Агробароны и наемные работники: политолог Дмитрий Нечаев объяснил низкую долю среднего класса в Орловской области

icon 31/07/2022
icon 09:00
Важная новость
Агробароны и наемные работники: политолог Дмитрий Нечаев объяснил низкую долю среднего класса в Орловской области

Автор:

В Орловской области к среднему классу принадлежит 4,9% семей. Этот показатель, согласно исследованию РИА-Рейтинг, значительно ниже, чем в других регионах России. Подводя политические итоги недели, «Орловские новости» пообщались с политологом Дмитрием Нечаевым, и выяснили, с чем связано такое низкое место в рейтинге.
 

«Сама проблематика среднего класса – это очень чувствительный момент, связанный с социальным самочувствием людей. Сама категория среднего класса сначала была отражена в науке, была в политической практике стран Запада, и считается, что хороший показатель доли среднего класса – это выше 50%. Во всяком случае, на Западе это говорит о социальном благополучии общества. В России о среднем классе стали говорить не так давно – в 1990-е. И на протяжении 30 лет доля среднего класса варьировалась в пределах 20% в целом по России», - отметил собеседник «ОН».
 
В исследовании РИА принадлежность к среднему классу определялась, например, возможностью семьи покупки автомобиля и квартиры, необходимой для численности этой семьи, качественного ежегодного отпуска. Если даже семья пользуется кредитами, то после внесения ежемесячных платежей в семье должно оставаться не менее двух региональных прожиточных минимума на человека.
 
Как подчеркнул эксперт, к среднему классу нужно, в первую очередь, относить предпринимателей малого и среднего бизнеса, фермеров, чиновников с высокой заработной платой, и отчасти – креативный класс (хорошо оплачиваемых блогеров, дизайнеров и т.д.). Как правило, доля среднего класса высока в городах-миллионниках и там, где существует сервисная экономика (сфера услуг).
 
«Хороший пример – Воронеж, где существенно сократилась доля промышленных предприятий, но выросла сервисная экономика. Показатель в Орловской области действительно очень мал, но это связано не с тем, что власти плохо работают, это, в определенной степени, историческая традиция, так как Орловская область и в советское время и в постсоветский период отличалась тем, что там высокая доля аграрного сектора, где есть «агробароны» (владельцы крупных хозяйств) и те, кто трудится в качестве наемных рабочих. При этом доля малого и среднего бизнеса невысока. И тогда о каком среднем классе может идти речь?», - говорит Нечаев.
 
И действительно, для сравнения, в Липецкой области насчитывается 9,2% семей, относящихся к среднему классу, в Воронежской 8,7% (38 место), Курской 8,1%, Рязанской 7,9% (43 место), Белгородской 7,7% (46 место), Тульской 7,4% (50 место). В то время, как в Орловской области, напомним, менее 5%.
 
Причиной такого низкого показателя политолог назвал отсутствие в регионе сервисной экономики, а также ее «непрозрачность».
 
«В Орловской области есть высокая доля состоятельных людей, которые не обязательно афишируют свои доходы перед налоговиками. И я полагаю, что в Орловской области все-таки ситуация намного лучше, нежели она фиксируется данными Росстата и различными рейтинговыми агентствами. Я бы оценил долю среднего класса в Орловской области на уровне 12%. Как говорил Гете, «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Мне думается, что те доходы, которые не афишируются, просто пышно зеленеют. А рейтинговые агентства оказываются заложниками официальных цифр. 12% - тоже немного, но эта цифра больше отвечает реалиям региона, на мой взгляд», - заключил Дмитрий Нечаев.