передок, где находится “Филин”], в Мулино привозили. Соседям танкистам привозили.
- Ранее вы писали в соцсетях, что на фронте вместе со своим старшим сыном. Он отправился по своей инициативе?
- Да сам, плюс я знал, что будет мобилизация и поехал с сыном. Хотя мог бы и никуда не ехать. Он со мной вместе сейчас рядом и нам хорошо и спокойно. Он уже достаточно взрослый и самостоятельный человек, в 27 лет принимать такие решения.
Здесь нет депутатов, сотрудников администрации, барыг и так далее. Простые мужики в основном, которым особо-то и терять нечего. А Родину они любят и доказывают это на деле.
- Вы говорили о проекте центра подготовки мобилизованных. В чем его суть?
- Суть очень простая: я с единомышленниками купили землю в Орловском районе для строительства стрелкового полигона для гражданских. У нас в Орловской области нет ни одного такого объекта, это единственное место было бы, где все, у кого есть гражданское оружие, могли бы пострелять не покупая путёвку на охоту и не убивая животных. На тот момент в нашей области ничего подобного не было.
На этой базе планировалось развивать стрелковый спорт, проводить соревнования, а также воспитывать молодёжь и готовить к армии. Больше того, собирались проводить занятия и с резервистами. Занятия планировалось проводить не только по стрельбе, но и по тактической медицине, топографии и другим военным дисциплинам. Да много чего полезного можно было сделать. В России есть хороший пример - военно-патриотический клуб "Партизан" в Санкт-Петербурге. Там лучшие инструктора, все с боевым опытом. Они не бесплатные. Бюджет не даёт ни копейки.
После неоднократных обращений к органам власти в ответ мы слышали либо нет, либо “подождите, мы заняты, это не срочно”.
И вот мы дождались мобилизации. А проект так и остался проектом.
- Насколько помогают орловские власти?
- Мы получили помощь перед самым отъездом, там было то, что я просил - самое необходимое для работы. Больше ничего не было. Если и было, то только лично кому-то адресно от земляков и родственников.
Губернатор Орловской области на встрече с орловскими мобилизованными в учебке, октябрь 2022
- В Орловской области, как и по всей стране, проводится мобилизация. Несколько сотен орловцев уже в учебках на боевом слаживании. Может быть, есть какие-то практические советы?
- Советы, конечно же, есть и их много. Но постараюсь обратить внимание на самые главные:
Первое. Индивидуальная аптечка, купить всё что может вам пригодиться, потому что здесь медицина оставляет желать лучшего.
Мой сын медик и только на укомплектование групповой аптечки самым необходимым потратил больше 20 тыс. рублей. Список можно погуглить у выживальщиков.
В ютуб есть канал "Сталинград", там есть полный курс видео занятий по тактической медицине под руководством Ю. Йевича. Он практик и профессионал своего дела, очень полезная информация - для всех, кто сюда поедет, настоятельно рекомендую.
Второе. Обувь это всё! Упустил ноги - беда... Обувь, которую выдают, можно сразу выкинуть, да и форму тоже. Рамзан Кадыров зная эту проблему в республике открыл свою швейную фабрику и одевают там ребят полностью сами своей продукцией.
Рекомендую ботинки “Гарсинг” из Белоруссии, бюджетный вариант, или турецкие ботинки аналог НАТОвских LOWA. То, что выдали в январе, через 2 недели отвалилась подошва, куртка лопнула по швам. Поэтому решил по совету бывалых купить форму импортную - ей сноса нет, да и качество на порядок выше, хотя и недёшево.
Третье. Тёплые войлочные стельки и носки побольше. Стирать их тут некогда и бывает негде.
Третье. Перчатки тёплые и обычные.
Четвертое. Морской шарф и флисовую тёплую шапку. Тёплую флисовую балаклаву.
Пятое. Термогрелки химические.
Шестое. Очки баллистические, глаза беречь надо, а для ушей активные наушники - без них контузия обеспечена.
Седьмое. Резиновые сапоги ЭВА с чулком - распутица вещь очень неприятная, днём каша из земли и снега, а вечером всё замерзает.
Восьмое. Фонарик светодиодный налобный и батареи на сезон.
Девятое. Нож, он должен быть индивидуальным под себя и под задачи, максимально универсальным.
Беседовала Виктория Тихомирова